Виктор Орта (Victor Pierre Horta, 6 января 1861, Гент, Бельгия – 8 сентября 1947, Брюссель, Бельгия) – бельгийский архитектор, один из пионеров стиля Ар Нуво в архитектуре. Орта спроектировал несколько знаковых сооружений в этом стиле в Брюсселе. Четыре из них находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Особенности стиля архитектора Виктора Орта: самые ранние его работы были выполнены в стиле модерн – с плавными растительными мотивами, мозаиками и витражами. После Первой Мировой войны стиль Орта изменился, стал более сдержанным и геометричным.
Выдающиеся работы Виктора Орта: Особняк Тасселя,
Особняк Сольве,
Дом ван Этвельде,
Музей Орта.
В биографиях очень многих творческих личностей – художников, писателей, музыкантов – можно прочитать о том, что в юности они были не слишком дисциплинированными и усердными. В случае с Виктором Орта биографы пошли еще дальше, без стеснения описывая его как «ленивого и туповатого» подростка. Едва ли современники могли вообразить, что юноша, не подававший никаких надежд, однажды станет одним из самых выдающихся архитекторов Европы.
ПеревоплощениеВиктор Орта родился в Генте в многодетной семье. Его отец Пьер изготавливал обувь высочайшего класса и, по воспоминаниям Виктора, обладал таким уровнем мастерства и был настолько влюблен в свое дело, что считал его некой формой искусства. Виктор же только разочаровывал родителя своим разгильдяйством, поэтому тот в наказание отправил мальчика работать на стройку к его дяде. На тот момент единственным, что вызывало у Виктора интерес, была игра на скрипке (он даже недолго проучился в гентской консерватории, но был исключен за плохое поведение), однако первое же знакомство с архитектурой все изменило. Орта вспоминал, что тогда на него снизошло озарение, и он увидел перед собой остаток своей жизни.
С этого момента жизнь Виктора Орта полностью поменялась. Он учился в Академии изящных искусств в Генте, а в возрасте 17 лет отправился в Париж, где стал работать в мастерской архитектора и декоратора интерьеров Жюля Дюбюиссона. В 1880 Виктору пришлось вернуться на родину после того, как умер его отец. Орта поселился в Брюсселе, женился и поступил в Королевскую Академию изящных искусств. От былой лени и нерадивости не осталось и следа: Виктор не только преуспел в учебе, но даже получил престижную архитектурную премию. Примерно в это же время его преподаватель и придворный архитектор короля Леопольда II Альфонс Бала предложил Виктору место своего ассистента. Орта был в восторге: он восхищался работами Бала и мечтал работать с ним, к тому же с таким покровителем для молодого архитектора открывались широкие перспективы. Возможность показать себя представилась Виктору почти сразу: он стал помогать Альфонсу Бала в проектировании и строительстве королевских оранжерей.
РазгонКак и следовало ожидать, наставничество Альфонса Бала сослужило Виктору Орта хорошую службу. К 1885 году он стал членом Центрального общества бельгийской архитектуры, открыл собственную независимую практику и построил три дома в родном Генте. В 1889 году Орта получил заказ на строительства
павильона, в котором планировалось разместить скульптуру-рельеф Жефа Ламбо. Масштабная работа размером 12 на 8 метров под названием «Страсти человеческие» требовала особого обрамления, поэтому Орта спроектировал для нее неоклассический павильон в форме древнегреческого храма. Это сооружение существует по сей день, однако для посетителей его открыли лишь несколько лет назад.
В то время как карьера Орта шла в гору, в его личной жизни все складывалось не слишком хорошо. Первая дочь Виктора и его жены Полин умерла в возрасте всего нескольких месяцев от роду. В 1890 году родилась их вторая дочь Софи, к которой Орта был очень привязан и получил опеку над ней при разводе с Полин.
Постепенно Орта обзаводился полезными связями. В 1888 году он вступил в масонскую ложу Великого востока Бельгии «Друзья филантропии», где познакомился с несколькими будущими заказчиками, а через несколько лет стал профессором архитектуры в Брюссельском университете.
ВзлётОжидания Виктора Орта от вступления в масонскую ложу оправдались: вскоре он начал получать заказы от других членов сообщества и построил одно из самых знаменитых своих зданий. В 1893 году Орта построил жилые дома для Эжена Отрика и Эмиля Тасселя. Позже архитектор вспоминал, что при проектировании этих двух зданий его целью было
«создать личный стиль, в котором можно было бы найти конструктивный, архитектурный и социальный рационализм».
Дом Тасселя часто называют самым первым зданием, построенным в стиле Ар Нуво. Именно здесь Орта начал работать над структурой металла, переплавляя его и скручивая в плавные формы, напоминающие побеги и завитки винограда. Подобные формы использовались и в украшениях мозаичных полов, изгибов люстр и балюстрад, и в формах лестничных перил. Орта говорил, что намеренно взял за основу декоративных элементов не форму цветка, а форму стебля.
Через Эмиля Тасселя архитектор познакомился с химиком и богатым промышленником Эрнестом Сольве. Его сын Арман предложил Виктору спроектировать роскошный дом в Брюсселе, практически предоставив ему карт-бланш. Орта продумал каждую деталь в этом здании, вплоть до дверных ручек и звонков, используя оникс, мрамор, бронзу и экзотические породы дерева, а к работе над дизайном парадной лестницы привлек художника Тео ван Риссельберга. Строительство и отделка
особняка Сольве заняли почти четыре года. Дом был завершен в 1898 году, и после этого начался самый «звездный» период в карьере Виктора Орта.
В 1895 году к архитектору обратились руководители бельгийской Рабочей партии с просьбой построить для них новую штаб-квартиру. И хотя Орта предпочитал держаться в стороне от политики, на этот раз он согласился, поскольку читал лекции об искусстве для членов партии и дружил с ее лидерами. Огромный многофункциональный
Народный дом, выстроенный из железа, стекла и кирпича, объединял под одной крышей офисы партии, магазины, кафе, места для отдыха, библиотеку и зрительный зал. К сожалению, это здание не сохранилось: после Второй Мировой войны Рабочая партия объединилась с другими организациями и освободила Народный дом. И в 1965 году, несмотря на массовые протесты, здание снесли, а на его месте построили небоскреб. Некоторые критики называют это событие «величайшим архитектурным преступлением» ХХ века.
Благодаря всплеску успеха Виктор Орта приобрел несколько земельных участков в брюссельском районе Сен-Жиль и построил здесь собственный дом и студию, где снова спроектировал все до мельчайших деталей. Сейчас это здание, благодаря усилиям его ученика Жана Делье, открыто для посещений как
Музей Орта. Кроме того, дом архитектора, особняк Тасселя, особняк Сольве и дом ван Этвельде внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
ПутешествиеС началом нового века карьера Виктора Орта продолжала идти в гору. Он построил еще несколько жилых домов в Брюсселе и стал получать заказы за пределами Бельгии. Одной из его знаковых работ этого периода стало здание универмага Wauqcuez в Брюсселе, в котором сейчас размещается
Бельгийский центр комиксов. Работы Орта также стали одной из главных достопримечательностей на первой международной выставке современного декоративного искусства в Турине в 1902 году.
Спустя четыре года Орта получил еще один крупный и важный заказ – на строительство большого комплекса сооружений для университетской больницы Бругмана в Лакене. Здания из красного и белого кирпича, расположенные на площади почти 18 га, отличались от ранних работ архитектора. Орта перешел от пышности и вычурности изогнутых линий к более сдержанным и рациональным формам. Строительство по такому масштабному проекту началось лишь в 1911 году, но было прервано из-за начала Первой Мировой войны. В результате комплекс достроили только в 1923-м, и в нем по сей день располагается больница.
В 1915 году Орта отправился в Лондон для участия в градостроительной конференции по реконструкции Бельгии, которая была опустошена войной. Вернуться на родину архитектору уже не удалось, поэтому из Великобритании он отправился в США. Здесь Орта оставался до конца войны, читая лекции в разных учебных заведениях, включая Гарвард, Йель и МТИ. В Штатах Орта впервые увидел небоскреб и понял, что время модерна в архитектуре уходит, и решил после окончания войны строить здания в соответствии с новыми тенденциями.
ПризнаниеПосле войны Орта оказался в тяжелом положении. Вернувшись в Бельгию в 1919 году, он продал свой дом и мастерскую, однако вскоре архитектор получил новый престижный заказ: ему поручили спроектировать
Дворец изящных искусств в Брюсселе. Строительство огромного сооружения заняло почти десять лет: Орта создал многофункциональный культурный центр с концертным залом, большим выставочным пространством, залом камерной музыки, кинотеатром и лекционными залами. Архитектор обратился к новой эстетике – геометризированной, прямолинейной, классицизированной – демонстрируя способность и готовность к трансформации собственного стиля.
В последние годы жизни Виктор Орта брался за очень немногие заказы, не считая постоянной работы над строительством
брюссельского железнодорожного вокзала. Однако, несмотря на это, архитектор не остался в забвении. В 1919-1920 годах он был награжден двумя высшими степенями отличия, присуждаемыми бельгийским государством – Орта был произведен в члены Ордена Короны и Ордена Леопольда. Несколько лет спустя его объявили членом французского Почетного легиона, а в 1932 году бельгийский король Альберт I присудил ему титул барона.
В 1939 году Виктор Орта начал работать над своими мемуарами, которые были опубликованы почти через 40 лет после его смерти. Во время Второй Мировой войны он сжег большую часть своих документов и чертежей, сожалея о том, что никогда не предпринимал попыток опубликовать свои работы. Возможно, это стало одной из причин, по которой Орта был забыт на долгое время после своей смерти в 1947 году. Строительство незавершенного брюссельского вокзала было окончено лишь через пять лет под руководством ученицы архитектора Максин Брунфо, которая строго следовала планам Орта.
Автор: Евгения Сидельникова