войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Архитектура
Дата создания: 1896
Местонахождение: Брюссель
Работа в подборках: 1 подборка

Описание работы «Храм страстей человеческих»

Храм страстей человеческих (известный также как Павильон Орта-Ламбо) – павильон в форме греческого храма, который Виктор Орта построил в брюссельском Парке Пятидесятилетия. Это строение было спроектировано для «обрамления» и демонстрации масштабного мраморного рельефа Жефа Ламбо «Страсти человеческие».

Жеф Ламбо представил проект будущей скульптуры на бумаге на Триеннале 1889 года в Генте, вызвав большой ажиотаж. Уже в следующем году король Леопольд II выделил скульптору 136 тысяч франков, чтобы воплотить амбициозную идею в жизнь. Огромный рельеф размером 8 на 12 метров состоит из множества человеческих фигур, изображающих счастье и грехи человечества, а над ними возвышается Смерть. Скульптура запечатлела и «отрицательные» страсти людей – войну, насилие и самоубийство.

Виктор Орта получил заказ на строительство павильона для скульптуры Ламбо благодаря рекомендации своего учителя Альфонса Бала, который был придворным архитектором Леопольда II. Небольшое строение, которое на первый взгляд выглядит как классический античный храм, на самом деле уже содержит элементы будущего «фирменного» стиля Виктора Орта. В павильоне нет ни одной по-настоящему прямой линии, каждая классическая деталь пересматривается и переосмысливается. После окончания Первой Мировой войны Орта вернется к подобному стилю, проектируя Центр изящных искусств в Брюсселе и Музей изящных искусств в Турне.

Храм страстей человеческих ожидала сложная и необычная судьба. Изначально планировалось, что павильон станет частью Международной выставки 1897 года в Брюсселе. Но, несмотря на то, что строительство было завершено в срок, официальное открытие павильона пришлось отложить из-за непримиримых разногласий между архитектором и скульптором. Орта спроектировал открытый фасад: по его задумке крыша, покоящаяся на колоннах, обеспечивала укрытие в дождливые дни, но отсутствие стен позволяло прохожим видеть скульптуру, прогуливаясь по парку. Ламбо же настаивал на возведении стены позади колонн. Спор оставался неразрешенным в течение нескольких лет, и в день торжественного открытия павильона 1 октября 1899 года храм все еще соответствовал задумке Орта.

Однако здесь вмешалось суровое общественное мнение. Откровенное изображение обнаженных мужских и женских тел и плотских утех, а также образ распятого Христа под фигурой Смерти возмутили консервативную бельгийскую публику. Всего лишь через три дня после открытия павильон спрятали от глаз зрителей за деревянной баррикадой. Под давлением общественности и властей Орта был вынужден все же построить стену за колоннадой. Она была возведена уже после смерти Жефа Ламбо, так что он так никогда и не увидел павильон в его нынешнем виде.

Храм страстей человеческих оставался без присмотра и был закрыт для публики в течение целого века, за исключением редких дней открытых дверей. Начиная с 2002 года павильон открывали на один час в день. В XXI веке подобные меры были продиктованы уже не консервативностью публики, а защитой от возможных актов вандализма. Однако здание, 100 лет остававшееся практически заброшенным, требовало срочного ремонта. Скульптура Жефа Ламбо тоже нуждалась в обновлении и восстановлении. Работы по реконструкции павильона и рельефа были полностью завершены в 2015 году. И сейчас Храм страстей человеческих наконец открыт для публики в летнее время.

Автор: Евгения Сидельникова
Комментарии