Талант Валентина Серова был неподвластен математике – случалось, что два плюс два в его исполнении равнялось пяти. И все же «Артхив» попытался пересказать жизнь и судьбу этого удивительного художника бесстрастным языком цифр.
По 13 ног рисует лошадкам маленький Тоша Серов: ноги – это пока просто тонкие линии, мальчику кажется, что четырех маловато, и он добавляет еще и еще. Лошади навсегда останутся его любимыми животными и, пожалуй, любимым объектом в живописи: если чей-то портрет можно сделать на фоне лошади – Серов непременно так и поступает.
50 рублей – таким был первый гонорар Валентина Серова, он получил его за копию картины Вячеслава Шварца «Патриарх Никон». «Вот, например, по заказу Д.В. Стасова Серов, еще будучи мальчиком, скопировал у меня в Москве «Патриарха Никона» В. Шварца, - будет потом вспоминать Илья Репин, - и эта копия исполнена лучше оригинала, потому что Серов любил искусство больше, чем Шварц, и кисть его более художественна».
Целых 300 рублей получает 19 летний художников от владельца московских рысистых конюшен Малютина: тот прослышал про юношу, который отлично рисует лошадей, и заказал ему портреты своих любимцев. Художник рассчитывал рублей на 25.
Всего 300 рублей заплатит Павел Третьяков за картину Серова «Девушка, освещенная солнцем». Павел Михайлович на молодых художниках экономил, объясняя это тем, что Репин или еще кто-то из корифеев всегда может написать что-нибудь такое, что придется покупать за любые деньги.
50 рублей – таким был первый гонорар Валентина Серова, он получил его за копию картины Вячеслава Шварца «Патриарх Никон». «Вот, например, по заказу Д.В. Стасова Серов, еще будучи мальчиком, скопировал у меня в Москве «Патриарха Никона» В. Шварца, - будет потом вспоминать Илья Репин, - и эта копия исполнена лучше оригинала, потому что Серов любил искусство больше, чем Шварц, и кисть его более художественна».
Целых 300 рублей получает 19 летний художников от владельца московских рысистых конюшен Малютина: тот прослышал про юношу, который отлично рисует лошадей, и заказал ему портреты своих любимцев. Художник рассчитывал рублей на 25.
Всего 300 рублей заплатит Павел Третьяков за картину Серова «Девушка, освещенная солнцем». Павел Михайлович на молодых художниках экономил, объясняя это тем, что Репин или еще кто-то из корифеев всегда может написать что-нибудь такое, что придется покупать за любые деньги.
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович
1888, 89.5×71 см
3 рубля подарил Валентин Серов своей кузине Марии Симонович в благодарность за то, что она 3 месяца позировала ему для картины «Девушка, освещенная солнцем». Мария собиралась из Домотканова в Петербург и деньги очень пригодились ей на дорогу. «Эта сумма представляла для него нечто, - вспоминала она позднее. – Он, как и многие художники того времени, страдал вечным безденежьем».
80 сеансов потребовалось Серову, чтобы написать портрет княгини Зинаиды Юсуповой. Серов, вообще, не отличался быстротой письма. К примеру, портрет графа Сумарокова-Эльстон, сына Зинаиды Юсуповой, он в общей сложности писал 2 года.
80 сеансов потребовалось Серову, чтобы написать портрет княгини Зинаиды Юсуповой. Серов, вообще, не отличался быстротой письма. К примеру, портрет графа Сумарокова-Эльстон, сына Зинаиды Юсуповой, он в общей сложности писал 2 года.
5 тысяч рублей запросил Серов за 4 портрета у Юсуповых (см. выше) – гонорар более чем скромный, учитывая несметные богатства этой семьи.
1 ч. 25 мин. длилась операция, которую Серов перенес в 1903 году в связи с прободением желудка.
22 года (до самой смерти) Валентин Серов прожил в браке с Ольгой Серовой (урожденной Трубниковой).
1 ч. 25 мин. длилась операция, которую Серов перенес в 1903 году в связи с прободением желудка.
22 года (до самой смерти) Валентин Серов прожил в браке с Ольгой Серовой (урожденной Трубниковой).
У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой
1886, 74.5×57 см
6 вариантов «Похищения Европы» написал Серов с 1907 по 1911 год.
45 лет было Валентину Серову, когда он получил письмо от министра народного просвещения Италии. Министр просил его – «одного из известнейших художников Европы» - продолжить давнюю благородную традицию и прислать в дар Галерее Уффици во Флоренции свой автопортрет. Серов эту просьбу проигнорировал.
А некоторые русские живописцы свои автопортреты в Уффици все же отправили - среди них (слева направо): Орест Кипренский, Иван Айвазовский, Борис Кустодиев.
45 лет было Валентину Серову, когда он получил письмо от министра народного просвещения Италии. Министр просил его – «одного из известнейших художников Европы» - продолжить давнюю благородную традицию и прислать в дар Галерее Уффици во Флоренции свой автопортрет. Серов эту просьбу проигнорировал.
А некоторые русские живописцы свои автопортреты в Уффици все же отправили - среди них (слева направо): Орест Кипренский, Иван Айвазовский, Борис Кустодиев.
40 франков – таким был самый большой выигрыш Серова в казино, о чем он не без гордости сообщал жене письмом из Биаррица.
30 тысяч рублей (из личных средств) согласился ежегодно вкладывать в «Мир искусства» Николай II, после того как Серов попросил его помочь журналу материально.
За 9,27 млн. фунтов ($14,510 млн.) ушел в 2014 году с аукциона Christie’s портрет Марии Цетлиной, став самым дорогим произведением русского искусства в истории лондонских аукционов.
30 тысяч рублей (из личных средств) согласился ежегодно вкладывать в «Мир искусства» Николай II, после того как Серов попросил его помочь журналу материально.
За 9,27 млн. фунтов ($14,510 млн.) ушел в 2014 году с аукциона Christie’s портрет Марии Цетлиной, став самым дорогим произведением русского искусства в истории лондонских аукционов.
Портрет Марии Цетлиной
1910, 109×74 см
В 14 лет Серов был вынужден оставить гимназию: количество двоек по латыни и математике превысило рамки приличий и терпение директора.
22 года было Валентину Серову, когда он написал главный свой шедевр - «Девочку с персиками».
22 года было Валентину Серову, когда он написал главный свой шедевр - «Девочку с персиками».
Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)
1887, 85×91 см
5 рублей – к такому штрафу приговорил Валентина Серова суд по обвинению в оскорблении власти. Инцидент произошел в 1911 году, когда Серов отказался явиться в полицию за справкой о благонадежности, которая была необходима для получения загранпаспорта.
212 подготовительных рисунков и вариантов сделал Серов для иллюстрации к басне Крылова «Тришкин кафтан». Художник работал над баснями Крылова 15 лет, а когда все же решил издать альбом, отобрал для него только 12 рисунков. Во-первых, он был слишком требователен к себе. Во-вторых, его больше интересовал процесс: под предлогом иллюстрирования басен он полтора десятка лет с удовольствием и восторгом наблюдал за животными, от лягушек в прудах из Домотканова до медведей и львов в зоологическом саду.
212 подготовительных рисунков и вариантов сделал Серов для иллюстрации к басне Крылова «Тришкин кафтан». Художник работал над баснями Крылова 15 лет, а когда все же решил издать альбом, отобрал для него только 12 рисунков. Во-первых, он был слишком требователен к себе. Во-вторых, его больше интересовал процесс: под предлогом иллюстрирования басен он полтора десятка лет с удовольствием и восторгом наблюдал за животными, от лягушек в прудах из Домотканова до медведей и львов в зоологическом саду.
Тришкин кафтан
1911, 26×33 см
6 детей было у Серова и его жены Ольги Федоровны: сыновья Александр, Юрий, Михаил и Антон и дочери – Наталья и Ольга.
485 788 человек посетили выставку Валентина Серова, которая проходила в Третьяковской галерее с октября 2015-го по январь 2016-го, была посвящена 150-летию художника и собрала около 250 его работ. Это рекорд посещаемости для выставок русского искусства за последние полвека. В январе длина очереди на Серова достигала 3 километров, выставку продлевали 2 раза, ее результатами стали также 1 сломанная дверь, 300 кг съеденной гречневой каши (для людей, стоящих на 15-градусном морозе, развернули военно-полевую кухню) и десятки интернет-мемов.
485 788 человек посетили выставку Валентина Серова, которая проходила в Третьяковской галерее с октября 2015-го по январь 2016-го, была посвящена 150-летию художника и собрала около 250 его работ. Это рекорд посещаемости для выставок русского искусства за последние полвека. В январе длина очереди на Серова достигала 3 километров, выставку продлевали 2 раза, ее результатами стали также 1 сломанная дверь, 300 кг съеденной гречневой каши (для людей, стоящих на 15-градусном морозе, развернули военно-полевую кухню) и десятки интернет-мемов.
Заглавная иллюстрация: Валентин Серов. Яблоки и листья, 1879
Автор: Андрей Зимоглядов
Автор: Андрей Зимоглядов