В 1876 году Всемирная выставка впервые проходила за пределами Европы – в Филадельфии. Ее проведение совпало с празднованием столетия принятия Декларации независимости США, поэтому в Штатах эту выставку называли Столетней. Томас Икинс, тогда еще не слишком известный художник, решил представить на выставке масштабное полотно. Сюжет, который он выбрал, был хорошо ему знаком со времен обучения живописи: Сэмюэль Гросс проводит операцию в своей клинике в Медицинском колледже Джефферсона на глазах студентов. Гросс был не только одним из лучших хирургов в США, но и потрясающим учителем, и в
«Клинике Гросса» Икинс сумел показать оба эти аспекта.
С точки зрения современного зрителя некоторые моменты, запечатленные на этом полотне, кажутся пугающими и даже немного неправдоподобными. К примеру, то, что сам Гросс, все его ассистенты и студенты, находятся в аудитории в уличной одежде (в другой картине Икинса -
«Клинике доктора Эгню» - хирурги одеты в операционные костюмы, но в то время даже это было редкостью, а перчатки во время операций станут надевать лишь спустя десятилетие). Кроме того, сомнения вызывает довольно скудное освещение «операционной», которому тоже есть объяснение. Подобные аудитории освещались только естественным светом, проникавшим сквозь окна в потолке, поэтому студенты по большей части оставались в тени. И, наконец, женщина в левом нижнем углу, в ужасе закрывающая лицо, но при этом почему-то допущенная в аудиторию, да еще и сидящая в непосредственной близости от «операционной».
Исследователи полагают, что эта женщина может быть матерью пациента, которая отворачивается, не в силах спокойно наблюдать за страданиями своего сына. Ее эмоциональная реакция резко контрастирует с холодным профессионализмом Гросса, спокойным, но в то же время сострадательным. В этом одна из главных особенностей творчества Икинса: он не приукрашает современную действительность, но наполняет свои работы чувствами и эмоциями, достоверно и без сентиментальности.
К большому разочарованию Икинса, «Клинику Гросса» не приняли на основную экспозицию Всемирной выставки и выделили ей место лишь в медицинской секции. Критики и зрители картину раскритиковали. Спокойно воспринимая картины с мучениями и кровавыми битвами, они не могли без содрогания смотреть на изображение боли и страданий в современных реалиях, посчитав их вызывающими и неприемлемыми. Публика не могла принять полотно, которое не было ни развлекательным, ни возвышающим. Это фиаско стало одним из первых для Икинса в его попытках достучаться до современников и показать им окружающую действительность без прикрас.
«Клинику Гросса» реставрировали несколько раз. Первая реставрация была инициирована тогдашним владельцем полотна – Медицинским колледжем Джефферсона, – и она почти полностью уничтожила результаты кропотливой работы Икинса по воссозданию игры света и теней. Фигуры на заднем плане стали размытыми, а некоторые части полотна приобрели неравномерный красноватый оттенок. Во время следующей реставрации полотно было наклеено на фанерную подложку, и с течением времени холст начал разрываться пополам, из-за чего картину снова пришлось срочно восстанавливать. Наконец, последнюю реставрацию картина «Клиника Гросса» пережила в 2009-2010 годах. Благодаря тщательной работе экспертов Музея искусств Филадельфии (они руководствовались, в частности, зарисовками самого художника и фотографией, сделанной музеем Метрополитен) удалось восстановить естественные цвета и, наконец, представить публике оригинальную работу Икинса.
Автор: Евгения Сидельникова