войти
опубликовать

Белила

688 работ, 240 художников
Белила – матовая белая живописная краска, обладающая высокой укрывной способностью. Это самый популярный минеральный пигмент, которым пользуются художники. В настоящее время в живописи используют два основных вида белил – цинковые и титановые. Эти краски отличаются: цинковые имеют холодный голубой оттенок в то время, как титановые более теплые, желтоватые. Эти свойства двух основных видов белил широко известны художникам, которые используют их. Свойства белых красок различных производителей также имеют значение для мастеров, так как их процентный состав не является универсальным.

Первой матовой белой художественной краской, которую изобрели в Древней Греции, были свинцовые белила. Их получали из пластин или мелких кусочков свинца, реагирующего продолжительное время с уксусной кислотой в присутствии углекислого газа, выделяемого конским навозом. Образующийся белый налет счищали, высушивали и замешивали на масляной основе. Свинцовые белила отличаются не только эластичностью и укрывной способностью, но и являются высокотоксичным веществом. Однако именно эта минеральная краска на протяжении столетий была единственным качественным вариантом белого цвета, без которого не мог обойтись ни один художник. Свинцовые белила использовали при грунтовке холстов, в подмалевке. Эта краска очень быстро сохнет по всей толщине мазка, и краски, смешанные с ней, высыхают быстрее обычного.

Токсичность свинцовых белил служила стимулом для химиков и художников, которые пытались найти альтернативную и безопасную замену «главной краске». Их усилия увенчались успехом в середине XIX века, когда для производства белил начали использовать оксид цинка. Цинковые белила все-таки не могли угнаться за свинцовыми по укрывистости, однако имели свои преимущества, например, возможность нанесения полупрозрачных бликовых мазков и использование в лессировках. Также краска на основе оксида цинка не вступала в реакцию с сероводородом и не темнела, как свинцовая, поэтому ее стали применять при работе темперой, гуашью, акварелью и пастелью, расширив диапазон живописных приемов.

В 1920 году на рынке появилась еще одна белая матовая краска – титановые белила, полученные из двуокиси титана. По укрывистости она не уступала свинцовой, имела высокую светоотражающую способность, при этом была абсолютно безопасной. Поэтому три года спустя свинцовые белила запретили окончательно, но их по-прежнему можно использовать в художественных работах. Эту краску, а также свинцово-цинковую смесь выпускают в ограниченных количествах и используют преимущественно при реставрации старинных картин или при решении определенных художественных задач.
Лента