войти
опубликовать

Витраж

327 работ, 97 художников
Витраж (фр. vitrage — застекление, от лат. vitrum — стекло) – техника декоративно-прикладного искусства, в которой художники используют стекло как изобразительное средство. Инструментами мастеру-витрарию служат свет и цвет: орнамент или сюжетная композиция возникают при прохождении световых лучей через набор цветных или окрашенных кусков стекла. Художники рисуют на бумаге эскиз будущей витражной картины, а затем подбирают фрагменты материала по цвету, собирают изображение, спаивают оловом или эпоксидной смолой и монтируют в раму. «Стеклянная живопись» прошла путь развития от уютного бытового декора до величественных монументальных украшений дворцов и соборов.

История витражного искусства берет начало в Древнем Египте. Римляне и греки украшали цветными прозрачными пластинами окна домов знатных горожан. В христианскую эпоху волшебные цветные лучи проникали в храмы и олицетворяли силу божественной любви. На протяжении десяти веков витражные картины стали неизменным украшением религиозных сооружений и соответствовали живописным стилям и направлениям эпохи. Мастера Средневековья оставили потомкам величественные украшения соборов Руана, Шартра, Кёльна и Глостера. Витрарии Возрождения создавали «кабинетные витражи» - картины с портретами и гербами владельцев замков. В XIX веке искусство стекла и света стало светским: художники использовали технику для создания портретов, жанровых и литературных изображений, дизайнерских окон, предметов интерьера и украшений.

Ярким образцом завораживающего искусства живописи из стекла стали витражи готической часовни Сент-Шапель (1242-1248). Картины повествуют об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа. Вы оцените великолепие более 600 кв.м. витражей средневековых художников на страницах раздела или при посещении капеллы Сент-Шапель в солнечный день. Создатель часовни, француз Пьер де Монтрёй, подарил потомкам еще один шедевр архитектурного и витражного искусства – собор Нотр-Дам де Пари: 110 витражных окон и 3 уникальных круглых окна-розы диаметром 13 метров. Изобретателем новой техники и узнаваемого авторского стиля витражного искусства XIX века стал американец Луис Коморт Тиффани. «Техника Тиффани» позволила художникам-витрариям создавать из крохотных осколков стекла изящные пейзажи, орнаменты, изображения животных и птиц, объемные витражи. Авторы XIX-XX веков охотно использовали стекло для создания картин. Оцените витражи зданий великого испанского мастера Антонио Гауди; романтические литературные сцены прерафаэлита Эдварда Коли Бёрн-Джонса и религиозные - Данте Габриэля Россетти; волшебное «Окно мира» Марка Шагала в приемном зале здания ООН в Нью-Йорке.

Витражные работы: окна часовни Сент-Шапель, собора Нотр-Дам де Пари; «Сцены из жития святой Екатерины» 1551 Джузеппе Арчимбольдо; «Магнолии и ирисы» 1908, «Гибискус и попугаи» 1920, «Осенний пейзаж» 1924 Луис Комфорт Тиффани; «Витраж в соборе святого Вита» 1931 Альфонс Муха; витраж синагоги медицинского центра Хадасса в Иерусалиме 1962, «Окно мира» 1964 Марк Шагал.

Художники: Бернард Флауэр, Фрэнк Ллойд Райт, Уильям Моррис, Эдвард Коли Бёрн-Джонс, Данте Габриэль Россетти, Луис Комфорт Тиффани, Альфонс Муха, Марк Шагал.

Смежные направления
Лента