Натурализм (от лат.
naturа — природа, фр.
naturalisme) – направление в живописи середины XIX века, которое стремится передать окружающий нас мир и людей максимально естественно. Его герои и пейзажи всегда предметны, связаны с конкретной местностью и реально существующими персонажами. Натурализм стал одной из главных тенденций в живописи XIX века и в сочетании с реализмом привел к возникновению
импрессионизма и
современного искусства.
Натурализм отвергает условности классического жанра, представляя жизнь такой, какова она есть, без явных политических и социальных высказываний, без искажений или интерпретации, в ее культурной и социально-опосредованной реальности. Можно сказать, что течение противопоставляется классицизму с его стремлением к идеализации и стилизации.
Впервые термин «натурализм» был использован в 1672 году итальянским критиком Джованни Пьетро Беллори в отношении произведений
Караваджо и художников его круга, которые в своих работах отражали правду жизни в противовес общепринятым канонам красоты и стиля. Значительно позже этот термин сделал значимым французский писатель Эмиль Золя, который защищал «дотошную правду жизни» в ряде теоретических работ («Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и «Натурализм в театре» (1881)). Термин «натурализм» стал популярным и постфактум позволил описать живописное направление, существующее с 1820-х годов.
Натурализм стал частичным наследником реалистического течения, представители которого изображали пейзажи и сцены повседневной жизни простого люда – как, например, англичанин
Джон Констебл. Этот художник не только часами занимался наблюдением за ландшафтами и их изменениями в разное время суток в зависимости от времени года, но и переосмыслил пейзажную живопись, много работая на пленэре. Естественная красота природы и натурализм картин Констебла потрясали современников и превратили пейзаж из низкого поджанра в самостоятельный – и выдающийся – жанр.
Тенденции, предложенные Констеблом, были подхвачены и продолжены несколькими группами художников по всему миру, в том числе Норвичской школой (восточная Англия), Школой реки Гудзон в штате Нью-Йорк, с 1830-х годов – Барбизонской школой и далее распространились по всей Европе. Художники-натуралисты отождествляли свои произведения с конкретными местами, зачастую вдали от городов, которые были им хорошо и глубоко знакомы. Тематика их картин стала весьма демократичной, дав широкой аудитории возможность наслаждаться прекрасными видами знакомых мест.
Безусловно, фотография оказала свое влияние на развитие натурализма – теперь запечатлеть реальность можно было всего за несколько минут. Тем не менее, ничто не могло сравниться с искусством художника, создающего гипнотически реалистические эффекты. Наиболее популярным жанром стал пейзаж, и даже при наличии персонажей на картине основной акцент делался на естественность окружающего ландшафта и величие природы. Еще одним направлением стали жанровые сцены, изображающие повседневную трудовую жизнь – здесь уместно вспомнить творчество
Камиля Коро и
Жюля Бастьена-Лепажа; последний также оставил яркий след в портретном искусстве, привнеся принципы натурализма в правдивое изображение человеческой натуры.
В России натурализм нашел отражение в последней трети XIX века в картинах художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок, которые противопоставляли себя академистам и следовали принципам критического реализма и социальной направленности.
Знаковые картины художников-натуралистов:
Джон Констебл, «
Мельница во Флэтфорде», 1817
Томас Коул, «
Восход солнца в горах Катскилл», 1826
Камиль Коро, «
Лес Фонтенбло», 1834
Жюль Бастьен-Лепаж, «
Маленький нищий спит», 1882
Мария Башкирцева, «
Встреча», 1884
Исаак Левитан, «Уединенный монастырь», 1890
Художники стиля натурализм:
Джон Констебл,
Гюстав Курбе,
Джон Кром,
Камиль Коро,
Жюль Бастьен-Лепаж,
Мария Башкирцева,
Паскаль Даньян-Бувре,
Теодор Руссо,
Шарль-Франсуа Добиньи,
Жан-Франсуа Милле,
Иван Шишкин,
Алексей Саврасов,
Иван Крамской,
Исаак Левитан,
Томас Коул,
Антон Мауве,
Джордж Клаузен,
Фредерик МакКаббин.