войти
опубликовать

Современное искусство

716 работ, 152 художника
Термин «современное искусство» (англ. contemporary art – актуальное искусство) характеризует стили, направления и философию произведений искусства, созданные осле 1950-х годов и ставших альтернативой модернизму. Это понятие появилось и укоренилось в искусствоведении после окончания Второй Мировой войны и до сих пор вызывает дискуссию о том, что подразумевают под «современным» или «актуальным», и допустимо ли будет применять это определение спустя два-три десятилетия. В начале XXI века современным искусством принято называть комплекс из сотни художественных практик и течений, которые сложились и развились во второй половине XX века.

Формирование направления началось во второй половине XIX века – эпоху перемен в науке, технике, производственных сферах и образе жизни людей. Новые технологии в дизайне и архитектуре, появление фотографии сильно повлияли на изобразительное искусство и побудили художников к изучению и внедрению новых идей и техник. Философские концепции Фрейда вызвали рост популярности понятия «подсознание», которое стало основой для развития символизма и сюрреализма в живописи. Искусство стало менее привлекательным эстетически, а форма уступила лидерство содержанию, идее произведения. Допускалась дематериализация произведений искусства, в моду вошли перформансы и хепенинги.

Новое течение стало провокацией: отказом от старых традиций и ценностей, поиском самовыражения. Зрителю не должно «быть красиво», теперь зритель будет говорить «да что это за непонятная ерунда» и… задумываться. Современными признавались произведения искусства, авторы которых придерживались правила – картина или скульптура вне зависимости от исполнения отличается внутренней ценностью и отражает философию художника. Картины не писали на заказ или в угоду господствующему общественному мнению и политическому строю, они стали проявлением воли свободного человека, который сам решает «что», «как», «посредством чего». Главная цель современного искусства – эмоциональное воздействие на зрителя, продвижение идеи и осмысление объективной реальности.

Изобразительное искусство вышло за рамки живописи, графики и скульптуры, которые оказались тесными для новаторского и радикального направления с новыми техниками, приемами и материалами. Живопись сочеталась с коллажем, фотографией, анимацией. Авторы не боялись творить шедевры из обрывков газет, бытовых инструментов, канцелярских принадлежностей, синтетических красок и эмалей. Картины современного искусства легко узнать по насыщенным многоуровневым текстурам и поверхностям, свободной композиции, неожиданным масштабом полотен. Объектом изображения стали не люди или предметы, а образ, отражение или проекция в материальном мире. Экспонаты вышли за пределы музеев и галерей, художники рисовали на асфальте, стенах зданий, скульпторы устанавливали объекты на улицах и площадях, у дорог или среди дикой природы. Тематический спектр авторов современного искусства стал предельно широким: в нем отражаются изменения внешнего мира и рефлексия мастера, попытки осознать место в развивающемся изменчивом мире.

Картины и скульптуры современного искусства:
«Автопортрет с журналом» 1961, «Лица» 1970-е Питера Блейка; «Художник за работой, отражение» 1993, «Социальный смотритель спит (Большая Сью)» 1995, « Ее Величество Королева Елизавета II» 2001 Люсьена Фрейда; «Зеленые пересекают зеленые» 1966 Дэна Флавина; «Майкл Джексон и Бабблз» 1988, «Щенок в цветах» 1992 Джеффа Кунса; «Бесконечная зеркальная комната» 2018 Яёи Кусамы; «Пьян до дна моей души» 2002 Трейси Эмин.

Художники современного искусства:
Джефф Кунс, Фрэнсис Бэкон, Эрик Фишль, Яёи Кусама, Питер Блейк, Люсьен Фрейд.
Лента