Термин «
современное искусство» (англ. contemporary art –
актуальное искусство) характеризует стили, направления и философию произведений искусства, созданные осле 1950-х годов и ставших альтернативой модернизму. Это понятие появилось и укоренилось в искусствоведении после окончания Второй Мировой войны и до сих пор вызывает дискуссию о том, что подразумевают под «современным» или «актуальным», и допустимо ли будет применять это определение спустя два-три десятилетия. В начале XXI века современным искусством принято называть комплекс из сотни художественных практик и течений, которые сложились и развились во второй половине XX века.
Формирование направления началось во второй половине XIX века – эпоху перемен в науке, технике, производственных сферах и образе жизни людей. Новые технологии в дизайне и архитектуре, появление фотографии сильно повлияли на изобразительное искусство и побудили художников к изучению и внедрению новых идей и техник. Философские концепции Фрейда вызвали рост популярности понятия «подсознание», которое стало основой для развития символизма и сюрреализма в живописи. Искусство стало менее привлекательным эстетически, а форма уступила лидерство содержанию, идее произведения. Допускалась дематериализация произведений искусства, в моду вошли перформансы и хепенинги.
Новое течение стало провокацией: отказом от старых традиций и ценностей, поиском самовыражения. Зрителю не должно «быть красиво», теперь зритель будет говорить «да что это за непонятная ерунда» и… задумываться. Современными признавались произведения искусства, авторы которых придерживались правила – картина или скульптура вне зависимости от исполнения отличается внутренней ценностью и отражает философию художника. Картины не писали на заказ или в угоду господствующему общественному мнению и политическому строю, они стали проявлением воли свободного человека, который сам решает «что», «как», «посредством чего». Главная цель современного искусства – эмоциональное воздействие на зрителя, продвижение идеи и осмысление объективной реальности.
Изобразительное искусство вышло за рамки живописи, графики и скульптуры, которые оказались тесными для новаторского и радикального направления с новыми техниками, приемами и материалами. Живопись сочеталась с коллажем, фотографией, анимацией. Авторы не боялись творить шедевры из обрывков газет, бытовых инструментов, канцелярских принадлежностей, синтетических красок и эмалей. Картины современного искусства легко узнать по насыщенным многоуровневым текстурам и поверхностям, свободной композиции, неожиданным масштабом полотен. Объектом изображения стали не люди или предметы, а образ, отражение или проекция в материальном мире. Экспонаты вышли за пределы музеев и галерей, художники рисовали на асфальте, стенах зданий, скульпторы устанавливали объекты на улицах и площадях, у дорог или среди дикой природы. Тематический спектр авторов современного искусства стал предельно широким: в нем отражаются изменения внешнего мира и рефлексия мастера, попытки осознать место в развивающемся изменчивом мире.
Картины и скульптуры современного искусства:
«
Автопортрет с журналом» 1961, «
Лица» 1970-е Питера Блейка; «
Художник за работой, отражение» 1993, «
Социальный смотритель спит (Большая Сью)» 1995, «
Ее Величество Королева Елизавета II» 2001 Люсьена Фрейда; «
Зеленые пересекают зеленые» 1966 Дэна Флавина; «
Майкл Джексон и Бабблз» 1988, «
Щенок в цветах» 1992 Джеффа Кунса; «
Бесконечная зеркальная комната» 2018 Яёи Кусамы; «
Пьян до дна моей души» 2002 Трейси Эмин.
Художники современного искусства: Джефф Кунс,
Фрэнсис Бэкон,
Эрик Фишль,
Яёи Кусама,
Питер Блейк,
Люсьен Фрейд.