войти
опубликовать

Современное искусство

705 работ, 150 художников
Термин «современное искусство» (англ. contemporary art – актуальное искусство) характеризует стили, направления и философию произведений искусства, созданные осле 1950-х годов и ставших альтернативой модернизму. Это понятие появилось и укоренилось в искусствоведении после окончания Второй Мировой войны и до сих пор вызывает дискуссию о том, что подразумевают под «современным» или «актуальным», и допустимо ли будет применять это определение спустя два-три десятилетия. В начале XXI века современным искусством принято называть комплекс из сотни художественных практик и течений, которые сложились и развились во второй половине XX века.

Формирование направления началось во второй половине XIX века – эпоху перемен в науке, технике, производственных сферах и образе жизни людей. Новые технологии в дизайне и архитектуре, появление фотографии сильно повлияли на изобразительное искусство и побудили художников к изучению и внедрению новых идей и техник. Философские концепции Фрейда вызвали рост популярности понятия «подсознание», которое стало основой для развития символизма и сюрреализма в живописи. Искусство стало менее привлекательным эстетически, а форма уступила лидерство содержанию, идее произведения. Допускалась дематериализация произведений искусства, в моду вошли перформансы и хепенинги.

Новое течение стало провокацией: отказом от старых традиций и ценностей, поиском самовыражения. Зрителю не должно «быть красиво», теперь зритель будет говорить «да что это за непонятная ерунда» и… задумываться. Современными признавались произведения искусства, авторы которых придерживались правила – картина или скульптура вне зависимости от исполнения отличается внутренней ценностью и отражает философию художника. Картины не писали на заказ или в угоду господствующему общественному мнению и политическому строю, они стали проявлением воли свободного человека, который сам решает «что», «как», «посредством чего». Главная цель современного искусства – эмоциональное воздействие на зрителя, продвижение идеи и осмысление объективной реальности.

Изобразительное искусство вышло за рамки живописи, графики и скульптуры, которые оказались тесными для новаторского и радикального направления с новыми техниками, приемами и материалами. Живопись сочеталась с коллажем, фотографией, анимацией. Авторы не боялись творить шедевры из обрывков газет, бытовых инструментов, канцелярских принадлежностей, синтетических красок и эмалей. Картины современного искусства легко узнать по насыщенным многоуровневым текстурам и поверхностям, свободной композиции, неожиданным масштабом полотен. Объектом изображения стали не люди или предметы, а образ, отражение или проекция в материальном мире. Экспонаты вышли за пределы музеев и галерей, художники рисовали на асфальте, стенах зданий, скульпторы устанавливали объекты на улицах и площадях, у дорог или среди дикой природы. Тематический спектр авторов современного искусства стал предельно широким: в нем отражаются изменения внешнего мира и рефлексия мастера, попытки осознать место в развивающемся изменчивом мире.

Картины и скульптуры современного искусства:
«Автопортрет с журналом» 1961, «Лица» 1970-е Питера Блейка; «Художник за работой, отражение» 1993, «Социальный смотритель спит (Большая Сью)» 1995, « Ее Величество Королева Елизавета II» 2001 Люсьена Фрейда; «Зеленые пересекают зеленые» 1966 Дэна Флавина; «Майкл Джексон и Бабблз» 1988, «Щенок в цветах» 1992 Джеффа Кунса; «Бесконечная зеркальная комната» 2018 Яёи Кусамы; «Пьян до дна моей души» 2002 Трейси Эмин.

Художники современного искусства:
Джефф Кунс, Фрэнсис Бэкон, Эрик Фишль, Яёи Кусама, Питер Блейк, Люсьен Фрейд.
Смежные направления
Живопись
292 813 работ, 28 982 художника
Масло
120 492 работы, 10 496 художников
Портрет
54 134 работы, 6 007 художников
Абстракционизм
10 816 работ, 1 970 художников
Лента