Акционизм (от латинского «
actio» — деятельность, действие, деяние) – стиль, который в 1960-е годы сформировался в художественной среде Западной Европы. Художники, работающие в этом направлении, стремились привнести динамику в выставочный процесс, сделать зрителя участником некоего действа, длящегося в пространстве и времени, используя актерское искусство и импровизацию. Акционизм значительно расширил сферы взаимодействия между художником и зрителем, произвел революцию в выставочной деятельности, сделав ее живым, провокационным искусством, бросающим вызовы обществу.
Впервые искусство действия возникло в обществе парижских художников, поэтов и драматургов, которые в 1878 году создали закрытый кружок «Общество гидропатов». Свои регулярные собрания они превращали в веселые живые спектакли, разыгрывая скетчи и сценки, читая монологи и устраивая розыгрыши. Члены общества, которых прозвали фумистами (от фр.
fuméе — дым), высмеивали буржуазные ценности обывателей.
В XX веке концепция «искусства действия» стала востребованной, ее использовали футуристы и дадаисты, мастера
абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле боди-арта. Акционизм провозглашал первичность творческого процесса, где художник – инструмент, а его тело – объект искусства. Перфоманс и хэпеннинг заняли свое место в художественном мире.
Акционизм как стиль искусства начал формироваться в Цюрихе, на подмостках знаменитого кабаре «Вольтер», где собирались
художники-дадаисты. Беседы об идеологии нового движения, подпитываемого отвращением к ужасам Первой мировой войны, выплескивалось в представления, в которых писатели и художники не только рассказывали, но и показывали свое отношение к жизненным реалиям.
Сюрреализм подхватил начинания дадаистов, и парадоксальные эпатажные мероприятия стали неотъемлемой частью этого движения.
Сальвадор Дали обожал акционизм и регулярно устраивал экстравагантные выходки и званые вечера, которые обеспечивали ему пристальное внимание публики и прессы. Мастер абстрактного экспрессионизма, американец
Джексон Поллок, в конце 40-х годов придумал так называемую «капельную» технику, наливая и разбрызгивая краску на расстеленный холст с помощью кистей и подручных предметов. У этой техники есть два подстиля: живопись действия, в основе которой лежит экспрессивность жеста, и живопись цветового поля.
Ив Кляйн пошел еще дальше и превратил в инструмент художника само человеческое тело. В присутствии публики юные обнаженные ассистентки Кляйна, вымазанные синей краской, прижимались телами к бумаге или холсту, оставляя на них оттиски – «антропометрии». А мероприятия «венских акционистов», на которых прославились художники
Гюнтер Брус и Отто Мюль, и вовсе были откровенно скандальными: их участники не только раскрашивали и резали свои тела, но и позволяли себе помочиться на публике. В начале 1970-х взошла звезда
Марины Абрамович – всемирно известного мастера перформанса, которая, наряду со своим мужем Улаем, широко известна представлениями с глубоким психологическим подтекстом.
Сегодня акционизм широко используется в рамках таких значительных событий мирового искусства, как Венецианская биеннале, в ходе которого художники широко вовлекают посетителей в интерактивные арт-события. Мастера, работающие в этом стиле, создают свои произведения в ходе художественных интервенций, инсталляций или мультимедийных погружений, которые позволяют им взаимодействовать со зрителем.
Известные художники стиля акционизм:
Тристан Тцара,
Франсис Пикабиа,
Джексон Поллок,
Сальвадор Дали,
Ив Кляйн,
Анатолий Зверев,
Гюнтер Брус, Отто Мюль,
Дзиро Ёсихара и группа «Гутай» (Япония), Йоко Оно, Марина Абрамович,
Олег Кулик, Федор Тетяныч (Фрипулья), Петр Павленский, арт-группа «Война», Дмитрий Пименов.