Абстрактный импрессионизм появился как ответвление
абстрактной живописи во второй половине XX века. Абстракционизм представляет собой иллюстрацию объектов, сцен или понятий в «неузнаваемой форме».
Импрессионизм как способ изображения передает эмоции и визуальные впечатления при помощи мозаики крупных, беглых мазков чистых оттенков. Художники трактовали этот стиль как отображение внутреннего мира автора, эмоционального состояния, а теоретики изобразительного искусства характеризовали подобную живопись как «эмоционально-субъективную». Логический анализ и интеллектуальное восприятие не позволяют уловить в картинах конкретных понятий. Основной является идея передачи эмоций и впечатлений живописца при помощи кисти и цвета. Картины абстрактного импрессионизма признают медитативным изображение души автора.
Направление появилось в 1950-х годах в период расцвета живописи
абстрактного экспрессионизма, искусства ярких эмоций и необдуманных действий. Представители импрессионизма ощутили потребность творческого выражения в неторопливом, созерцательно-вдумчивом алгоритме, в котором каждый цвет палитры и каждое движение кисти служит художественной нотой. В результате авторы заполняли полотно и создавали своеобразную живописную симфонию, цельное произведение без однозначного значения или сюжета. Элементы абстрактного импрессионизма встречались в произведениях
Клода Моне,
Винсента ван Гога и
Жоржа Сёра, поэтому направление не стало для зрителей открытием или неожиданностью. Художники призывали наблюдателя отказаться от поиска подтекстов, символизма или смыслового наполнения и сосредоточиться на духовных переживаниях.
Произведения этого стиля имеют отличительные характеристики абстракционизма и технические приемы импрессионизма. Художник отрицает жанровое деление, хоть и не отказывает зрителю в праве обнаружить на холсте сюжет или объект. Это послужило причиной для обвинения авторов в «неумении рисовать» и желании выдать «полотно для тестирования оттенков» за произведения искусства. Живописцы предпочитают крупноразмерные холсты и заполняют поверхность крупными, различимыми мазками краски. Техника, талантливый подбор, сочетание цветов и широкоформатное изображение действуют на зрителей гипнотически. Теоретик искусства Морис Денис (1870-1943) сформулировал обоснование эстетики абстрактного импрессионизма: «
…Любая картина, прежде чем стать военным кораблем или обнаженной женщиной, …по существу поверхность, покрытая мазками краски в определенном порядке…»
Известные картины абстрактного импрессионизма:
«Симфония №1» 1942 Ричард Паузетт-Дарт; «Композиция №…», «Коллаж» 2000 Жан-Мишель Кулон; «Парк азалий» 1956, «Вертикали: январь» 1957, «Желтая живопись: октябрь» 1958 Патрик Херон.
Знаменитые художники:
Жан-Мишель Кулон, Милтон Резник,
Сэм Фрэнсис,
Ричард Паузетт-Дарт,
Филипп Густон,
Джексон Поллок, Патрик Херон,
Никола де Сталь.