Описание картины «Алтарь Евхаристии. Смерть еретика на костре (Сожжение еретика)»
К сожалению, «Алтарь Евхаристии» - произведение Сассетты, которое относится к первому профессиональному триумфу молодого художника, - до наших дней не дожил: в 1777 году этот алтарь был разобран, разные его части разошлись по разным музеям, и центральная картина была безвозвратно утрачена. Но свидетельства об авторстве остались - что бы мы делали без бухгалтерских документов! Заказ на эту работу Сассетта получил в 1423 г. от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана», которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Согласно старым описаниям, на утраченной центральной картине было символически изображено священное таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Алтарь, само собой, был устроен традиционно - состоял из множества картин, написанных на деревянных досках. И, поскольку на картинах пределы можно увидеть монахов-кармелитов, можно с уверенностью сказать, что иконографическая программа алтаря была разработана монахами этого ордена. До наших дней дошли картины пределы, и по ним мы можем судить о художнике.
«Алтарь Евхаристии. Сожжение еретика» (1423-36) - один из таких уцелевших фрагментов. Незнакомый с перспективой Сассетта передает глубину пространства, играя размерами изображенных фигур. Некое искажение пропорций, которое видит современный человек, знакомый с перспективой, не мешает нам, зрителям оценить достигнутую художником напряженность, выразительность, экспрессивность действия. Центром композиции, что интересно, является не еретик, с ужасом и недоверием взирающий в небеса, а согнутый в привычной позе сельского труда крестьянин, судя по сияющему колориту одеяний, праведник, заботливо поправляющий костер. Перспектива в этой работе достигается благодаря линейному ритму, который образован многочисленными фигурами. Дуализм грешник-праведник – центр композиции – обрамляет, справа, фигуры просветленных служителей, слева же, неожиданно и остроумно, машет хвостом вполне реалистичный лошадиный зад. Вероятнее всего, если читать знаки искусства этого периода, речь идет о другом дуализме – возвышенного и земного.
Автор: Инга Эстеркин