Из Москвы были приглашены иконописцы «Московской Иконописной Мастерской» под руководством Игоря Юрьевича Дрождина, имевшие уже некоторый опыт возрождения порушенных святынь. Мастерская приняла участие в возрождении десятков древних храмов в Москве, Подмосковье и во Владимирской епархии.
Свято-Юрьев мужской монастырь — самый крупный из новгородских обителей. По преданию, монастырь при истоке Волхова из озера Ильмень заложил князь Ярослав Мудрый (во святом крещении Георгий) в 1030 году.
Имя Юрий — фонетический вариант имени Георгий, возникший из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г']. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий. Отсюда и название монастыря — не Георгиевский, а Юрьевский.
Ярославом Мудрым была построена деревянная церковь во имя великомученика и Победоносца Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа.
В 1119 году благоверный князь Всеволод Мстиславович совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор — одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России — мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров.
Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «…поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии». По указу императрицы Екатерины II «О секуляризации церковных земель» Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России, причисленных к 1 классу.
Новое возрождение древней обители начинается в начале XIX века и связанно с именем архимандрита Фотия (Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью архимандрита Фотия была графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.
Когда в 1822 году архимандрит Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На ее богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
В 1841 году построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, архимандрит проводил все время в церкви почти без пищи.
С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебреная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона святого Георгия XII века была покрыта ризою, украшенной драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 1920—1930-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова. Только в 1991 году благодаря усилиям архиепископа Льва Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала
Серьезные повреждения корпусу были нанесены в годы Великой Отечественной войны.
В 1954—1956 годах осуществлен комплекс восстановительно-реставрационных работ: выполнены обмеры, на их основе сделаны новые перекрытия, установлены стропила, корпус перекрыт черной сталью, установлены столярные заполнения, отреставрирована кладка. Здание восстановлено в формах XIX века.
В 1990-е годы постройки Юрьева монастыря переданы в ведение Новгородского епархиального управления. 25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.
За короткое время периода межуправления, пока не осуществилась полная передача комплекса из одних хозяйских рук в другие, монастырь оказался практически разрушен. Все что можно было сломать, было сломано. С крыш корпусов была содрана или приведена в полную негодность оцинкованная жесть, у нескольких зданий были проломлены перекрытия каким-то неизвестным способом, начиная с крыши до подвала, окна и двери выбиты, деревянные полы разворочены, почти каждая фаянсовая плитка полов и стеклянные декоративные блоки облицовки построек были разбиты.
Обязанности наместника монастыря с июня 1996 по апрель 2000 года исполнял иеромонах Феодор (Тараскин). Именно он стал возрождать, практически заново жизнь монастыря. Из Москвы были приглашены иконописцы «Московской Иконописной Мастерской» под руководством Игоря Юрьевича Дрождина, имевшие уже некоторый опыт возрождения порушенных святынь. Мастерская приняла участие в возрождении десятков древних храмов в Москве, Подмосковье и во Владимирской епархии. В мастерской была разработана система обучения иконописи и создана одна из первых иконописных школ на территории бывших социалистических стран. В этой школе-студии при Московской Иконописной Мастерской, расположенной в Зеленоградском АО г. Москвы, прошел успешно обучение брат наместника Александр Тараскин. Полученые знания и навыки позволили ему основать Новгородскую иконописную мастерскую и иконописную школу при Юрьевом Монастыре Великого Новгорода. Знаменитая иконописная Новгородская традиция возрождалась прямо на глазах. Мастерская расположилась в угловой башне монастыря в великолепных помещениях и сразу принялась за дело. Первым храмом, который решились восстанавливать, стала Церковь Иконы Богородицы Купины неопалимой. Зримым Божьим благословением этого начинания стало чудо явление меднолитой иконы Богородицы Купины неопалимой. В момент выбора, в каком храме начать проводить ремонтные работы, в монастырь была передана металлическая икона «Неопалимая Купина», которая явила себя в г. Юже Ивановской области. Символично, что Образ Богоматери был обретен в пламени печи мужчиной по имени Юрий — и появление иконы в Юрьевом монастыре было расценено, как промысел Божий. Первый иконостас в монастыре был написан совместно «Московской Иконописной Мастерской», под руководством Игоря Юрьевича Дрождина, со школой иконописи Юрьева Монастыря, под руководством Александра Тараскина. Основные иконы были написаны Московскими иконописцами. Праздничный ряд был подарен Московской Иконописной Мастерской. Царские врата, сень, центральные иконы Спаса Вседержителя и Богородицы Купины Неопалимой были написаны этой мастерской.
Эта первая иконописная работа Новгородской иконописной мастерской открыла дорогу к следующим достижениям.
В короткие сроки зародившейся мастерской был воплощен иконостас в Крестовоздвиженском соборе. Собор был выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761 году. Собор имеет пять глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзды. Архитектура собора, как снаружи, так и внутри стилистически близка древнерусским пятиглавым церквям 17 века, поэтому за основу проекта иконостаса была взята традиционная для этого времени тябловая конструкция. Декоративное оформление наличников тябел иконостаса было решено исполнить росписью яичной минеральной темперой. Иконы были выполнены в манере «Северных писем».
С апреля 2000 по июнь 2008 года иеромонаха Феодора Тараскина заменил эконом монастыря диакон Михаил (Кузин), а с 1 июня 2008 года принял обязанности наместника — Арсений (Перевалов), с 3 мая 2016 года он стал епископом Юрьевским.
Богослужение сегодня совершается в четырёх храмах монастыря: в Георгиевском, Крестовоздвиженском и Спасском соборах, и в церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
В 2000—2004 годы у монашеской общины были изъяты из пользования основные церкви с лавками и здания. Братии оставлены кельи южного корпуса, церковь «Неопалимая Купина». В 2008 году закрылись братская трапезная с поварней. Рассказ о Неопалимовском храме и обретенной иконе приходится заканчивать на печальной ноте. В 2001 году святыня была украдена из монастыря паломниками, и следы ее теряются где-то в окрестностях Санкт-Петербурга.
Своего кладбища монастырь теперь не имеет. Почивших насельников захоранивают либо у церкви Клопского монастыря или на городском кладбище.
В 2004 году на базе монастыря архиепископом Львом (Церпицким) было открыто духовное училище.
Имя Юрий — фонетический вариант имени Георгий, возникший из-за невозможности произношения в древнерусской речи начального мягкого [г']. В течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий. Отсюда и название монастыря — не Георгиевский, а Юрьевский.
Ярославом Мудрым была построена деревянная церковь во имя великомученика и Победоносца Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа.
В 1119 году благоверный князь Всеволод Мстиславович совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор — одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России — мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров.
Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «…поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии». По указу императрицы Екатерины II «О секуляризации церковных земель» Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России, причисленных к 1 классу.
Новое возрождение древней обители начинается в начале XIX века и связанно с именем архимандрита Фотия (Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью архимандрита Фотия была графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.
Когда в 1822 году архимандрит Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На ее богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
В 1841 году построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, архимандрит проводил все время в церкви почти без пищи.
С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебреная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона святого Георгия XII века была покрыта ризою, украшенной драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.
В 1920—1930-е годы монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова. Только в 1991 году благодаря усилиям архиепископа Льва Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала
Серьезные повреждения корпусу были нанесены в годы Великой Отечественной войны.
В 1954—1956 годах осуществлен комплекс восстановительно-реставрационных работ: выполнены обмеры, на их основе сделаны новые перекрытия, установлены стропила, корпус перекрыт черной сталью, установлены столярные заполнения, отреставрирована кладка. Здание восстановлено в формах XIX века.
В 1990-е годы постройки Юрьева монастыря переданы в ведение Новгородского епархиального управления. 25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.
За короткое время периода межуправления, пока не осуществилась полная передача комплекса из одних хозяйских рук в другие, монастырь оказался практически разрушен. Все что можно было сломать, было сломано. С крыш корпусов была содрана или приведена в полную негодность оцинкованная жесть, у нескольких зданий были проломлены перекрытия каким-то неизвестным способом, начиная с крыши до подвала, окна и двери выбиты, деревянные полы разворочены, почти каждая фаянсовая плитка полов и стеклянные декоративные блоки облицовки построек были разбиты.
Обязанности наместника монастыря с июня 1996 по апрель 2000 года исполнял иеромонах Феодор (Тараскин). Именно он стал возрождать, практически заново жизнь монастыря. Из Москвы были приглашены иконописцы «Московской Иконописной Мастерской» под руководством Игоря Юрьевича Дрождина, имевшие уже некоторый опыт возрождения порушенных святынь. Мастерская приняла участие в возрождении десятков древних храмов в Москве, Подмосковье и во Владимирской епархии. В мастерской была разработана система обучения иконописи и создана одна из первых иконописных школ на территории бывших социалистических стран. В этой школе-студии при Московской Иконописной Мастерской, расположенной в Зеленоградском АО г. Москвы, прошел успешно обучение брат наместника Александр Тараскин. Полученые знания и навыки позволили ему основать Новгородскую иконописную мастерскую и иконописную школу при Юрьевом Монастыре Великого Новгорода. Знаменитая иконописная Новгородская традиция возрождалась прямо на глазах. Мастерская расположилась в угловой башне монастыря в великолепных помещениях и сразу принялась за дело. Первым храмом, который решились восстанавливать, стала Церковь Иконы Богородицы Купины неопалимой. Зримым Божьим благословением этого начинания стало чудо явление меднолитой иконы Богородицы Купины неопалимой. В момент выбора, в каком храме начать проводить ремонтные работы, в монастырь была передана металлическая икона «Неопалимая Купина», которая явила себя в г. Юже Ивановской области. Символично, что Образ Богоматери был обретен в пламени печи мужчиной по имени Юрий — и появление иконы в Юрьевом монастыре было расценено, как промысел Божий. Первый иконостас в монастыре был написан совместно «Московской Иконописной Мастерской», под руководством Игоря Юрьевича Дрождина, со школой иконописи Юрьева Монастыря, под руководством Александра Тараскина. Основные иконы были написаны Московскими иконописцами. Праздничный ряд был подарен Московской Иконописной Мастерской. Царские врата, сень, центральные иконы Спаса Вседержителя и Богородицы Купины Неопалимой были написаны этой мастерской.
Эта первая иконописная работа Новгородской иконописной мастерской открыла дорогу к следующим достижениям.
В короткие сроки зародившейся мастерской был воплощен иконостас в Крестовоздвиженском соборе. Собор был выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761 году. Собор имеет пять глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзды. Архитектура собора, как снаружи, так и внутри стилистически близка древнерусским пятиглавым церквям 17 века, поэтому за основу проекта иконостаса была взята традиционная для этого времени тябловая конструкция. Декоративное оформление наличников тябел иконостаса было решено исполнить росписью яичной минеральной темперой. Иконы были выполнены в манере «Северных писем».
С апреля 2000 по июнь 2008 года иеромонаха Феодора Тараскина заменил эконом монастыря диакон Михаил (Кузин), а с 1 июня 2008 года принял обязанности наместника — Арсений (Перевалов), с 3 мая 2016 года он стал епископом Юрьевским.
Богослужение сегодня совершается в четырёх храмах монастыря: в Георгиевском, Крестовоздвиженском и Спасском соборах, и в церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.
В 2000—2004 годы у монашеской общины были изъяты из пользования основные церкви с лавками и здания. Братии оставлены кельи южного корпуса, церковь «Неопалимая Купина». В 2008 году закрылись братская трапезная с поварней. Рассказ о Неопалимовском храме и обретенной иконе приходится заканчивать на печальной ноте. В 2001 году святыня была украдена из монастыря паломниками, и следы ее теряются где-то в окрестностях Санкт-Петербурга.
Своего кладбища монастырь теперь не имеет. Почивших насельников захоранивают либо у церкви Клопского монастыря или на городском кладбище.
В 2004 году на базе монастыря архиепископом Львом (Церпицким) было открыто духовное училище.