войти
опубликовать

Портрет Гала с носорогическими признаками

Сальвадор Дали • Живопись, 1954, 39×31 см
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1954
Размер: 39×31 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 6 подборок

Описание картины «Портрет Гала с носорогическими признаками»

Муза и возлюбленная Дали, Гала, которую он в посвящении «Дневника гения» называет не иначе, как своей Еленой Троянской, святой Еленой и Галой Галатеей безмятежной, занимала центральное место в творчестве художника. Вскоре после знакомства с ним она подвинула с этой роли его сестру, Анну Марию, позировавшую для Дали в досюрреалистическую эпоху его творчества. Это стало причиной охлаждения отношений между братом и сестрой.

1954-ый, год создания этого полотна, отмечен почерком периода так называемого «ядерного мистицизма». Сальвадора Дали, как и многих других художников того времени, практиковавших «ядерное искусство», потрясли ядерные атаки на Хиросиму и Нагасаки. В работах этих годов он будто бы воспроизводит атомный взрыв расщеплением объектов на осколки. Об этом событии Дали вспоминал так: «Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года потряс меня, как землетрясение. С тех пор атом – моя любимая пища для размышлений. Множество пейзажей, нарисованных в этот период, отражают огромный страх, который вселило в меня известие об этом взрыве».

Носорог всегда был у Сальвадора Дали на особом счету после того, как он получил его рог в подарок от одного фламандского поэта. В начале 50-ых художника посещает инсайт, о котором он делает запись в своем дневнике: тело Христа, которое он тогда писал, сплошь состоит из этих элементов. Таким образом, с маниакальным пылом Дали становится приверженцем теории, что рог носорога – основа любой формы. Цельные и фрагментарные рога на картине являются шеей Галы, напоминая торнадо – художник не преминул намекнуть на эксцентричный характер своей вдохновительницы. Те же рога на заднем плане осколками отлетают от скалы, словно от взрыва. Горные породы напоминают виды Кадакеса, где Дали и Гала познакомились в 1929 году, и где через год пара приобрела рыбацкую хижину без электричества и водопровода в близлежащей деревне, превратившуюся в их персональный рай в шалаше.

Другая картина периода «ядерного мистицизма» - «Взрывающаяся рафаэлевская голова», написанная тремя годами ранее. Изображенная на ней материя рассыпается все на те же рога носорога.

Помимо носорогических признаков, Дали писал Галу вместе с двумя бараньими котлетами, лебедем и лангустом.

Портрет Галы, впрочем, как и большинство ее изображений, выполнен с такой фотографической тщательностью, что на ум приходит гиперреализм, появившийся как термин, однако, только десятилетие спустя.

Ия Бероева
Комментарии