Порт-Льигат – это место, которое давало Сальвадору Дали силы и, казалось, питало жизненной энергией. Куда бы он ни ездил, будучи уже известным, публичным, медийным, скандальным, c первыми настоящими солнечными днями он каждый год возвращался в Порт-Льигат и уезжал с наступлением осенних холодов. Дали прожил в Порт-Льигате больше 50 лет и оставлял его надолго лишь однажды – во время Второй мировой войны. На целых 8 лет, которые провел в Америке.
В 1930, когда Сальвадор Дали и Гала в самом начале отношений купили здесь дом, это был даже не дом. Рыбацкая хижина 4 на 4 метра, в которой до сих пор даже не жили, а сушили сети, и пристроенный сарайчик, в котором разместятся потом кухня и туалет. Через 2 года они купят хижину по соседству, еще через 3 построят на их месте высокий дом. Строительство здесь никогда не заканчивалось: друг за другом появлялись библиотека, просторная мастерская, овальная зала, столовая, бассейн и вымощенная дорога.
«Порт-Льигат для меня – символ аскетизма и уединения. Именно здесь я научился обходиться малым, направлять и оттачивать свою мысль, чтобы она стала разящей, как меч», - писал Дали.
Первый вариант «Мадонны Порт-Льигата» он пишет сразу же по возвращении из Америки, через год еще один – этот. Пакует его – и отправляется к Папе Римскому с этим даром в надежде получить разрешение на венчание с Галой (они уже были женаты, но венчание было все еще невозможно из-за того, что первый муж Галы жил и здравствовал). По возвращении из Америки Дали одержим двумя новыми страстями – католицизмом и физикой. Квантовая физика, расщепление атома, антиматерия – он не просто прочитал в популярном журнале о новых научных открытиях, он методично и глубоко разбирается в них на протяжении многих лет. Эти открытия, как ни странно, не противоречат его мистицизму, а наоборот, питают и расширяют его границы. Биограф Дали Мишель Нюридсани утверждает, что художник даже бросил пить, чтобы сохранять остроту ума, не давать разуму расслабиться ни на минуту. И будучи в состоянии постоянного умственного возбуждения, осилить и переварить мощь, объем новых знаний. Ощутить мир разобранным на частицы и усилием воображения собрать его в зримые образы. И «Мадонна» становится одной из нескольких картин, которые открывают этот «атомный период».
Новейшие научные открытия позволяют Дали технически вернуться к классической живописи: писать Мадонну в традиционной позе и наделять ее чертами Галы, вернуть объектам узнаваемость и даже реалистичность, применить классическую треугольную композицию. Тщательно прописать драпировку на юбке Мадонны, а потом проделать убаюкивающую дыру с космическим пейзажем в ее груди, заставить волны биться о ее ребра. И подвесить все это в воздухе, выключить гравитацию и заставить ничто ни с чем не соприкасаться.
Автор: Анна Сидельникова