Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Прекрасная Розамунда,Аурелия,леди Лилит,натурщица,домохозяйка-экономка,любовница Данте Габриэля Россетти — облик красавицы Фанни Корнфорт и поныне производит неизгладимое впечатление на поклонников творчества художника-прерафаэлита. До недавнего времени обстоятельства последних дней её жизни оставались малоизученными. Однако новые исследования историков пролили свет на мрачную судьбу,достойную пера драматурга.
Сведения о том,как закончила свои дни ослепительная Фанни Корнфорт,крайне скудны. Известно,что последние годы жизни она страдала сенильной деменцией(«старческим слабоумием») и жила в приюте для душевнобольных. Однако точная дата смерти и место захоронения до сих пор были неизвестны.
Иллюстрация: Данте Габриэль Россетти,портрет Фанни Корнфорт,ок. 1865 года.
Биографы пишут,что женщина умерла«приблизительно в 1906 году» и была похоронена в общей могиле. Теперь установлено,что произошло это в 1909-м в графстве Сассекс.
Мемориальная доска на скромном доме в Стейнинге(Западный Сассекс) гласит,что здесь в 1835 году родилась Сара Кокс,чьи«дата и место смерти неизвестны». Считается,что именно это имя получила при рождении дочь местного кузнеца. Спустя 16 лет — во время переписи населения — она назвалась Фанни Корнфорт,по фамилии отчима своего первого мужа.
Биограф Сары-Фанни,историк искусств Кирсти Стонелл Уолкер(Kirsty Stonell Walker), нашла её безымянную могилу по записям бывшего госпиталя Грэйлингуэлл(Graylingwell) в городе Чичестер. Документы ныне хранятся в архивах Западного Сассекса.
«Фанни — это святая покровительница забытых женщин, — считает Стонелл Уолкер. — Она встречается в историях многих других людей,и,в конце концов,исчезает без следа в их тени. Но у неё была и своя судьба,и свой неповторимый дух».
Записи 1907 года свидетельствуют,что в конце жизни Корнфорт находилась в работном доме,куда её поместила сравнительно зажиточная золовка Роза Вильерс(Rosa Villiers). Когда же психическое здоровье бывшей модели ухудшилось,её перевезли в приют для душевнобольных.
Сохранилась фотография Фанни Корнфорт,одетой в чёрное платье с белым кружевным воротничком,на которой она,по словам Стонелл Уолкер,«выглядит одновременно испуганной и воинственной». В больничных документах пациентка описана как очень грузная,но вместе с тем физически здоровая — за исключением полной глухоты. Её волосы из рыжих стали каштановыми с сединой,глаза сохранили серо-зелёный цвет,а зубы были полностью заменены протезами. В докладе отмечены«старческая мания,спутанность сознания,слабоумие и неспособность поддерживать рациональную беседу,плохая память и бессонница».
На фото выше — Фанни Корнфорт в 1863 году.
Она умерла от пневмонии осенью и была похоронена на кладбище в Чичестере одновременно с несколькими другими людьми,но не в могиле для нищих.
«Это очень грустная история,хотя больница не была жутким местом. На самом деле там практиковался очень прогрессивный подход к психическим заболеваниям», подчёркивает Стонелл Уолкер.
Как и многие молодые женщины,которых художники-прерафаэлиты назвали красавицами,брали в натурщицы,любовницы и — изредка — в жёны,Корнфорт происходила из нижних слоёв британского общества. В отличие от дочери конюха Джейн Бёрден, которая согласилась получить образование,чтобы стать женой Уильяма Морриса, Корнфорт была волевой и прямолинейной женщиной. Её грубый выговор и невежество шокировали друзей и семью Россетти. Многие считали дочь кузнеца безнадёжно вульгарной и настаивали,чтобы художник порвал с ней.
Иллюстрация: Данте Габриэль Россетти,«Прозерпина», 1874 год. Моделью для этой картины была Джейн Моррис(урождённая Бёрден).
Фанни Корнфорт и Россетти познакомились в 1858 году. Она была моделью для множества его картин,включая«Аурелию(Возлюбленную Фацио)», Bocca Baciata(«Поцелуй в уста» по рассказу Боккаччо) и «Синюю беседку», где Фанни изображена на фоне плитки с роскошным восточным орнаментом.
Слева: Данте Габриэль Россетти(1828 — 1882) на снимке,сделанном Льюисом Кэрроллом. Фото: Time Life Pictures/Getty Images
Корнфорт также позировала для самой сексуальной картины Россетти,«Венеры Вертикордия», но лишь затем,чтобы потом с досадой наблюдать,как художник заменяет её лицо чертами другой своей фаворитки — Алексы Уайлдинг.
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.
на бумаге, 51.3 x 44 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит» (Алекса Уайлдинг), 1866–68, 1872–73. Холст, масло, 96.5 × 85.1 см. Художественный музей штата Делавэр
«Её часто описывают как безграмотную кокни-проститутку,но это неправда, — говорит Стонелл Уолкер. — Она была натурщицей и женщиной,которая упорно работала всю жизнь,чтобы содержать себя,с минимальной помощью от кого-либо ещё».