Регистрация

Обожаем желтую субмарину Beatles! По волнам нашей памяти: поп-арт, Питер Макс и мультфильм «Контакт»

Мне нравится5       0  
Кто создал синих вреднючек, почему все вспоминают художинка-шестидесятника Питера Макса, забывая Хайнца Эдельманна, и какие из обожаемых отечественных мультов также «всплывают» по ходу чудо-приключения? Отправляемся на выставку, аукцион, включаем и яркие воспоминания. Погружаемся!
Питер Макс — дедушка психоделического искусства, неутомимый 77-летний ребенок родом из 60-х, приятель Пола Маккартни и Джими Хендрикса, он и сегодня — один из идолов поп-арта. Поклонники его стиля записывают в список достижений Макса и легендарную мультяшную Yellow Submarine, и… ошибаются. Но обо всем по порядку!

Работы Питера Макса украшают борт авиалайнера и норвежского судна Cruise Lines, пестреют на сувенирных почтовых марках США. Будучи в преклонном возрасте, он и сегодня рисует каждый день в своей студии на Манхэттене. Эти работы — словно свежеиспеченные ванильные маффины! И улетают они, как горячие пирожки: каждый уик-энд в США и Европе проходят выставки художника. В марте его работы показали в нью-йоркской Галерее изобразительного искусства Charlotte, а ныне экспозиция «Питер Макс: Ретроспектива — с 1960 по 2015» выставлена в Music City Fine Art в городе Нешвилл (штат Теннеси).

Питер Макс показывает свою знаменитую картину «Love» 60-х годов и рассказывает о рояле в своей студии с автографом Ринго Старра («Битлу» понравился яркий рояль, у него — другой экземпляр). А вообще он дружил с Йоко Оно, и общался с ней и Джоном после их свадьбы.
Питер Макс писал картины для пяти президентов США, его работы выставляются в 2200 музеях по всему миру, к тому же он стал официальным художником пяти Суберкубков сборной США, сотрудничал для премии «Грэмми» - список можно продолжить.

Питер  Макс. Вегас
Питер Макс
Питер  Макс. Ocean Drive
Питер Макс
Питер  Макс. Человек зонта (Umbrella man)
Питер  Макс. Лучший мир
Питер Макс

Эра хиппи и краски Востока едины!

…Ну, а начиналось все в Шанхае, где рос Питер Макс: семья Петера Финкельштейна (Макс — псевдоним) бежала от нацистского режима, покинув Берлин, когда он был ребенком. На несколько лет они обосновались в Шанхае, и, давно заметив тягу сына к рисованию, мать как-то увидела на улице людей с мольбертами. Она спросила — не научат ли они мальчика рисовать? Те позвали 10-летнюю девочку Умбу, которая и стала его первым учителем (во время недавнего путешествия в Шанхай Макс пытался ее найти, но безуспешно). Десять лет спустя семья начала странствовать по миру в поисках дома: Тибет, Израиль, Париж и, наконец, Нью-Йорк.
Здесь Макс учился в известнейшей арт-школе Art Students League of New York, и среди его учителей был Франк Рийли (Frank J. Reilly) — однокашник Нормана Роквелла. Соединив впоследствии привитый там «иллюстративный реализм» с эстетикой поп-арта Энди Уорхола, Питер Макс обрел все краски собственного стиля. Его имя — настоящая икона психоделической эры хиппи!


Настоящей страстью художника были знаменитости — он писал портреты Барбары Стрейзанд, Джеймса Дина и Элвиса Пресли. А началось все с того, что в один прекрасный день, когда он сидел у здания художественной школы, Мэрилин Монро случайно проходившая мимо, остановилась на мгновение, чтобы похвалить его забрызганные краской брюки.

Откуда приплыла желтая субмарина

Шедевр мультипликации, сваренный на бульоне из песен Beatles, взорвавший экраны в 1968 году, «Yellow Submarine» остается безусловной классикой психоделического искусства. «Желтая подводная лодка» — родоначальник «Южного парка», «Симпсонов» и «Футурамы». Кстати, макет лодки недавно стал лотом виртуального аукциона «Кто есть кто в поп-культуре ХХ веке» с эстимейтом $10,000.

По словам организаторов аукциона, если у Уолта Диснея и есть конкурент по степени влияния на культурные пристрастия прошлого века, то это, конечно же The Beatles — звезды анимационного фильма всех времен и народов Yellow Submarine. На аукционе представлена цветная модель субмарины — один из важнейших артефактов в истории анимации!

Многие фанаты этого полуторачасового произведения искусства свято уверены, что создал его Питер Макс, ведь образы, цветовая гамма и стилистика в целом не оставляют места для сомнений. А вот и нет!



На самом деле, желтую подводную лодку вместе со всеми синими вреднючками и антимузыкальными ракетами придумал родившийся в Чехословакии в 1934-м немецкий художник и дизайнер Хайнц Эдельманн (Heinz Edelmann).

Как Уильям Тернер помог Эдельманну

Художник в 60-е был на виду: он учился, а затем работал в Дюссельдорфской Академии художеств, с большим интересом изучая печать. В 30 он был одним из самых перспективных дизайнеров в Европе, по-новаторски оформляя авангардный немецкий журнал Twen (и не только). Вот примеры работ художника из 60-х, 70-х — улавливаете стиль?

Но сомнения в способности Эдельманна «не потопить» проект все же были. Дело решил случай. Продюсер Yellow Submarine Аль Бродакс и продюсер Битлов Брайан Эпштейн были впечатлены увиденным в галерее Тейт полотном Тернера «Буря на море» и, вообще, его видением водной стихии.
Майкл Тернер. Буря на море



Это и помогло преодолеть сопротивление Эпштейна в назначении Эдельманна художественным руководителем проекта, мол, он, пожалуй, именно тот художник, «способный реализовать тернеровское видение». Причудлива логика продюсеров! Тем неожиданней чудесный результат.

Вскоре последовали рисованные прототипы — образы «Битлов» для мультфильма, и идеи посыпались, как из рога изобилия. Часть из них помогала генерировать и команда, работавшая вместе с Эдельманном над мультфильмом. Нет денег? Заполним экран. цифрами, это дешево!

Когда ему задавали вопрос о том, где он черпал вдохновения для создания психоделических образов, намекая на распространенные в то время химические вещества для изменения сознания, он отвечал: «Я довольно консервативный человек, из рабочего класса, и могу разве что напиться».
Хайнц Эдельман признавался, что в 1964 году ему, и правда, попадались несколько работ Питера Макса в прессе, однако на них он бросил лишь беглый взгляд. Более того, он был уверен, что интерес к психоделическим картинкам Питера Макса привлек именно релиз «Yellow Submarine». В свою очередь, Макс, никогда не претендовавший на авторство идеи Submarine, не отмечает, что легендарный мульт уходит корнями в его образы.
Вообще, разобраться в клубке «первоисточников» в этом пространстве черных дырок довольно сложно: ведь Питер Макс рисует плакаты для битломанов (и не только), густо «нафаршированные» узнаваемыми по мультику элементами. Эдельманн же тему в явном виде больше не эксплуатировал. Но как бы не обстояло дело с арт-воплощениями «Yellow Submarine», она продолжает волновать умы и плодить фанатов, как и сумасшедшие полотна старика Макса. Хотите убедиться? Айда на выставку за океан!

Пока все дома

«Наш ответ» — признание в любви к легендарной мульти-ленте и эпохе хиппи (а значит, и дань творчеству Питера Макса и Хайнца Эдельманна), — многими с детства обожаемые мультфильмы. «Шкатулка с секретом» 1976 г. — полный аналог стиля и некоторых образов Yellow Submarine! Отчасти перекликается с подлодкой и Битлами мультфильм «Контакт» 1978 г.: в главном герое (человеке!) вы Джона Леннона узнали?
Художники-мультипликаторы не скрывают своей «битломании», и это их искренний и творческий, как сказали бы сегодня, «пост обожания Желтой подводной лодки».

We all live in a yellow submarine!
Комментировать Комментарии
HELP