Восемь известнейших художников, "продавших душу" рекламе
Рекламный бизнес отнял у многих художников время, но взамен подарил умение удачно продавать себя. Кто они, эти знаменитые работники тюбика и кисточки, которые позволили коммерции временно арендовать саму Музу? И что получилось в итоге этой «крамолы»?
Звезда поп-арта пришел в искусство из мира рекламы. Самая громкая его работа — дизайн бутылки для Сoca-Cola. Хотя еще до того
Энди Уорхол оформлял витрины и делал рекламные макеты — надо же как-то оправдывать честно заработанный диплом бакалавра художника графического дизайна
, который Энди мог при случае достать из широких штанин.
Позже Уорхол неоднократно использовал бутылку колы как символ в своих работах.
Опыт в рекламе помог Уорхолу удачно продвигать и продавать сначала себя, а после группу The Velvet Underground. К тому же, именно прибыль с рекламных компаний за 13 лет в бизнесе позволила Уорхолу чувствовать себя финансово свободно в момент перехода от рекламы к делу мечты — искусству.
К слову, Coca-Cola — не единственный напиток, к продвижению которого художник приложил руку. Картина с водкой — product placement или случайное совпадение? В случае со спиртным и художником не всегда понятно, кто кого продвигает и поддерживает.
Сальвадор Дали и Chupa Chups
Логотип, нарисованный Дали для Сhupa Chups в 1969 году, за все эти годы изменяли совсем незначительно. По задумке художника название Сhupa Chups расположено внутри цветка ромашки.
Кроме того, Сальвадор Дали лично снимался в рекламе шоколада Lanving и антипохмельного средства Alka-Seltzer. Многим позже в локальной рекламе антипохмельного средства появился также украинский художник Илья Чичкан, также известный эксцентричным поведением и эпатажными работами.
Сюрприз для домохозяек — в 1969 году Сальвадор Дали разработал логотип для Евровидения и дизайн статуи, которую установили на сцене конкурса.
Цена вина Chateau Mouton Rothschild обусловлена не только качеством, но и этикеткой: в разное время ее дизайн создавали Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Василий Кандинский и другие мэтры искусства.
Дизайн этикетки - Сальвадор Дали, 1958
Дизайн этикетки - Илья Кабаков, 2002 г.
Пикассо, Миро, Дельво, Шагал, Фрейд (Люсьен Фрейд)… Какие люди!
Альфонс Муха: вино, шоколад и драгоценности
Чешский гуру модерна задолго до славы художника снискал славу лучшего мастера рекламных плакатов.
Альфонс Муха рисовал афиши для театральных представлений
, плакаты и этикетки для шоколада
, напитков
, бисквитов
, спичек и даже велосипедов.
Широко известна афиша спектакля «Жисмонда» театра , в котором играла Сара Бернар. Именно они — и актриса — моментально сделали художника звездой (в штат театра Муху приняли именно благодаря Саре, которая временно сделала художника своим любовником).
Позже мастер совмещения декоративно-прикладного искусства с высоким занялся разработкой дизайна украшений для ювелирного дома Жоржа Фуке. Рекламу коллекции он тоже рисовал сам.
Александр Родченко и резиновые изделия
Русский авангардист совместно с Маяковским разработал серию культовых — без преувеличения — рекламных плакатов. Они до сих пор являются вожделенным трофеем для коллекционеров по всему миру!
В 20−30-е годы главными заказчиками рекламы было государство, а не частное производство. Родченко с Маяковским продавали соски, галоши, часы книги и прочие необходимые вещи.
«Реклам-конструкторы», как называл себя дуэт, отлично понимали важность ярких слоганов и понятной графики. Именно поэтому им удалось сделать то, на что сегодня молятся многие копирайтеры и художники в рекламном мире — прийти к идеальному союзу броского слога и картинки.
Анри Тулуз-Лотрек и Мулен Руж
Прекрасный и несчастный Лотрек, променявший богатую жизнь в доме родителей на театр, работал там всего лишь за еду.
Тулуз жил этим театром: наблюдал за девушками, рисовал рекламные плакаты представлений, и за это бармен наливал ему суп и рюмку спиртного.
Мулен Руж бы не состоялся так громко без рекламных плакатов Анри Тулуз-Лотрека. В свою очередь, Тулуз не состоялся бы без театра как художник.
Нико Пиросмани: заходите в наш магазин!
Всю жизнь жизнерадостный адепт
примитивизма зарабатывал на хлеб оформлением витрин и лавок магазинов. В те времена в Тбилиси каждый торговец стремился сделать свою лавку уникальной во всех отношениях — и по ассортименту
, и по качеству
, и по внешнему виду.
«Вывеска пивной Закатала». Хранится в Государственном Музее искусств Грузии
Такеши Мураками: щепотка китча к Луи Виттону
В 2009 году современный король арт-китча, работы которого есть в том числе в коллекции Леонардо Ди Каприо, преобразил Louis Vuitton.
Во-первых, художник создал коллекцию аксессуаров в сотрудничестве с маркой, а во-вторых — разработал сумасшедший дизайн для токийского бутика бренда.
Джеймс Розенквист: реклама на разрыв
Еще один представитель поп-арта, для которого рекламный бизнес в прямом смысле стал трамплином в мир искусства и больших гонораров. Художник проработал в рекламном агентстве 3 года, а после стал создавать полотна на основе своих же рекламных плакатов. Этим и прославился.
Розенквист рвет и режет собственные плакаты, а затем создает из них многозначительные коллажи
F-111 — работа, созданная в 1965 году, которая принесла художнику международную известность.
Благодаря рекламе
Джеймс Розенквист научился выделять из реальности самые цепкие моменты. Он научился ловить зрителя на крючок
, еще раз доказывая: в мире визуальных образов не существует низких стилей. Бывают плохие художники или плохие менеджеры.
Что ж, опыт в рекламе не всегда «левый ход», сопряженный с предательством творческой музы: порой он позволяет научиться хорошо делать две вещи — рисовать и продавать, создавая себя с нуля.