В своем желании запечатлеть изменчивость текущего момента художники из Нового света не отставали от французских коллег, штурмуя парижские студии и создавая свой собственный импрессионизм
с национальным колоритом. Вместо бьющей ключом жизни шумных парижских кафе и улиц на их полотнах чаще появлялись тихие пейзажи и простые радости семейного быта. К сожалению, на слуху даже у любителей живописи лишь несколько имен тех, кто стоял у истоков этого направления в США. Мы решили исправить это упущение, открыв для Вас знаковых американских импрессионистов. Итак, будем знакомы!
В Париж – за открытиями
В свое время писатель Генри Джеймс изрек: «Если хотите найти американское искусство, вы найдеде его в Париже. А если не найдете, то найдете много чего другого в Париже». Американские художники конца ХIХ — начала ХХ века и правда штурмовали французскую столицу. Потребность в европейском образовании была вызвана, в первую очередь, тем, что американцы ощущали нехватку академизма, методов и техник классичесской школы. Поэтому, стремясь овладеть академическим базисом, к авангардным приемам коллег они сначала относились с недоверием, считая их попросту дилетантскими.Так или иначе, каждый американский живописец мечтал выставиться на парижских салонах рядом с Моне и Ренуаром. Да и во время занятий в художественных студиях Парижа сложно было удержаться от импрессионистических эксперементов. И понеслось!
Учитель Моне
Первыми «вирус импрессионизма» в США занесли американские художники, посещавшие дом Клода Моне в Северной Нормандии. Сюда, в творческую резиденцию Живерни, что в долине Сены, в 1886 году хозяин пригласил живописца Джона Сарджента — первого из американцев.Впоследствие гостившие здесь художники основали американский аналог Живерни в штате Коннектикут, назвав его Олд Лайм. Они руководствовались «клодовскими традициями», в это же время наследуя своим предшественникам-пейзажистам из школы реки Гудзон, и французу «папашу Коро». Ядром американского импрессионизма является творческая группа «Десять американских художников» (The Ten), а географическим центром — Бостон и Нью-Йорк.
Иския, вид склонов горы Эпомео
XIX век, 26×40 см
Мариетта
1843, 29.3×44.2 см
Американский импрессионизм
отличается от своего старшего брата из Европы, прежде всего, сентиментальностью, отсутствием сюжетов из никогда не спящих кабаре и ресторанов, и пестрых красок вчерних улиц. Вместо этого американские живописы зачастую изображали пейзажи и уютный семейный быт. Это можно объяснить протестантской верой, превалирующей в среде художников из США.
Домашняя канарейка
1886, 49.5×30.5 см
Зимняя сказка
Джон Генри Твахтман ((также — Туоктмен; англ. John Henry Twachtman, 1853−1902) — один из ведущих представителей «американской десятки», педагог и живописец, посвящавший себя, преимущественно, написанию американских импрессионистических пейзажей. Больше других времен года Твахтман любил зиму: на его полотнах много снега и закованной в лед воды. Формируя собственный художественный почерк на основе импрессионизма, он стремился передать еле уловимые изменения состояний природы.
Зимняя гармония
1890-е
, 65.4×81.1 см
После возвращения из Флоренции на родину, в штат Коннектикут, художник поселился на ферме «Холи хауз», в доме с садом и огородом, которые так часто появляются на его картинах. Вскоре здесь стали собираться друзья-художники Твахтмана, превратив поместье в арт-коммуну.
Железная леди
Пойти против воли родителей, не желавших видеть дочь художницей, рвануть в Париж, чтобы изучать живопись, подружиться с задирой-Дега и выставляться на парижских салонах?! Все это оказалось по плечу американке Мэри Кассат (Mary Cassat) (1844−1926).
Автопортрет
1880
Почти всю жизнь импрессионистка провела во Франции. Страсть к заморским странам и путешествиям Кассат привили с детства: уже к 10 годам она успела увидеть все европейские столицы. Выбрав путь художника, она нисколько не подражала коллегам-мужчинам. Когда девушка столкнулась с их снисходительным и предвзятым отношением, обучаясь рисунку и живописи в родной Пенсильвании, она, недолго думая, собрала чемодан и отправилась искать счастье в Париже. Однако и тут столкнулась с дискриминацией: посещать Академии живописи представительницам прекрасного пола было запрещено, поэтому американке оставалось довольствоваться занятиями в женской студии Шаплена. Кроме того, до 70-х годов ХIX века дамам был перекрыт доступ к встречам с единомышленниками в кафе, где обсуждались модные тенденции в искусстве.
Мать и дитя
1908, 116.8×90.2 см
То ли характер оказался стальным, то ли пастель Дега, когда-то увиденная в витрине магазина, впечатлила так сильно, однако все эти «но» не помешали Мэри Кассат пробиться на американский импрессионистический олимп.
Ошибочно полагать, что конек художницы — только лишь женственные портреты матерей с детьми. Кассат, не имея собственных детей, правда, действительно писала немало картин с пухлощекими племянниками. Но во главу творчества художница, прежде всего, ставила интеллектуальное начало женщины, что ощутимо выходит на первый план в картинах «Читающая женщина», «Чай», «Осень».
Дружба с Дега, которого Кассат до конца дней считала своим наставником и чьи картины тайком покупала на заработанные от продаж собственных полотен деньги, открыла ей парижские салоны. Выставляясь плечом к плечу с Писсаро и Моне, Кассат снискала успех, продолжая, однако, испытывать неуверенность в собственном таланте. Уже в преклонных годах она посещает Египет, который поражает ее воображение и заставляет с рвением взяться за кисть. Несмотря на болезни, Кассат продолжает писать. Останавливает ее лишь полная слепота.
Везунчик Чейз
Другому основоположнику американского импрессионизма, Уильяму Мерриту Чейзу (William Merritt Chase) (1849−1916) посчастливилось добиться признания как ценителей искусства, так и художественных критиков. Трудно поверить, что этот художник-самоучка из Индианы, долгое время работавший в лавке своего отца, через много лет возглавил Общество Американских Художников и преподавал в Национальной Академии Дизайна. Кстати, среди его учеников был сам Эдвард Хоппер!
В Томпкинс-парк
1887, 26×40.6 см
Портреты, сцены американского быта, безмятежные пейзажи — все Чейзу было интересно и все по силам. Наверное, поэтому он никогда не испытывал недостатка ни в деньгах, ни в славе.
Женщина в зеленом платье
1909, 45.1×33 см
Шиннекок Хиллз, Лонг-Айленд
1890-е
Художник использовал технику свободного мазка и пастельные тона, объединяя реализм и импрессионизм. Обыденные дорожные сюжеты он умело превращал в умиротворяющие пейзажи с чистым небом и простой панорамой, создающие романтическое настроение.
Коннекикут с восточным привкусом
Жизнь Джулиана Олдена Уира (Julian Alden Weir) (1852−1919) перевернули увиденные на выставке в Нью-Йорке картины французских импрессионистов, среди которых были полотна Эдуарда Мане, вдохновившие американца на первые эксперименты в этом жанре. Натурой для импрессионистической пейзажной живописи стали окрестности его фермы в Коннектикуте. Вместе с тем Уир не оставляет портретную живопись и цветочные натюрморты, интересуется графикой. Кстати, позже автор вводит в технику элементы цветной японской графики.
Красный мост
1890, 86×61 см
На Всемирной выставке в Париже его творческие поиски удостоились серебряной медали, а вскоре после этого Уир получил заказ на работу для Всемирной Колумбовской выставки, которая состоялась в Чикаго.
«Молитва» Сарджента
Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) (1856−1925) — выдающийся американский портретист, творчество которого нередко причисляют к импрессионизму, несмотря на наследования им Веласкеса и Ван Дейка. Ведь именно Сарджента Клод Моне первым пригласил в Живерни, а тот, в свою очередь, написал Моне, работающего на опушке леса.
А вот Камиль Писсаро, наоборот, относился к творчеству Сарджента скептически. Кстати, нужно отметить, что полотна американца чуть не тонули в море всеобщией критики. Одним из обвинений была нереалистичная красота изображенных на портретах людей. Кстати, покинуть Париж и переехать в Лондон художника заставил неприятный эпизод с созданным им портретом одной известной красавицы, Виржини Готро, который общественность и семья модели разнесли в пух и прах, якобы, за его вульгарность.
Впрочем, мастер творил всегда и везде. Художник оставил наследие в 900 картин маслом, а акварелей — в два раза больше! Не зря надпись на его могильной плите гласит: «Работать — значит молиться».
Среди акварелей — путевые пейзажи, созданные во время путешествий по миру (к 50 годам портреты Сардженту наскучили, по другой версии, он «завязал» с этим жанром после того, как его любимая модель и возлюбленная вышла за другого).
Наибольшим открытием в импрессионизме для Сарджента стал цвет, передача теней и отражений и пленерная работа, которой он с большим азартом предавался во время «летних каникул» — отдыха от заказов в живописных уголках мира.
Отдых волов
1910, 54.6×69.9 см
Урбан-импрессионизм
Еще ребенком Фредерик Чайльд Гассам (Frederick Childe Hassam) (1859−1935) был твердо уверен в том, что его ждет будущее художника. Поэтому юный аквалерист и рисовальщик бросил школу и начал работать ксилографом, иллюстрируя ряд американских журналов. Подустав от графики, Гассам отправлялся писать Бостон и его окрестности в тогда еще натуралистичной манере.
Леди в белом
1895, 66×53.3 см
Успех не заставил себя долго ждать: уже в 23 года художник продавал свои полотна на первой персональной выставке. Через год он отправился в Европу, где был поражен акварелями Тёрнера и создал 67 собственных. В Париже Гассам задержался на целых три года, обучаясь в академии, выставляясь в салонах, параллельно иллюстрируя книги, издающиеся в США и реализовывая свои работы на аукционах. Вернувшись в США и окончательно выбрав жанр импрессионизма, он становится одним из идейных лидеров «десятки».
«Пятая авеню» и «Вашингтон-сквер» — в отличие от своих коллег и современников, живописному воспеванию природы Гассам предпочитал погружение в ускоренный сердечный ритм мегаполисов, в особенности, Бостона и Нью-Йорка. Его городские пейзажи отлично продавались. В 1916 художник приступил к серии полотен, изображавших флаги разных стран.
Флаги на Пятьдесят седьмой улице (серия "Флаги")
1918, 91.7×61 см
Участники группы «Десятка» покинули Общество американских художников, обвиняя его руководство в посредственности талантов, коммерческом подходе к выставкам и притеснении импрессионизма со стороны классицизма и романтизма. «Десять» организовывали ежегодные выставки в Нью-Йорке и Бостоне в течении долгих двадцати лет. Распалась организация в виду того, что ряды ее с годами редели. К тому же, общественность высказывала претензии к творческой деятельности «Десятки», называя ее «реакционной» по сравнению с городским реализмом. В организацию входили Льюис Шенкер, Уильям Меррит Чейз, Джон Туоктмен, Эдмунд Чарльз Тарбелл, Уиллард Меткалф, Чайльд Гассам, Джулиан Олден Уир, Роберт Рейд, Эдвард Симмонс, Франк Бенсон.