Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

От Сарджента до Кассат: многоликий американский импрессионизм

Мне нравится12       0  
В своем желании запечатлеть изменчивость текущего момента художники из Нового света не отставали от французских коллег, штурмуя парижские студии и создавая свой собственный импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше с национальным колоритом. Вместо бьющей ключом жизни шумных парижских кафе и улиц на их полотнах чаще появлялись тихие пейзажи и простые радости семейного быта. К сожалению, на слуху даже у любителей живописи лишь несколько имен тех, кто стоял у истоков этого направления в США. Мы решили исправить это упущение, открыв для Вас знаковых американских импрессионистов. Итак, будем знакомы!

В Париж – за открытиями

В свое время писатель Генри Джеймс изрек: «Если хотите найти американское искусство, вы найдеде его в Париже. А если не найдете, то найдете много чего другого в Париже». Американские художники конца ХIХ — начала ХХ века и правда штурмовали французскую столицу. Потребность в европейском образовании была вызвана, в первую очередь, тем, что американцы ощущали нехватку академизма, методов и техник классичесской школы. Поэтому, стремясь овладеть академическим базисом, к авангардным приемам коллег они сначала относились с недоверием, считая их попросту дилетантскими.
Так или иначе, каждый американский живописец мечтал выставиться на парижских салонах рядом с Моне и Ренуаром. Да и во время занятий в художественных студиях Парижа сложно было удержаться от импрессионистических эксперементов. И понеслось!

Учитель Моне

Первыми «вирус импрессионизма» в США занесли американские художники, посещавшие дом Клода Моне в Северной Нормандии. Сюда, в творческую резиденцию Живерни, что в долине Сены, в 1886 году хозяин пригласил живописца Джона Сарджента — первого из американцев.
Впоследствие гостившие здесь художники основали американский аналог Живерни в штате Коннектикут, назвав его Олд Лайм. Они руководствовались «клодовскими традициями», в это же время наследуя своим предшественникам-пейзажистам из школы реки Гудзон, и французу «папашу Коро». Ядром американского импрессионизма является творческая группа «Десять американских художников» (The Ten), а географическим центром — Бостон и Нью-Йорк.
Камиль Коро. Мариетта
Мариетта
1843, 29.3×44.2 см
Американский импрессионизм×Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. читать дальше отличается от своего старшего брата из Европы, прежде всего, сентиментальностью, отсутствием сюжетов из никогда не спящих кабаре и ресторанов, и пестрых красок вчерних улиц. Вместо этого американские живописы зачастую изображали пейзажи и уютный семейный быт. Это можно объяснить протестантской верой, превалирующей в среде художников из США.

Зимняя сказка

Джон Генри Твахтман ((также — Туоктмен; англ. John Henry Twachtman, 1853−1902) — один из ведущих представителей «американской десятки», педагог и живописец, посвящавший себя, преимущественно, написанию американских импрессионистических пейзажей. Больше других времен года Твахтман любил зиму: на его полотнах много снега и закованной в лед воды. Формируя собственный художественный почерк на основе импрессионизма, он стремился передать еле уловимые изменения состояний природы.
Джон Генри Твахтман. Старая «Холи хауз»

После возвращения из Флоренции на родину, в штат Коннектикут, художник поселился на ферме «Холи хауз», в доме с садом и огородом, которые так часто появляются на его картинах. Вскоре здесь стали собираться друзья-художники Твахтмана, превратив поместье в арт-коммуну.

Джон Генри Твахтман. Дорога

Железная леди

Пойти против воли родителей, не желавших видеть дочь художницей, рвануть в Париж, чтобы изучать живопись, подружиться с задирой-Дега и выставляться на парижских салонах?! Все это оказалось по плечу американке Мэри Кассат (Mary Cassat) (1844−1926).
Почти всю жизнь импрессионистка провела во Франции. Страсть к заморским странам и путешествиям Кассат привили с детства: уже к 10 годам она успела увидеть все европейские столицы. Выбрав путь художника, она нисколько не подражала коллегам-мужчинам. Когда девушка столкнулась с их снисходительным и предвзятым отношением, обучаясь рисунку и живописи в родной Пенсильвании, она, недолго думая, собрала чемодан и отправилась искать счастье в Париже. Однако и тут столкнулась с дискриминацией: посещать Академии живописи представительницам прекрасного пола было запрещено, поэтому американке оставалось довольствоваться занятиями в женской студии Шаплена. Кроме того, до 70-х годов ХIX века дамам был перекрыт доступ к встречам с единомышленниками в кафе, где обсуждались модные тенденции в искусстве.
То ли характер оказался стальным, то ли пастель Дега, когда-то увиденная в витрине магазина, впечатлила так сильно, однако все эти «но» не помешали Мэри Кассат пробиться на американский импрессионистический олимп.
Мэри Кассат. Женщина читает в саду



Ошибочно полагать, что конек художницы — только лишь женственные портреты матерей с детьми. Кассат, не имея собственных детей, правда, действительно писала немало картин с пухлощекими племянниками. Но во главу творчества художница, прежде всего, ставила интеллектуальное начало женщины, что ощутимо выходит на первый план в картинах «Читающая женщина», «Чай», «Осень».

Дружба с Дега, которого Кассат до конца дней считала своим наставником и чьи картины тайком покупала на заработанные от продаж собственных полотен деньги, открыла ей парижские салоны. Выставляясь плечом к плечу с Писсаро и Моне, Кассат снискала успех, продолжая, однако, испытывать неуверенность в собственном таланте. Уже в преклонных годах она посещает Египет, который поражает ее воображение и заставляет с рвением взяться за кисть. Несмотря на болезни, Кассат продолжает писать. Останавливает ее лишь полная слепота.
Мэри Кассат. Письмо
Мэри Кассат
1891, 43.2×30.3 см
Мэри Кассат. Мать Роза кормит своего ребенка грудью
Мэри Кассат
1900-е , 71.8×57.8 см
Мэри Кассат. Леди за чайным столом
Мэри Кассат
1885, 73.7×61 см
Мэри Кассат. Портрет миссис Уильям Гаррисон

Везунчик Чейз

Другому основоположнику американского импрессионизма, Уильяму Мерриту Чейзу (William Merritt Chase) (1849−1916) посчастливилось добиться признания как ценителей искусства, так и художественных критиков. Трудно поверить, что этот художник-самоучка из Индианы, долгое время работавший в лавке своего отца, через много лет возглавил Общество Американских Художников и преподавал в Национальной Академии Дизайна. Кстати, среди его учеников был сам Эдвард Хоппер!
Портреты, сцены американского быта, безмятежные пейзажи — все Чейзу было интересно и все по силам. Наверное, поэтому он никогда не испытывал недостатка ни в деньгах, ни в славе.
Уильям Меррит Чейз. Октябрь


Художник использовал технику свободного мазка и пастельные тона, объединяя реализм и импрессионизм. Обыденные дорожные сюжеты он умело превращал в умиротворяющие пейзажи с чистым небом и простой панорамой, создающие романтическое настроение.

Уильям Меррит Чейз. Пейзаж, Шиннекок Хиллз
Уильям Меррит Чейз. Солнечный день, Шиннекок Хиллз

Коннекикут с восточным привкусом

Жизнь Джулиана Олдена Уира (Julian Alden Weir) (1852−1919) перевернули увиденные на выставке в Нью-Йорке картины французских импрессионистов, среди которых были полотна Эдуарда Мане, вдохновившие американца на первые эксперименты в этом жанре. Натурой для импрессионистической пейзажной живописи стали окрестности его фермы в Коннектикуте. Вместе с тем Уир не оставляет портретную живопись и цветочные натюрморты, интересуется графикой. Кстати, позже автор вводит в технику элементы цветной японской графики.
Джулиан Олден Уир. Ребенок на поляне
Джулиан Олден Уир
Джулиан Олден Уир. Женщина с собакой
Джулиан Олден Уир
Джулиан Олден Уир. Девушка и ребенок с гитарой
Джулиан Олден Уир
Джулиан Олден Уир. Сюжет 5
Джулиан Олден Уир
На Всемирной выставке в Париже его творческие поиски удостоились серебряной медали, а вскоре после этого Уир получил заказ на работу для Всемирной Колумбовской выставки, которая состоялась в Чикаго.

«Молитва» Сарджента

Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent) (1856−1925) — выдающийся американский портретист, творчество которого нередко причисляют к импрессионизму, несмотря на наследования им Веласкеса и Ван Дейка. Ведь именно Сарджента Клод Моне первым пригласил в Живерни, а тот, в свою очередь, написал Моне, работающего на опушке леса.
А вот Камиль Писсаро, наоборот, относился к творчеству Сарджента скептически. Кстати, нужно отметить, что полотна американца чуть не тонули в море всеобщией критики. Одним из обвинений была нереалистичная красота изображенных на портретах людей. Кстати, покинуть Париж и переехать в Лондон художника заставил неприятный эпизод с созданным им портретом одной известной красавицы, Виржини Готро, который общественность и семья модели разнесли в пух и прах, якобы, за его вульгарность.
Джон Сингер Сарджент. Мадам Х (Мадам Пьер Готро)
Впрочем, мастер творил всегда и везде. Художник оставил наследие в 900 картин маслом, а акварелей — в два раза больше! Не зря надпись на его могильной плите гласит: «Работать — значит молиться».
Джон Сингер Сарджент. Сантьяго-де-Компостела, Испания
Джон Сингер Сарджент
1903, 25.4×35.6 см
Джон Сингер Сарджент. Домашние поля
Джон Сингер Сарджент
1885, 73×96.5 см
Джон Сингер Сарджент. Сосновый бор
Джон Сингер Сарджент
1908, 30.4×45.7 см
Джон Сингер Сарджент. Заводь в Кэлкоте
Джон Сингер Сарджент
1888, 50.8×78.6 см
Среди акварелей — путевые пейзажи, созданные во время путешествий по миру (к 50 годам портреты Сардженту наскучили, по другой версии, он «завязал» с этим жанром после того, как его любимая модель и возлюбленная вышла за другого).
Джон Сингер Сарджент. Во фруктовом саду

Наибольшим открытием в импрессионизме для Сарджента стал цвет, передача теней и отражений и пленерная работа, которой он с большим азартом предавался во время «летних каникул» — отдыха от заказов в живописных уголках мира.

Урбан-импрессионизм

Еще ребенком Фредерик Чайльд Гассам (Frederick Childe Hassam) (1859−1935) был твердо уверен в том, что его ждет будущее художника. Поэтому юный аквалерист и рисовальщик бросил школу и начал работать ксилографом, иллюстрируя ряд американских журналов. Подустав от графики, Гассам отправлялся писать Бостон и его окрестности в тогда еще натуралистичной манере.
Успех не заставил себя долго ждать: уже в 23 года художник продавал свои полотна на первой персональной выставке. Через год он отправился в Европу, где был поражен акварелями Тёрнера и создал 67 собственных. В Париже Гассам задержался на целых три года, обучаясь в академии, выставляясь в салонах, параллельно иллюстрируя книги, издающиеся в США и реализовывая свои работы на аукционах. Вернувшись в США и окончательно выбрав жанр импрессионизма, он становится одним из идейных лидеров «десятки».
Чайльд Гассам. В Глостере
Чайльд Гассам
1890, 39.3×45.7 см
Чайльд Гассам. Центральная часть Форт-Кабаньяс, Гавана
Чайльд Гассам
1895, 54×66.7 см
Чайльд Гассам. Острова Шолс
Чайльд Гассам
1912, 50.8×35.6 см
Чайльд Гассам. Солнечный свет, старый дом
Чайльд Гассам
1921, 50.8×40.6 см
Чайльд Гассам. Пятая авеню

«Пятая авеню» и «Вашингтон-сквер» — в отличие от своих коллег и современников, живописному воспеванию природы Гассам предпочитал погружение в ускоренный сердечный ритм мегаполисов, в особенности, Бостона и Нью-Йорка. Его городские пейзажи отлично продавались. В 1916 художник приступил к серии полотен, изображавших флаги разных стран.

Участники группы «Десятка» покинули Общество американских художников, обвиняя его руководство в посредственности талантов, коммерческом подходе к выставкам и притеснении импрессионизма со стороны классицизма и романтизма. «Десять» организовывали ежегодные выставки в Нью-Йорке и Бостоне в течении долгих двадцати лет. Распалась организация в виду того, что ряды ее с годами редели. К тому же, общественность высказывала претензии к творческой деятельности «Десятки», называя ее «реакционной» по сравнению с городским реализмом. В организацию входили Льюис Шенкер, Уильям Меррит Чейз, Джон Туоктмен, Эдмунд Чарльз Тарбелл, Уиллард Меткалф, Чайльд Гассам, Джулиан Олден Уир, Роберт Рейд, Эдвард Симмонс, Франк Бенсон.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP