Регистрация

Звёздная, звёздная ночь: история астрономии в искусстве

Мне нравится4       0  
Когда за окном зимняя вьюга, Джонатан Джонс (Jonathan Jones) исследует не ночное небо, а картины, на которых изображена Рождественская звезда, ведущая троих волхвов, — и получает любопытные результаты.
Итак, сезон звездопадов в разгаре: в декабре и январе зимние небеса холодны и — иногда — чисты. В безоблачную ночь небесный купол покрыт яркими звёздами, и это идеальный момент, чтобы вооружиться телескопом или биноклем.

А ещё это время, когда астрономы вспоминают о Рождественской звезде. Три волхва, три мудреца из Персии, следовали за ней до Вифлеема. Что за звезда указывала им путь? Комета? Метеор? Понятия не имею. Вместо этого я попытался проследить путь этой звезды в изобразительном искусстве — и получил любопытные результаты.
На картинах Ренессанса Вифлеемская звезда появляется редко. Она, кажется, не интересовала художников XV века, таких как Беноццо Гонццоли (Benozzo Gozzoli) и Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).
Даже бесконечно любопытный и влюблённый в науку Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) не изобразил звезду на своём загадочном полотне «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi). Впрочем, поскольку эта картина не окончена, никто не знает, может он и написал бы её в последний момент.
Задумывал ли ученый-художник «детализировать» небеса на полотне? Маловероятно, поскольку отсутствие звёзд на рождественских картинах эпохи Возрождения показывает принципиальную разницу между тем, каким видели космос люди тогда, и каким видим его мы. Сейчас очевидно, что звёзды — это далёкие газообразные тела, которые кажутся нам булавочными уколами света, но такого знания не было 500 — 600 лет назад. Поскольку небо можно было представить себе по-разному, оно и выглядело по-разному.
То, какими магическими и таинственными небеса были в представлении людей Ренессанса, видно на картине Рафаэля (Rafael) «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»). На полотне есть луна и небо — каждое с человеческим лицом. Мило, по-детски наивно, но далеко от современной науки. В часовне во Флоренции на куполе изображены созвездия, видимые в определённую ночь, звёзды здесь — основа астрологической магии. Тинторетто (Tintoretto) даже нарисовал возникновение Млечного пути из грудного молока богини Юноны.
Художники изображали аллегории: не небо, а небеса, не звезды и созвездия, а мифы. Тинторетто (Tintoretto) даже нарисовал возникновение Млечного пути из грудного молока богини Юноны.
Звезды — не астрономические объекты, а мистические. Она могут быть зоолотыми, как у Тинторетто, или серебряными, как на картине «Вакх и Ариадна» Тициана (Tiziano) — здесь уже показан миф о женщине, превращённой в созвездие. Для Тициана и Тинторетто, звёзды — это магические скрещения лучей.
В начале XVII века Галилео Галилей (Galileo Galilei) обратил свой телескоп к Луне и другим объектам ночного неба. Его отчёт «Звёздный вестник» показал, что-то, что мы видим в небе ночью — это физические явления, а не небесные призраки.

После Галилея художники не только начали изображать звезду, ведущую волхвов, но даже выдвигали предположения о том, что же это было. Мурильо (Murillo) и Веласкес (Velázquez) изображали её как комету. Из абсолютной тайны небо превратилось в место, подвластное физическим законам. Кометы стали чем-то реальным.
В то же время Гверчино (Guercino) написал Эндимиона, мифического возлюбленного Луны-Селены, которого Зевс погрузил в вечный сон, заснувшим… с телескопом на коленях. Это символизирует то, что в небе больше не было места знамениям и чудесам. Это был новый рубеж для научных исследований. В конце концов, путешествие волхвов стало лишь сказкой, а их звезда — праздничной декорацией.
Заглавная иллюстрация статьи — Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз (Нидерланды), «Поклонение волхвов». Ок. 1505

Публикацию подготовил Влад Маслов

Комментировать Комментарии
HELP