Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест

Звёздная, звёздная ночь: история астрономии в искусстве

Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Когда за окном зимняя вьюга, Джонатан Джонс (Jonathan Jones) исследует не ночное небо, а картины, на которых изображена Рождественская звезда, ведущая троих волхвов, — и получает любопытные результаты.
Итак, сезон звездопадов в разгаре: в декабре и январе зимние небеса холодны и — иногда — чисты. В безоблачную ночь небесный купол покрыт яркими звёздами, и это идеальный момент, чтобы вооружиться телескопом или биноклем.

А ещё это время, когда астрономы вспоминают о Рождественской звезде. Три волхва, три мудреца из Персии, следовали за ней до Вифлеема. Что за звезда указывала им путь? Комета? Метеор? Понятия не имею. Вместо этого я попытался проследить путь этой звезды в изобразительном искусстве — и получил любопытные результаты.
Беноццо Гоццоли. Капелла волхвов
Капелла волхвов
Беноццо Гоццоли
На картинах Ренессанса Вифлеемская звезда появляется редко. Она, кажется, не интересовала художников XV века, таких как Беноццо Гонццоли (Benozzo Gozzoli) и Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Сандро Боттичелли
1475
Даже бесконечно любопытный и влюблённый в науку Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) не изобразил звезду на своём загадочном полотне «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi). Впрочем, поскольку эта картина не окончена, никто не знает, может он и написал бы её в последний момент.
Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Леонардо да Винчи
1481, 246×243 см
Задумывал ли ученый-художник «детализировать» небеса на полотне? Маловероятно, поскольку отсутствие звёзд на рождественских картинах эпохи Возрождения показывает принципиальную разницу между тем, каким видели космос люди тогда, и каким видим его мы. Сейчас очевидно, что звёзды — это далёкие газообразные тела, которые кажутся нам булавочными уколами света, но такого знания не было 500 — 600 лет назад. Поскольку небо можно было представить себе по-разному, оно и выглядело по-разному.
То, какими магическими и таинственными небеса были в представлении людей Ренессанса, видно на картине Рафаэля (Rafael) «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»). На полотне есть луна и небо — каждое с человеческим лицом. Мило, по-детски наивно, но далеко от современной науки. В часовне во Флоренции на куполе изображены созвездия, видимые в определённую ночь, звёзды здесь — основа астрологической магии. Тинторетто (Tintoretto) даже нарисовал возникновение Млечного пути из грудного молока богини Юноны.
Рафаэль Санти. Распятие (Алтарь Читта-ди-Кастелло)
Распятие (Алтарь Читта-ди-Кастелло)
Рафаэль Санти
1503, 281×165 см
Художники изображали аллегории: не небо, а небеса, не звезды и созвездия, а мифы. Тинторетто (Tintoretto) даже нарисовал возникновение Млечного пути из грудного молока богини Юноны.
Якопо Тинторетто. Происхождение Млечного Пути
Происхождение Млечного Пути
Якопо Тинторетто
Звезды — не астрономические объекты, а мистические. Она могут быть зоолотыми, как у Тинторетто, или серебряными, как на картине «Вакх и Ариадна» Тициана (Tiziano) — здесь уже показан миф о женщине, превращённой в созвездие. Для Тициана и Тинторетто, звёзды — это магические скрещения лучей.
Тициан Вечеллио. Вакх и Ариадна
Вакх и Ариадна
Тициан Вечеллио
1520-е , 175×190 см
В начале XVII века Галилео Галилей (Galileo Galilei) обратил свой телескоп к Луне и другим объектам ночного неба. Его отчёт «Звёздный вестник» показал, что-то, что мы видим в небе ночью — это физические явления, а не небесные призраки.

После Галилея художники не только начали изображать звезду, ведущую волхвов, но даже выдвигали предположения о том, что же это было. Мурильо (Murillo) и Веласкес (Velázquez) изображали её как комету. Из абсолютной тайны небо превратилось в место, подвластное физическим законам. Кометы стали чем-то реальным.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Бартоломе Эстебан Мурильо
1660
В то же время Гверчино (Guercino) написал Эндимиона, мифического возлюбленного Луны-Селены, которого Зевс погрузил в вечный сон, заснувшим… с телескопом на коленях. Это символизирует то, что в небе больше не было места знамениям и чудесам. Это был новый рубеж для научных исследований. В конце концов, путешествие волхвов стало лишь сказкой, а их звезда — праздничной декорацией.
Джованни Франческо Гверчино. Спящий Эндимион
Спящий Эндимион
Джованни Франческо Гверчино
XVII век
Заглавная иллюстрация статьи — Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз (Нидерланды), «Поклонение волхвов». Ок. 1505

Публикацию подготовил Влад Маслов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится2  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP