войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Звёздная, звёздная ночь: история астрономии в искусстве

Когда за окном зимняя вьюга, Джонатан Джонс (Jonathan Jones) исследует не ночное небо, а картины, на которых изображена Рождественская звезда, ведущая троих волхвов, — и получает любопытные результаты.
Звёздная, звёздная ночь: история астрономии в искусстве
Итак, сезон звездопадов в разгаре: в декабре и январе зимние небеса холодны и — иногда — чисты. В безоблачную ночь небесный купол покрыт яркими звёздами, и это идеальный момент, чтобы вооружиться телескопом или биноклем.

А ещё это время, когда астрономы вспоминают о Рождественской звезде. Три волхва, три мудреца из Персии, следовали за ней до Вифлеема. Что за звезда указывала им путь? Комета? Метеор? Понятия не имею. Вместо этого я попытался проследить путь этой звезды в изобразительном искусстве — и получил любопытные результаты.
На картинах Ренессанса Вифлеемская звезда появляется редко. Она, кажется, не интересовала художников XV века, таких как Беноццо Гонццоли (Benozzo Gozzoli) и Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli).
Даже бесконечно любопытный и влюблённый в науку Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) не изобразил звезду на своём загадочном полотне «Поклонение волхвов» (Adorazione dei Magi). Впрочем, поскольку эта картина не окончена, никто не знает, может он и написал бы её в последний момент.
Задумывал ли ученый-художник «детализировать» небеса на полотне? Маловероятно, поскольку отсутствие звёзд на рождественских картинах эпохи Возрождения показывает принципиальную разницу между тем, каким видели космос люди тогда, и каким видим его мы. Сейчас очевидно, что звёзды — это далёкие газообразные тела, которые кажутся нам булавочными уколами света, но такого знания не было 500 — 600 лет назад. Поскольку небо можно было представить себе по-разному, оно и выглядело по-разному.
То, какими магическими и таинственными небеса были в представлении людей Ренессанса, видно на картине Рафаэля (Rafael) «Распятие Монд» (или «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами»). На полотне есть луна и небо — каждое с человеческим лицом. Мило, по-детски наивно, но далеко от современной науки. В часовне во Флоренции на куполе изображены созвездия, видимые в определённую ночь, звёзды здесь — основа астрологической магии. Тинторетто (Tintoretto) даже нарисовал возникновение Млечного пути из грудного молока богини Юноны.
Рекомендуемые художники
Художники изображали аллегории: не небо, а небеса, не звезды и созвездия, а мифы. Тинторетто (Tintoretto) даже нарисовал возникновение Млечного пути из грудного молока богини Юноны.
Звезды — не астрономические объекты, а мистические. Она могут быть зоолотыми, как у Тинторетто, или серебряными, как на картине «Вакх и Ариадна» Тициана (Tiziano) — здесь уже показан миф о женщине, превращённой в созвездие. Для Тициана и Тинторетто, звёзды — это магические скрещения лучей.
В начале XVII века Галилео Галилей (Galileo Galilei) обратил свой телескоп к Луне и другим объектам ночного неба. Его отчёт «Звёздный вестник» показал, что-то, что мы видим в небе ночью — это физические явления, а не небесные призраки.

После Галилея художники не только начали изображать звезду, ведущую волхвов, но даже выдвигали предположения о том, что же это было. Мурильо (Murillo) и Веласкес (Velázquez) изображали её как комету. Из абсолютной тайны небо превратилось в место, подвластное физическим законам. Кометы стали чем-то реальным.
В то же время Гверчино (Guercino) написал Эндимиона, мифического возлюбленного Луны-Селены, которого Зевс погрузил в вечный сон, заснувшим… с телескопом на коленях. Это символизирует то, что в небе больше не было места знамениям и чудесам. Это был новый рубеж для научных исследований. В конце концов, путешествие волхвов стало лишь сказкой, а их звезда — праздничной декорацией.
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
2024, 50×60 см
$533
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Заглавная иллюстрация статьи — Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз (Нидерланды), «Поклонение волхвов». Ок. 1505

Публикацию подготовил Влад Маслов