Топ-10 арт-скандалов года: коллекция нацистов, "свинский" плагиат, наброски Ван Гога и голые художницы
Уходящий год запомнится несколькими крупными скандалами арт-рынка: важными, нелепыми, шокирующими и смешными.
"Нацисткая коллекция" Гурлитта
Итак
, в 2013 г. в обычной квартире в Мюнхене была обнаружена большая часть коллекции Гурлитта — дорогих картин мэтров
, которые нацисты признали
дегеративным искусством и «приговорили» к уничтожению. В '40-х годах xx шедевры спас отец Корнелиуса
, арт-дилер Хильдебранд Гурлитт.
Пикассо,
Матисс,
Отто Дикс,
Шагал — вот только начало списка авторов из коллекции.
Дело Гурлитта стало самым громким «художественным детективом» 2014 года.
История предалась огласке. Бывшие владельцы и их потомки начали заявлять о своих правах на музейные шедевры, однако Гурлитт честно отстаивал свою собственность (по закону Германии картины действительно было скорее его, чем «украденные»).
После смерти знаменитого коллекционера вопрос, что же делать с полотнами, остался открытым.
Сам хозяин большую часть собрания завещал Музею изобразительных искусств Берна, однако и бывшие владельцы от своих прав отказываться не собираются. Одни уже восстановили права своих семей на шедевры искусства, другие даже не знают, что им когда-то что-то принадлежало.
Музей Орсе: гениталии на фоне гениталий
Гюстав Курбе написал самую знаменитую вагину в истории искусства — картину Происхождение мира
, которая является наиболее обсуждаемым
эротическим шедевром трех столетий.
29 мая художница-перформер Дебора де Робертс (Deborah de Robertis) из Люксембурга посетила Парижский Музей Орсе, чтобы связать прошлое с настоящим: голая женщина села под картиной Кюрбе, расставив ноги. Художница показывала вагину на фоне вагины, а в это время растерянные охранники музея бегали вокруг, пытаясь загородить «вид» от других посетителей.
Стыдно ли показывать обнаженные части тела, если подобное зрелище реалистично написано на полотне? Ответ каждый находит сам.
Елка в Париже: Маккарти cдулся
В рамках ярмарки современного искусства знаменитый американский художник Пол Маккарти создал для столицы Франции надувную елку. Парижане ей не обрадовались, считая, что новогодняя красавица выглядит как гигантская секс-игрушка. После долгих возмущений елку «обезвредили» вандалы — они просто проткнули инсталляцию. Сам Маккарти предварительно получил от неизвестного несколько ударов в лицо.
Слушать возмущение зрителей для Маккарти — впечатление не из новых. 69-летний художник известен провокационными работами. В начале карьеры он вообще устраивал перформансы, во время которых вместо кисти использовал собственный половой орган.
Он же — автор гигантских надувных скульптур: фекалий и Санта Кллауса с дилдо в руке.
Дело Гурлитта стало катализатором для поисков и возвращения шедевров искусства, некогда украденных нацистами — таких в мире много. В 2014 г. Израиль и Германия объединились, чтобы вернуть шедевры, вывезенные во времена Третьего рейха, законным владельцам и наследникам.
Чаще всего над делами о возвращении шедевров работали адвокаты Кристофер Маринелло и Пьер Кирик. В итоге к «довоенным владельцам» вернулись:
Поля Синьяка, «Танцовщицы»
Эдгара Дега (1896 г.,
на фото выше), работы
Камиля Писсарро и другие полотна.
В 2014 г. арт-институции неоднократно оказывались в щекотливом положении перед выбором: сохранить шедевры при себе или вернуть картины семьям жертв Второй мировой?
Джефф Кунс: плагиат или совпадение?
В начале декабря дизайнер рекламы Франк Давидовичи обвинил мэтра современной скульптуры, Джеффа Кунса в плагиате. По мнению Давидовичи, инсталляция Кунса «Сделано зимой» (1988 г.) — практически точная копия рекламной кампании бренда Naf Naf 1985 г. (фото ниже):
Фото рекламной компании NafNaf.
Работа Кунса — на заглавном снимке к статье.
Подозрительная схожесть могла остаться никем не замеченной, если бы скульптура Кунса не «всплыла» на ретроспективе работ художника в центре Помпиду в конце уходящего года.
Работа является частью серии «Банальность» и существует в четырех авторских копиях, одна из которых в 2007 г. была продана на Christie’s за $4,3 млн. Согласитесь, слишком высокая цена для плагиата.
Адвокат Франка Давидовичи огласил о начале сбора материалов для обвинения. Кунс и его команда от комментариев воздержались. Интрига остается открытой.
Работу из центра Помпиду тем временем изъяли.
Лондон: отмена расистской выставки из-за протеста зрителей
Петицию об отмене экспозиции Exhibit B в лондонской галерее Barbican подписали тысячи возмущенных зрителей. Причина — работа южноамериканского сценариста, куратора и художника Бретта Бейли (Brett Bailey). В рамках инсталляции африканская актриса сидит на кровати с цепью на шее.
Слава расиста закрепилась за художником еще с Эдинбургского фестиваля из-за использования темнокожих артистов в подобных акциях
(к примеру
, в рамках другого перформанса темнокожего мужчину запирают в клетке).
Интересно, что сам художник хотел обратного эффекта — так он привлекал внимание к теме работорговли и расового неравенства.
Что ж, если тему обсуждают, значит, эффект достигнут — пусть и с ущербом для репутации автора. Хотя могут ли скандалы повредить популярности художников? Скорее, наоборот.
Скандальный и культовый уличный художник Бэнкси снова наделал шуму — на сей раз новостью о его аресте, которая облетела СМИ в середине октября. Позже оказалось, что сенсацию распространил сайт пародийных новостей National Repost. Но до появления опровержения весть уже разлетелась по интернету.
Нечто подобное уже случалось в 2013 году. Скептики считают, что такие новости — шутка от самого художника.
Италия: бюрократия и "руссо туристо" в Колизее
В этом году Италия, страдающая от кризиса, паталась решить проблемы с сохранностью наиболее ценных памятников архитектуры, которые ежегодно привлекают в страну тысячи и тысячи туристов.
Главный скандал возник, когда 42-летний турист из России попытался нацарапать на стене Колизея свои инициалы.
Затем пару американских туристов застали на границе с артефактами из древнего города Помпеи, которые вандалы пытались вывезти просто так.
Древнеримский город Помпеи — громадный исторический музей и шедевр под открытым небом. Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо остатков архитектуры, в городе сохранилось множество мозаик и настенной живописи.
Правительство Рензи вроде выделило средство на его реконструкцию и защиту, однако из-за коррупционеров работы никак не начнутся.
Париж: Метрополитен-опера заложила фрески Шагала за $20 млн
Финансковые трудности арт-институции решали
, как могли. Руководство культовой Метрополитен-опера решило взять долгосрочный заем в банке
под фрески Шагала.
Благодаря этому театру удалось сохранить самые дешевые билеты по $15. Тем не менее, зарплаты служащим пришлось сократить, а еще отменить две премьеры, которые готовились на следующий год.
Работы Шагала появились в театре Мерополитен в 1966 году
, когда художник жил и работал в Америке. За свою жизнь он создал множество панно
, полотен и
витражей в разных странах мира.
Интрига вокруг эскизов Ван Гога
В 2003 году Доротея Пеппас (Doreta Peppas) нашла среди имущества отца коробку с картиной Ван Гога. Спустя 11 лет женщине пришлось потратить все свои деньги на адвокатов и экспертов, чтобы установить подлинность и утвердить свои права на шедевры искусства, которые ее отец, член Греческого сопротивления нацистам, пытался спасти от сторонников Гитлера.
В боксе, который в 1944 году Мелетис Пеппас (Meletis Peppas) поездом вывез из Германии в Грецию, были масляные полотна, альбом эскизов и подростковое фото Ван Гога, а также ню-живопись Поля Сезанна.
Во время войны Мелетиса преследовали за симпатию к коммунистам. Он провел годы в тюрьме и оборвал связь с семьей, чтобы не втягивать близких. Борец с нацизмом умер в 1973 году, и следующие 30 лет никто не знал о существовании коробки с настоящим арт-кладом (на фото — Доротея Пеппас с подлинником Ван Гога © artnet.com)
Женщина утверждает, что потратила много сил, чтобы найти прежних владельцев арт-ценностей. «Я даже обращалась в Интерпол» — говорит Доротея.
Эксперты определили, что альбом эскизов Ван Гог создал во время обучения в Королевской Академии Искусств в Брюсселе.
Согласно законам Греции, найденные картины действительно принадлежат теперешней владелице. Однако арт-дилеры и потенциальные покупатели относятся к таким сделкам скептически, боясь, что со временем им также придется доказывать права на работы Ван Гога и Сезанна. Женщина не может продать ни одну из работ. Клад не превращается в купюры и счет в банке.
Как мы видим, год в искусстве был насыщенным: в нем было много провокаций, трюков, попыток продать шедевры или же сохранить искусство современное с помощью того, что доказало свою вечность.
В любом случае понятно: без искусства планета, конечно, не остановится, но точно станет намного более скучным местом.