«Мост через бездну» — это серия из пяти книг московского искусствоведа Паолы Волковой, которая в своих книгах рассказывает о шедеврах мировой живописи. И в декабре издательство «Зебра-Е» выпустило в свет заключительную 5-ую книгу, героями которой стали Ф. Грек, О. Ренуар, П. Пикассо, Л. да Винчи, Эль Греко, С. Дали, И. Босх и др.
Читателя ждет необыкновенное путешествие во времени и пространстве, автор книги строит своеобразные мосты между разными эпохами и видит неразрывные связи, а иногда проводит парадоксальные параллели: например, что общего между романами М. Булгакова и картинами Босха? Книга красочно воссоздает атмосферу Ренессанса, Средневековья, других эпох, чем жили и дышали художники, да и все общество много веков назад. Интересные комментарии, наполненные философским смыслом и психологическая трактовка — неотъемлемая часть в исследованиях Волковой. С книгами «Мост через бездну» у вас появится самое важное — у вас будут ключи к разгадкам и пониманию уже давно известных гениальных творений.
П.Д.Волкова — историк искусства, преподаватель Высших курсов сценаристов и режиссеров, ее лекции стали основой для документального фильма из 12-ти серий, посвященным мировым шедеврам. В 2012 году Паола Дмитриевна ушла из жизни. Говорят, она «всю жизнь совершала подвиг — зажигала сердца». Для нас она оставила свои замечательные книги и фильмы.
«Шедевры потому и шедевры, что в них нет ничего случайного — во всем скрытый от глаз обывателя глубокий смысл. Все это — знаки, послания, которые может расшифровать лишь посвященный. Паола Волкова как нельзя лучше подходит на роль расшифровщика — она умеет подбирать ключи к загадкам старых полотен». А. Ниточкина (студентка П. Волковой).
Познакомимся с некоторыми любопытными открытиями автора, который считал что ее видение «совершенно не совпадает с классическим» и ее книга — «это книга свободной мысли».
Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)
1514, 71×71 см
П.Волкова считает, что картины Рафаэля не только гармоничные, духовные, эмоциональные и совершенные по своей форме, но и идеально организованы по композиции. В картине «Мадонна в кресле» композиция построена по принципу спирали в три с половиной оборота, а это — космический знак, знак построения Вселенной. Такой же знак видим на панцире улитки — что одно и то же. Рафаэль изначально обладал этими знаниями, так как был художником Возрождения, — художником колоссальных знаний, поэтому его картины историко-художественные, духовные и философские.
А еще Рафаэль — абсолютно гениальный сценограф, — мастер вписывать образы в картины. Вначале он пишет интерьер и затем — размещает фигуры. Кстати, на знаменитой фреске «Афинская школа» он изобразил интерьер неосуществленного проекта своего друга, архитектора Браманте для собора Святого Петра в Риме.
Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура музея Ватикана
1511, 770×500 см
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля была любимой картиной Ф. Достоевского. Ее репродукцию жена Федора Михайловича подарила ему на день рождения, и она украшала кабинет писателя. Сочетание женской прелести, кротости, абсолютной чистоты, одухотворенности, совершенной святости и жертвенности — именно этот образ был перед глазами Достоевского, когда он сказал: «Красота спасет мир».
Сикстинская Мадонна
1513, 269.5×201 см
Еще один величайший художник Возрождения — Сандро Боттиччели, придворный художник Медичи во Флоренции. Боттичелли был другом Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного, которого называли «золотой молодежью». Джулиано был постоянным участников рыцарских турниров и, как положено настоящему рыцарю, у него была дама сердца: он был влюблен в красавицу Симонетту Веспуччи.
При покушении на жизнь брата, Джулиано закрыл его своим телом и был убит. А прекрасная Симонетта вскоре скончалась от чумы, ей было всего 23 года. Судьба этих двух молодых, полных жизни людей глубоко тронула Боттиччели и образ Симонетты, как символ идеальной красоты, переходил из одной картины в другую, как и образ молодого Джулиано (фигура Марса в картине «Весна» — Джулиано).
Весна (Примавера)
1485, 314×203 см
Рождение Венеры
1486, 172.5×278.5 см
Паола Дмитриевна замечательно раскрывает смысл картины «Корабль дураков» художника Северного Возрождения Босха. На первый взгляд сюжет картины самый простой: на корабле собралась веселая компания, и все они поют хором песни, пьют и едят.
Корабль дураков
1490-е
, 57.8×32.5 см
Разгадка скрывается в самом корабле — оказывается, так в то время называли церковь, а церковью, как известно, управляет Вседержитель, за кем должны идти верующие. И вот ключ к картине — корабль-то, давно стоит на месте, из него даже проросло дерево, он вообще никуда не плывет. А люди на этом корабле — как персонажи балаганного действа, они пьют и гуляют, им все равно: хорошо сидим!
Вообще, у Босха все образы «на одно лицо», и это совсем не случайно. Это полуфабрикаты людей, они «недо-люди». И они не народ — это масса, которая живет инстинктами первичной жизни и не осознает реальности. Посмотрите, как они самозабвенно поют хором. Аналогию этой компании Волкова видит в сцене из романа Булгакова «Собачье сердце», где Шмондель с сотрудниками ЖЭКа поет, — все они на одном уровне, такое себе сборище Шариковых.
Единственный персонаж на этой картине, живущий в реальности — это шут, который отвернувшись, сидит спиной к поющим. Только он мог сказать правду о происходящем, ведь шуты и карлики — вечные спутники королей, только им было позволено говорить правду, так, между прочим. Но он молчит и опечален.
И еще интересный факт: Босх принадлежал к духовному сообществу Святого Духа. И это сообщество считало, что 1450 год (это также год рождения Босха) — начало Апокалипсиса на земле. Начало эпохи лжемудрости, когда люди могут находится в состоянии абсолютной галлюцинации и не понимать действительности.
Например, в картине «Операция по удалению камня глупости» женщина с книгой на голове — это признак той самой лжемудрости. С тех пор, как Мартин Лютер написал свое послание-требование к церкви и в Германии начался раскол, смута, война — люди могут писать, что им вздумается. Поэтому книга перестает считаться источником мудрости и знаний — с ней не знают, что делать.
А для тех, кто знает, что делать с книгой, мы с полной уверенностью заявляем, что книги и фильмы Паолы Дмитриевны — это абсолютное наслаждение! Глубокие знания, неожиданные сопоставления, исторические факты — все искусно переплетается в рассказе и заставляет думать, как и все гениальные творения.
И конечно же, хочется всегда помнить о посланиях Рафаэля и Босха: строить бытие в полной гармонии и красоте — красоте осознанной, наполненной жизнью.
О совершенно другом взгляде на живопись Босха читайте «Книжные новинки: Тайная ересь Иеронима Босха».
О совершенно другом взгляде на живопись Босха читайте «Книжные новинки: Тайная ересь Иеронима Босха».