Кроме нескольких имен и нескольких жен, поклонник изящных искусств барон Ханс Генрих Агост Габор Тассо Тиссен-Борнемиса де Касон (Baron Hans Heinrich Thyssen-Bornemisza), располагал солидной коллекцией живописи. Сегодня приумноженное сыном, супругой и правительством Испании собрание находится в одном из самых богатых музеев Мадрида. Но музеев со звучным «Тиссен — Борнесмисса» в названии становится больше. Так где чья коллекция? Чтобы не запутаться, изучаем интересные факты с иллюстрациями!
1. Состояние, унаследованное Хансом Генрихом от отца, включало не только судостроительные и нефтедобывающие предприятия, но и масштабную художественную коллекцию европейской живописи XIV—XIX вв. Правда, некоторые картины перешли его родным братьям, но их барон без раздумий выкупил. Свой первый вклад в это собрание Тиссен-Борнемисса сделал только через 15 лет после смерти Борнемиссы-старшего, купив акварельный набросок кисти Нольде, и всего в течение жизни приобрел 1500 предметов искусства.
2. Ханс Генрих Тиссен-Борнемисса (Baron Hans Heinrich Thyssen-Bornemisza) коллекционировал не только картины, но и… браки. Первой в его послужном списке стала австрийская принцесса из рода правящих князей Тереза Липпе-Вайсенфельд, в браке с которой у голландца родился сын. После развода он во второй раз женился на индийской модели Нине Шейле Дьер, унаследовавшей угодья на Цейлоне. После развода в качестве компенсации Нине досталась усадьба во Франции. Третьей женой Тиссен-Борнемиссы вновь стала модель, уроженка Новой Зеландии, проживающая в Британии, Фиона Франсис Элейн Кэмбел-Уолтер, родившая, буквально, баронессу и барона. В четвертый раз неугомонный коллекционер взял в супруги дочь бразильского банкира Лиану Денизу Шорто, с которой у них родился сын. Последней, пятой женой барона стала мисс Испания-1961 Мария дел Кармен Розарио Сервера.
3. Один из наследников барона, сын Ганс Генрих, приложил руку к расширению коллекции, сделав ее одним из самых полных собраний творений европейских художников XIII — XX вв. К картинам прибавились скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства.
4. Сначала картины Борнемиссы хранились в швейцарском городе Лугано, но со временем вмещать коллекцию на вилле Фаворито становилось все сложнее. К тому же, добираться к вилле туристам приходилось на лодке. Швейцарские власти отказались посодействовать в расширении особняка. А вот правительство Испании, напротив, сделало барону предложение, от которого тот не смог отказаться — разместить экспонаты в замке Виллаэрмоса (от исп. «красивая вилла»), построенном в 1771 и соседствовавшим с Прадо. В свое время здесь проводили культурные салоны и поигрывал Френсис Лист. Согласию барона на переезд коллекции способствовала супруга-испанка. По условиям договора о долгосрочной аренде (которая обошлась Испании в $50 млн), 665 картин разместили на Виллеэрмосе, еще 72 — в барселонском монастыре Pedralbes. Открытие музея не преминула посетить монаршая семья, которая, кстати, не пропускает ни одного крупного столичного арт-события.
5. В 1993 г Испания и вовсе выкупила почти всю коллекцию за $338 млн, что в 5 раз меньше суммы, в которую ее оценили эксперты Sothebys. Но снова поддавшись на уговоры жены барон заключает сделку. Кстати, треть коллекции принадлежит вдове барона Марие дел Кармен Розарио Сервера.
6. Музей Тиссен-Борнемисса входит в мадридский «Золотой треугольник искусств»: троицу самых популярных в испанской столице галерей вместе с Прадо и музеем искусств королевы Софии. Ежегодно его посещают более миллиона человек. До 1993 собрание Борнемиссы считалось крупнейшей в мире частной коллекцией картин. Сегодня пальму первенства держит государственная картинная галерея в Мадриде.
Зеленый на пурпурном
1961, 258×229 см
7. Среди экспонатов коллекции испанского собирателя, коих за 27 лет он приобрел более 500, найдутся как картины фламандских мастеров и импрессионистов, так и авангардистов — Фернана Леже, Пабло Пикассо и Пита Модриана, однако сам Тиссен-Борнемисса предпочитал немецких экспрессионистов. Все картины в музее расположены в хронологическом порядке.
Натюрморт с имбирным горшком 2
1912, 91.5×120 см
8. 10 лет назад к картинам Тиссен Борнемиссы присоединились экспонаты из собрания баронессы Генрих и Кармен Серверы, залы расширили, а с терассы открылся вид на музейную площадь. Продолжить вечер посетителям предлагают в ресторане «Эль Мирадор», любуясь вечерним Мадридом.
9. Символом музея считают изящный портрет
Джованны Торнабуони кисти Доменико Гирландайо — образец стиля «флорентийское кватроченто». Безусловные шедевры коллекции — «Человек с кларнетом» Пабло Пикассо, «Картина с тремя пятнами». Василия Кандинского и «Святая Каролина» Караваджо.
10. В 60-х годах прошлого века картины из собрания побывали в Японии, Австралии и СССР. В свою очередь, советские авангардисты выставились в Швейцарии.
11. 700 произведений из собрания Тиссена Борнемиссы с легкой руки вдовы прежнего владельца перешли в коллекцию Национального музея искусств Каталонии (MNAC), что в Барселоне. Свое решение передать картины Кармен Тиссен-Борнемисса объяснила тем, что ее родной город — лучшее для них место. До этого баронесса передала 230 работ испанских и андалусских мастеров ХІХ века музею в Малаге. Произведения искусства будут находится в замке Вильлон до 2025 года.
12. Однако, бывшая Мисс Испания не только дарит возможность любоваться картинами из знаменитой коллекции своим соотечественникам, но и продает их в частные коллекции. Так, объясняя свой поступок банальной нехваткой денег, она пустила с молотка на аукционе Christies картину английского художника Джона Констебля (John Constable) «Шлюз» «The Lock» из самой известной серии автора. Ранее еще одно полотно итз коллекции покойного мужа ушло в руки частого коллекционера из Нью-Йорка. Благо, по условиям договора с испанским государством, Мария дел Кармен Розарио Сервера может продать картин лишь на сумму, составляющую 10% от общей стоимости коллекции (примерно 800 млн евро).
13. Воспользовавшись правом решающего голоса, баронесса Тиссен-Борнемисса запретила дочери покойного барона от третьего брака выставлять в его мадридском музее современное искусство. Франческа фон Габсбур владеет 300 работами совриска, и планировала разместить их на первом этаже музея, рядом с произведениями Ротко, Поллока и Лихтенштейна. Однако мачеха запротестовала, не желая рисковать репутацией музея, хранящего, в основном, картины мастеров европейской классики.
Венера и Купидон с зеркалом
1608, 137×110 см
14. Одной из знакових работ коллекции является полотно Сальвадора Дали «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». (1944) Сам автор писал о ней так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому, как падение на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу».
15. Самая дорогое произведение в коллекции барона — картина поля Гогена (Paul Gauguin) «Былые времена» («Mata Mua»), которую специалисты оценивают в 150 миллионов евро.
Былые времена
1892, 91×69 см
16. Музей расположен по адресу: Paseo del Prado, 8 и работает со вторника по воскресенье с 10:00—19:00 . Стоимость билета — 9 евро, для студентов и пенсионеров — 6 евро.