войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Леонора Каррингтон. Бегство от реальности

Вся ее долгая жизнь была побегом. Леонора Каррингтон бежала — из пансионов и школ, от семьи и близких, из страны в страну. От правил своего круга. От тоталитаризма и войны. От обыденности. И в конце концов — от реальности нашего мира — в мир снов и невероятных фантазий. Мы собрали дюжину штрихов к портрету Леоноры Каррингтон.
Леонора Каррингтон. Бегство от реальности

1. «Почерк Леонардо»

— так психологи называют феномен, когда человек пишет справа налево, переворачивая буквы, — так, что прочесть текст можно лишь с помощью зеркала. Сегодня среди специалистов нет единого мнения — является ли это умение признаком одаренности или же просто этапом, через который проходят многие дети, осваивая письмо. Но когда-то это однозначно считалось «меткой дьявола». Поэтому из католической школы (первого учебного заведения, куда отдали десятилетнюю Леонору) девочку исключили — за «дьявольский» почерк и отнюдь не ангельский характер. Исключили и из следующей школы. А из очередной она сбежала сама. Прилежание явно было не в характере Леоноры.
Леонора Каррингтон. Источник фото
Леонора Каррингтон. Источник фото

2. Два подарка

Мать Леоноры, Морин, была более снисходительна к странностям дочери, чем отец. Именно мать сделала подарки, которые определили судьбу Леоноры. Сначала Морин купила дочери кисти и акварельные краски, и вскоре девочка поняла, что рисование — самое лучшее занятие в мире.
Позже Морин подарила на Рождество юной Леоноре книгу английского критика Герберта Рида о сюрреалистах. В сборнике была размещена картина Макса Эрнста «Двум детям угрожает соловей». Леонора сразу влюбилась в живопись Эрнста, а некоторое время спустя встретила и его самого.

Свое художественное образование Леонора Каррингтон начала во Флоренции, а продолжила в Лондоне, в Ozenfant Academy. Одна из соучениц Леоноры по Академии пригласила девушку на званый обед, где та познакомилась с Максом Эрнстом. Ему было 46, он был женат, но для Леоноры это не имело никакого значения.
Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. 1937. Фото Ли Миллер. Источник
Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. 1937. Фото Ли Миллер. Источник

3. Сюрреалист с рождения

Леонора была ровесницей сюрреализма. Само понятие появилось в пьесе Аполлинера в 1917-м — в том же году, когда родилась Леонора. Это направление только утверждалось в европейском искусстве, когда девочка делала свои первые рисунки, вполне сюрреалистические — полные мистики и тайного смысла.
  • Эмелия Снуд выигрывает конкурс яиц. Леонора Каррингтон. 1932. Частная коллекция
  • Фантастические существа. Леонора Каррингтон. 1932. Частная коллекция
Что касается провозглашенных важнейших ценностей сюрреализма — свободы и отказа от всего рационального, — то поведение Леоноры им соответствовало изначально. Что же говорить о ситуации, когда она приехала вместе с Максом Эрнстом в Париж и вошла в круг сюрреалистов?..

Очень скоро Леонору Каррингтон признали не просто музой (как многих женщин в этом обществе), а самобытным живописцем, ее работы демонстрировали на всех выставках сюрреалистов.

Также она пробует себя в литературе, и вполне успешно.
Сальвадор Дали называл ее самой значимой женщиной-художницей, а Андре Бретон включил ее рассказ в свою Антологию черного юмора, и Каррингтон стала единственной женщиной-автором в этой книге.

4. Дом с барельефом

Сначала Леонора и Макс жили в Париже, а в 1938-м Леонора, удачно продав несколько своих работ, купила дом в живописном местечке Сен-Мартен-д'Ардеш на юге Франции. Там они оба много работали, рисовали друг друга и украсили свой дом скульптурами и фресками. В интерьерах появились изображения рыбы, единорога и ящериц, а на фасаде — барельеф. Одна из фигур — мифическое существо Лоплоп, альтер-эго Макса Эрнста, а вторая — женщина с отрубленной головой в руках.
Барельеф на стене дома, в котором жили Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. Сен-Мартен-д'Ардеш, Франция.
Барельеф на стене дома, в котором жили Леонора Каррингтон и Макс Эрнст. Сен-Мартен-д'Ардеш, Франция. Источник — wikimedia
В этот период Леонора написала одну из самых известных своих работ — Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
(Inn of the Dawn Horse).

5. Зверинец Леоноры

Картины Каррингтон населены животными — реальными и мифическими. Но особое пристрастие художница питала к гиенам и лошадям.
В детстве у Леоноры была деревянная лошадка-качалка по прозванию Тартар. Девочка часто каталась на ней, пока отец не решил, что дочь уже слишком взрослая для такого развлечения, и уничтожил лошадку. Такой сюжет присутствует в книге Каррингтон «Овальная леди», а также в некоторых биографиях художницы. И кто скажет — это факт, перекочевавший в литературу, или вымысел, принятый современниками за реальность?

6. Крушение или спасение?

После того, как началась вторая мировая, французские власти арестовали Макса Эрнста как гражданина страны-противника. Проще всего сказать: война разрушила романтическую идиллию. Но с другой стороны, в мемуарах Леонора сама себя подозревала в неосознанном желании избавиться от Макса (мужчины авторитетного и требовательного), как от отца.
Женщина в клетке. Леонора Каррингтон. 1941. Частная коллекция 

Так или иначе, но Леонора сначала до

Женщина в клетке. Леонора Каррингтон. 1941. Частная коллекция

Так или иначе, но Леонора сначала добивалась свиданий с Эрнстом, а вскоре по настоянию друзей покинула Францию и отправилась в Испанию. Она надеялась сделать для Макса визу, чтобы и он мог уехать, а еще понимала, что ей самой, с ее «дегенеративными» (по мнению нацистов) картинами, нужно бежать. Но психическое состояние художницы пошатнулось, и после скандала, который она учинила в посольстве Британии, Леонору поместили в клинику.

Дальнейшие события подробно описаны биографами и Каррингтон, и Эрнста. Ее выпустили из клиники под поручительство представителя семьи, а именно няни, которая прибыла в Испанию… на подводной лодке. Однако освободившись, Леонора бежала от близких и из Европы — в Америку. Эрнст получил свободу и тоже попал из Старого Света в Новый благодаря помощи американки, галеристки Пегги Гуггенхайм.

7. Обмен портретами

Леонора Каррингтон и Макс Эрнст увиделись еще раз в Нью-Йорке. Эрнст к тому времени уже был женат на Пегги Гуггенхайм, Каррингтон тоже успела заключить брак, хотя и фиктивный. Бывшие возлюбленные обменялись картинами. Леонора подарила Максу его портрет, а он ей — полотно «Леонора в утреннем свете». Это была точка в их романе.
  • Роскошная птица. Портрет
    Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
    Макса Эрнста. Леонора Каррингтон. 1939. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
  • Леонора в утреннем свете. Макс Эрнст. 1940. Частная колекция

8. Жизнь в четырех стенах

В 1947-м в Нью-Йорке, в галерее Пьера Матисса (младшего сына Анри Матисса) состоялась первая значительная выставка Леоноры Каррингтон. Но на открытие экспозиции художница не поехала. К тому времени она вышла замуж за фотографа Чики Вайса и стала матерью двух сыновей. В письме к Матиссу Леонора призналась, что боится внешнего мира и не покидала стен своего дома вот уже два года. Впрочем, позже в одном из интервью она говорила, что не поехала тогда в Нью-Йорк, так как открытие выставки совпало с рождением ее младшего сына.
Британский коллекционер, покровитель и друг многих сюрреалистов Эдвард Джеймс писал, что студия Каррингтон в ее доме в Мехико являла собой смесь кухни, детской, спальни, конуры и склада всяческого мусора. «Беспорядок был апокалиптическим». Художница делала кукол, набивая их кошачьей шерстью, на крыше выращивала марихуану и курила ее вместе с сыном Габриэлем. Она занималась алхимией. Увлеклась картами Таро. И конечно, рисовала, делала скульптуры, коллажи и гобелены, а также писала книги.

9. Каррингтон на подмостках и экране

Леонора Каррингтон оставила след и в театре, и в кинематографе. По предложению своего друга, мексиканского режиссера Алехандро Ходоровски, она написала пьесу «Пенелопа» (на основе своей книги «Овальная леди»), а он поставил эту пьесу на сцене.
В 1973-м режиссер Хуан Лопес Моктесума снял фильм ужасов «Особняк безумия» по рассказу Эдгара По. Леонора вместе со своим сыном Габриэлем создала декорации и костюмы для этой картины.

10. Англичанка, ставшая мексиканкой

За долгие годы жизни в Мексике Каррингтон прониклась духом этой страны и сумела стать своей. Если пр

За долгие годы жизни в Мексике Каррингтон прониклась духом этой страны и сумела стать своей. Если прежде она черпала вдохновение в кельтских легендах, то здесь ее увлек мир ацтеков и майя.

В 2005-м Каррингтон стала лауреатом Национальной премии в области науки и искусства, которую присуждает правительство Мексики.
Леонора Каррингтон. Мехико-сити
Волшебный мир майя. Леонора Каррингтон. 1964. Национальный музей антропологии. Мехико, Мексика. Исто
Волшебный мир майя. Леонора Каррингтон. 1964. Национальный музей антропологии. Мехико, Мексика. Источник
Леонора Каррингтон. Вы действительно Сириус?
Леонора Каррингтон. Предки
Леонора Каррингтон. Танец огня
В 2018 г. в городе Сан-Луис-Потоси был открыт Музей Леоноры Каррингтон (с филиалом в городке Ксилитла). Музей художницы в Мехико — в доме, где она прожила более сорока лет, — планировали открыть во второй половине 2021-го, но пока точная дата неизвестна.
  • Лодка цапель. Леонора Каррингтон. Скульптура в центральном дворе музея художницы в г. Сан-Луис-Потоси, Мексика
  • Крокодил. Леонора Каррингтон. Скульптура на проспекте Пасео-де-ла-Реформа в Мехико, Мексика

11. Леонора – последняя, но не совсем…

Она была женой Макса Эрнста и прожила очень долгую жизнь. Вы полагаете, что это сказано о Леоноре Каррингтон? Не исключено. А может быть, о Доротее Таннинг? В 1946-м Макс Эрнст ушел от Пегги Гуггенхайм к этой женщине и прожил с ней до конца своей жизни.
Макс Эрнст и Доротея Таннинг. 1946. Фото Ли Миллер. Источник
Макс Эрнст и Доротея Таннинг. 1946. Фото Ли Миллер. Источник
Доротея также была художницей и входила в круг сюрреалистов. Она прожила 101 год и скончалась в январе 2012-го, через восемь месяцев после Леоноры Каррингтон. Однако большинство СМИ, цитируя друга Леоноры, поэта Омеро Архтидиса, называли ушедшую в мае 2011-го Каррингтон последней из великих сюрреалистов.

12. Каррингтон продолжает вдохновлять

В прошлом году Сеть взорвал 15-минутный фильм Le Mythe Dior, презентующий коллекцию Модного дома сезона осень-зима 2020−2021. По сюжету волшебные наряды от Диора примеряют нимфы, дриады и русалки. Нынешний креативный директор Дома Диор Мария-Грация Кьюри посвятила эту коллекцию женщинам-сюрреалисткам ХХ века, в том числе и Леоноре Каррингтон, работами которой вдохновлялась Кьюри.
Весной 2022 года откроется 59-я Венецианская биеннале. Ее тема — «Молоко снов». Название позаимствовано из книги Леоноры Каррингтон. В центре внимания выставки будет тема изображения тел и их метаморфозы.