войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Стопроцентный Леонардо. Почему Лувр считает «Спасителя Мира» творением гения

В июне 2018 года лаборатория в Лувре провела сверхсекретную экспертизу самого дорого произведения искусства в мире — картины «Спаситель Мира». Исследование было частью подготовки к выставке-блокбастеру, посвящённой 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи. Она проходила с октября 2019-го по февраль 2020 года. В результате был выпущен буклет, в котором эксперты чётко изложили свои выводы. Он на очень короткое время появился в книжном магазине Лувра, после чего тираж убрали с полок. Что же такого обнаружили исследователи?
Стопроцентный Леонардо. Почему Лувр считает «Спасителя Мира» творением гения
«Результаты исторического и научного исследования… позволяют нам подтвердить атрибуцию работы Леонардо да Винчи», — написал в предисловии директор музея Жан-Люк Мартинес.

Книга иллюстрирована детальными рентгеновскими и инфракрасными снимками, сделанными в лаборатории. Учёные заключают: все изученные в Лувре элементы «побуждают нас отдать предпочтение идее, что произведение полностью является оригиналом». В эссе главного хранителя отдела живописи Лувра Винсена Дельёвена упоминается, что в документах того времени нет доказательств авторства Леонардо. Вместе с тем, есть его подготовительные рисунки к «Спасителю Мира» в Королевской коллекции в Виндзоре и гравюра XVII века «Salvator Mundi» Венцеля Холлара с подписью «Леонардо написал это».
Исследования позволяют учёным подтвердить, в частности, происхождение картины из коллекции Кука. Дельёвен отмечает значительный ущерб, нанесённый ей на протяжении веков, то, что деревянная панель расколота на две части, а также серьёзную потерю красок в центральной части, что объясняет, в первую очередь, «призрачный» лик Христа.

Находки французских экспертов в значительной мере подтверждают выводы, к которым пришла реставратор Дайан Модестини. Дополнительные аргументы были найдены во время исследований шедевров Леонардо из коллекции Лувра. В частности, это «Мадонна с младенцем и святой Анной», «Святой Иоанн Креститель» и «Мона Лиза». Последние две особенно важны.

Ключевые выводы книги

• Панель — орех, который использовал Леонардо и его круг, особенно в Ломбардии (художник провёл значительную часть своей жизни в Милане).

• Есть тончайший «почти незаметный» начальный рисунок (он виден на инфракрасных снимках) «очень близкий к „Моне Лизе“ и „Святому Иоанну Крестителю“». Сама картина разительно отличается от студийных копий, особенно от двух наиболее похожих на неё — «версии маркиза де Гане» или образа из Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе. Обе они также написаны на ореховых панелях и сходны по композиции.
  • «Спаситель Мира», версия де Гане
  • «Спаситель Мира», версия из Сан-Доменико-Маджоре
• Учёные обнаружили ряд серьёзных пентименто (корректировок, сделанных художником в процессе). Дельёвен упоминает, что благословляющая рука, похоже, не входила в первоначальную композицию — об этом говорит чёрный фон за ней. Учёный также отмечает изменение положения большого пальца.

• Завитки волос, руки, некоторые фрагменты рта и глаз великолепны. У них гораздо более выраженный объём, чем у двух упомянутых версии. Рот напоминает уста святого Иоанна Крестителя.

• «Несмотря на лакуны и потёртости, в наиболее сохранившихся частях прослеживается особо виртуозная изобразительная техника на основе прозрачной глазури, позволяющая делать тонкие переходы от тени к свету, смягчать контуры (знаменитое „сфумато“) и подчёркивать рельеф лица. Эта техника относится к работам Леонардо в зрелый период между 1500-м и 1510 годами, таким как „Святой Иоанн Креститель“».
Вслед за этим Дельёвен анализирует провенанс, предложенный Национальной галереей в Лондоне в 2011 году. Музейная статья легла в основу описания на аукционе Christie’s, который продавал картину как «собственность трёх королей». Главный хранитель отдела живописи Лувра назвал «слабой, если не полностью ложной» гипотезу о том, что панель заказал французский монарх Людовик XII. Сомнительна и датировка примерно 1500-м годом, которую дала Национальная галерея. «Исходя из имеющихся на данный момент сведений, нельзя утверждать, что эту композицию художник сделал по поручению Людовика XII. Как бы там ни было, маловероятно, что [он мог это сделать] в 1499 году, ведь сохранившиеся архивные документы свидетельствуют, что Людовик изъявил желание приобретать его картины только после 1507 года».

Дельёвен подчёркивает главное, что отличает исследованную панель от других работ мастерской Леонардо, включая версию де Гане, которую демонстрировали на выставке в Лувре. Это «очень тонкий подмалёвок, наличие многочисленных пентименто и исключительное живописное качество тех частей, которые хорошо сохранились».

«Все эти факторы побуждают нас отдать предпочтение идее, что работа полностью оригинальна и, к сожалению, повреждена из-за плохого хранения и предыдущих слишком грубых реставраций», — заключает эксперт.


Его выводы подтверждает научное свидетельство Мириам Эвено и Элизабет Раво из национального Центра исследований и реставрации музеев Франции. Они описывают неинвазивные процедуры, с помощью которых они исследовали панель, и делают следующие заключения:

«Нам кажется, что картину действительно написал Леонардо. В этом контексте важно отличать оригинальные фрагменты от тех, которые были изменены или перекрашены […] Исследование под микроскопом выявило очень искусное исполнение, особенно в окраске кожи и в завитках волос, а также невероятную изысканность, особенно в изображении вышивки», — сказано в статье.

Они продолжают: «Рентгенография обнаружила те же слабые линии, что и на изображениях святой Анны, Моны Лизы и святого Иоанна Крестителя, характерные для работ Леонардо после 1500 года. Количество изменений, сделанных во время создания работы, также говорит в пользу её оригинальности. Первая версия центрального „нагрудника“ остроконечной формы сразу сопоставима с центральной частью туники на рисунке из Виндзорского замка и, насколько нам известно, больше нигде не встречается».
«Спаситель Мира» до реставрации. Источник: Christie’s

«Кроме того, движение большого пальца такое ж

«Спаситель Мира» до реставрации. Источник: Christie’s

«Кроме того, движение большого пальца такое же, как у святого Иоанна. После тщательного изучения других работ из коллекции Лувра мы обнаружили, что ряд техник, присутствующих в „Спасителе Мира“, типичны для Леонардо — аутентичность подготовки, использование матового стекла и поразительное использование киновари в волосах и тенях. Все последние элементы свидетельствуют, что это поздняя работа Леонардо, созданная после „Святого Иоанна Крестителя“ во второй миланский период».

Без сомнения, все эти выводы были бы представлены в каталоге Лувра, если бы владелец «Спасителя Мира» — наследный принц Саудовской Аравии — разрешил передать картину на выставку. Музей изъял книгу из продажи и не стал её обсуждать, потому что учреждению не разрешено писать о произведениях, которые он не выставлял.

Но почему «Спаситель Мира» не появился на самой престижной выставке, посвящённой 500-летию со дня смерти своего создателя? На этот вопрос попытались ответить авторы документального фильма «Спаситель на продажу», премьера которого прошла 13 апреля 2021 года на французском телевидении. По словам двух анонимных французских чиновников, музей не согласился на требование Саудовской Аравии выставить панель рядом с «Моной Лизой» как «стопроцентного Леонардо». Учреждение, якобы, посчитало, что мастер лишь «приложил руку» к образу, и принц Мохаммед бен Салман, купивший панель за 450 миллионов долларов, оскорбился.

Лувр остался верен своим принципам и не стал комментировать фильм. Однако экземпляры его буклета о «Спасителе Мира» странным образом просочились в ряд влиятельных СМИ, например, в New York Times.
Рекомендуемые работы
Никита Волошин. Дыня и грейпфрут
Дыня и грейпфрут
06.09.2023, 40×50×2 см
Ганс Хайнер Бор. ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
  • Реклама
ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
2024, 160×125 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$341
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$117
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$117
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$244
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Режиссёра фильма Антуана Виткина спросили, почему он не учёл выводы, изложенные в издании. Он ответил: «Официальная линия Лувра гласит, что книги „не существует“. Однако в центре внимания моего фильма было расследование политического решения, принятого Макроном в сентябре 2019 года, поэтому я сосредоточился на нём. Я не могу объяснить противоречие между досье, которое было отправлено Макрону о находках Лувра, и секретной книгой, проплаченной Саудовской Аравией».

По официальной версии, Лувр не захотел выставлять «Спасителя Мира» рядом с Джокондой, чтобы не увеличивать толпу. Более того, присутствие ещё одной сверхценной работы в галерее стало бы слишком большой проблемой для службы безопасности.
По материалам The Art Newspaper и artnet. News