Sign up

Роден и Клодель в кино: о любви, ненависти и чувственном экстазе

  4 
Истории взаимоотношений Клодель — Роден посвящено немало книг и статей, привлекательна она и для кинематографа. Об обоих мастерах снято несколько фильмов, и во всех — прямо или косвенно — обыгрывается эта тема. Что неудивительно, ведь «греховная идиллия учителя и ученицы», как назвала их отношения родственница Камиллы, сказалась не только на их творчестве, но и на всей ее жизни, сложившейся весьма драматично.

Фильм «Камилла Клодель»

Производство: Франция, 1988. Режиссер — Брюно Нюйттен.

Действие фильма начинается в феврале 1885-го. Камилле (Изабель Аджани) — двадцать, и она одержима лишь одной страстью — творчеством. Да так, что поздним вечером отправляется за глиной к карьеру в полном одиночестве, вызвав своим отсутствием переполох в благородном семействе. К счастью, опасная вылазка прошла без эксцессов, а добытый материал позволил ей продолжить работу.

«Мсье Буше сказал, что Огюст Роден — гений, и что он соблазняет всех девушек: с ним надо быть осторожнее. Думаешь, он также скандален, как его работы? Все его натурщицы переспали с ним», — сообщает уже в следующей сцене подруга Камиллы Джесси Липскомб, тем самым предваряя появление героя и дальнейшие события. «Работайте с глиной и не рассчитывайте на вдохновение — его не существует», — говорит колоритный Роден (Жерар Депардье) ученицам скульптора Альфреда Буше, едва появившись в кадре.

Аджани и Депардье
в фильме
«Камилла Клодель»,
1988 г.


Как известно из официальных биографий Клодель и Родена, эта встреча и положила начало их непростых взаимоотношений — творческих и личных. Вопрос лишь в том, в каком году она произошла: в одних источниках упоминается 1882 год, в других — 1888-й. Согласно официальной версии — в 1881-м или 1883-м. В пользу 1881-го, по мнению Рэн-Мари Пари, внучатой племянницы Поля Клоделя — младшего брата Камиллы, говорит «новый взгляд Родена на женское тело», обозначившийся в «Еве». «Впрочем, — считает она, — вошло в обычай слегка преувеличивать долг Родена перед прекрасной Камиллой в том, что касается этого нового взгляда».

  • Изабель Аджани в роли Камиллы Клодель, 1988 г.
  • Камилла Клодель, фото.
Однако Рэн-Мари считает, что они встретились в 1883-м. А расхождения вызваны тем, что сама Камилла долгое время скрывала «порочную связь» с мэтром, который был старше почти вдвое, резонно опасаясь родительского гнева.

В фильм «Камила Клодель» Депардье пригласила Изабель Аджани. Позже он вспоминал об этом так: «Ты мне нужен для Родена!» Изабель подробно рассказала о том, как ей удалось приобрести права на биографию у Рэн-Мари Пари, внучки Поля Клоделя. Актриса еще не закончила свой рассказ, как вдруг весь город погрузился в кромешную тьму. Вырубилось электричество, причем везде. Пошел снег, принесли свечи, и мы всю ночь разговаривали о Камилле Клодель и Родене. Она была вся в теме, говорила об этом очень хорошо. Она хотела, чтобы я прочел несколько книг о Родене, о Третьей Республике, о месте женщин во Франции конца XIX — начала XX века… Надо сказать, ей довольно легко удалось меня уговорить".

В своей книге «Жерар Депардье» журналист Бернар Виоле рассказал о том, как Аджани и Депардье входили в образ: «Чтобы проникнуться жизнью четы скульпторов, актеры не раз бывали в мастерских Национальной школы изобразительных искусств, разместившейся на месте бывшего монастыря на улице Бонапарта в Париже. Не для того, чтобы научиться лепить, а чтобы перенять движения, познакомиться с предметом. «Мы много разговаривали с Бруно и Изабель, читали одни и те же книги, — вспоминает Депардье. — Мне в первую очередь представлялись позы, жесты, дыхание. В то время они иначе выговаривали слова, говорили медленнее. Как только ты — Роден, ты уже, ясное дело, смотришь на вещи не так, как нормальный человек…» Оба актера старались как можно ближе подойти и к психологии своих знаменитых персонажей. Для Аджани это было легко: ее уже давно привлекали женщины с необычной судьбой, захваченные водоворотом роковых страстей… «Это была невыносимая эпоха для женщин, — дополняет, со своей стороны, Депардье. — Мужчины были дураками, и именно это интересно показать в исторических персонажах».

Так выглядела реальная Роза Бере.

Кстати, реальный Роден тоже не торопился сообщить о своем увлечении гражданской жене Розе Бере, которая в этой версии в исполнении Даниель Лебрюн выглядит весьма неплохо и гораздо младше своих сорока лет. Однако согласно биографической информации, «к тому времени она уже давно перестала соответствовать положению Родена в обществе и возросшему уровню его самооценки».

Роза Даниель Лебрюн мало напоминает простушку-швею, которая «постоянно болеет» — скорее, ту, что Роден увековечил в скульптуре «Девушка в шляпке с цветами» за 20 лет до описанных событий. Зато вполне похожа на ревнивую жену, которая способна искалечить молодую соперницу, повредив ей руки, как это делает киношная Бере в тот момент, когда Камилла ваяет бюст их общего Родена.
  • Актриса Даниель Лебрюн в роли Розы Бере, 1988 г.
  • «Девушка в шляпке с цветами», 1865-1870 гг. Музей Родена в Париже.
Камилла Клодель. Портрет Огюста Родена
Камилла Клодель. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Огюста Родена.
Скульптура, 1888 г.
Огюст Роден. Камилла Клодель
  • Жерар Депардье и Изабель Аджани. «Камилла Клодель», 1988 г.
  • Огюст Роден. «Камилла Клодель», 1884 г. Скульптура.
Поведение Камиллы вызывает неодобрение и ее матери: Луиза Клодель порицает не только любовные отношения дочери, но и занятия творчеством. О том, что так все и было, говорят ее письма, обращенные сначала к директору приюта для душевнобольных, куда Камиллу поместили сразу после смерти отца, а потом и к ней самой. В отличие от жены, он и младший брат Поль регулярно помогали Камилле деньгами, делая это втайне от двух Луиз, матери и сестры Камиллы, и об этом тоже сохранились свидетельства.

Ж.-Э. Бланш. Поль Клодель, 1919 г.

А то, что, у Клодель и Родена мог быть совместный ребенок, которого Камилла потеряла (в результате аборта или сорвавшейся беременности), — лишь предположения, хотя в картине она сообщает об этом брату Полю, с которым ведет долгие задушевные разговоры и который ее очень поддерживает. (В религиозного фанатика, читающего проповеди священникам, он превратится в другом фильме, но об этом потом.)

Ровно в середине довольно продолжительного (а куда спешить?) фильма Камилла ставит перед учителем-любовником вопрос ребром: «Я или жена!». После чего он, не моргнув глазом, легко отрекается от Розы и двадцати совместно прожитых лет: мол, не жена она мне вовсе, а так… Да и вообще, рассуждает далее маэстро, у нас с тобой все по-другому (то бишь, к чему все эти формальности?), ведь «Мы оба — прирожденные бунтари, мы одной породы». При этом вполне конкретно дает понять, что Розу не бросит, привычно ссылаясь на ее нездоровье. Но Камилла больше не хочет мириться с этим: «Я ухожу от тебя. До сих пор я занималась твоими „Гражданами“ [Кале], а теперь займусь собой», — сообщает она, подведя черту между тем, что было и что будет.

Камилла Клодель за работой.

С этого момента начался ее самостоятельный путь в искусстве, который привел к небывалому («Самая знаменитая женщина художник!» — говорят о ней) успеху и… трагедии — навязчивому чувству ненависти к Родену, одиночеству, забвению.

Между триумфом и поражением случился непродолжительный роман с композитором Дебюсси: некоторые биографы считают, что разрыв с Роденом был связан именно с ним.

Тема творчества, а не только личной жизни, присутствует в «Камилле Клодель"-88 в большом объеме, позволяя подсмотреть, как рождались ее самые известные работы.
Медленно, но верно, надвигался туман помешательства — с истериками, манией преследования, выпадами против Родена (который, как свидетельствуют источники, на протяжении всей жизни старался помочь ей — организовывал выставки, способствовал публикациям, искал заказы). Затем наступил период 10-летнего добровольного затворничества в парижской мастерской: к концу ее пребывания там арт-ателье больше напоминало пристанище человека без особого места жительства.

О достоверности сцен, показанных на экране, красноречиво говорят записи, сделанные Полем Клоделем: «Жильцы старого дома на набережной Бурбон жаловались. Что это за квартира на первом этаже с постоянно запертыми ставнями? Внутри грязь и беспорядок были, говорят, неописуемы… Пришлось пойти на такой шаг… и это на тридцать лет», — пишет он, будто оправдываясь. Ведь оттуда Камилла отправилась в еще более продолжительное, но уже вынужденное заточение — в паноктикум, оказавшись в окружении по-настоящему душевнобольных людей. «По-настоящему», потому что к самой Камилле, по свидетельству докторов лечебницы, такой диагноз отношения не имел: нервное расстройство — да, но не безумие.

Соответствие образу и игру моника-беллучи подобной Изабель Аджани, выступившей также продюсером фильма, оценило авторитетное жюри Американской академии кинематографических искусств и наук, номинировав актрису и сам фильм на премию «Оскар», были номинации и на «Золотой глобус», однако эти награды ни она, ни картина так и не получили. Колоритный Депардье в образе Родена, вероятно, показался жюри менее убедительным, но, судя по отзывам, зрителей впечатлил. А сам фильм оказался самым содержательным и более чем два других соответствующих жанру художественной биографии. Значит, актеры старались не зря.

  • Огюст Роден, фото.
  • Жерар Депардье — Роден. «Камилла Клодель», 1988 г.
«Роден, совершенно бессильный перед любовным безумием Камиллы, переживал из-за этого до конца жизни и на смертном одре звал свою жену: „Камилла, Камилла…“ — „Которая, господин Роден? Парижская?“ — рассказал Депардье. — Но фильм Бруно Нюйтена не называется „Огюст Роден“, я там всего лишь тень; важнее было показать Камиллу Клодель. В этой тени я сумел вывести на свет трусость гения, маленького человека. Если бы я играл великого Родена, то, наверное, не дошел бы до этого».

Фильм «Камилла Клодель, 1915»

Производство: Франция, 2013. Режиссер — Брюно Дюмон.

Эта драма, снятая четверть века спустя, посвящена печальной теме — жизни Камиллы (Жюльет Бинош) в психиатрической больнице. На экране ни разу не появится Роден и ее мастерская — все то, что, по мнению семьи, стало причиной ее помешательства.

  • Камилла Клодель, фото.
  • Жюльет Бинош. «Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
К слову, актрисе не чуждо изобразительное искусство: ее отец был скульптором, а сама она с детства рисует и даже проводила персональные выставки.
Хотя у критиков эта работа Брюно Дюмона вызвала довольно лестные отклики, картина явно не для широкого проката. А ее лейтмотив наиболее точно передает фраза: «Режиссер великолепно создает отупляюще-обыденный мир вокруг героини — минимум действия в кадре, минимум слов, зато душевных переживаний Камиллы — по высшему пределу».

Трудно не согласиться с теми, кто рекомендует заранее подготовиться к просмотру: прочитать о Клодель хотя бы в «Википедии». Потому что понять по контексту и краткому закадровому пересказу биографии в начале фильма всю драму ее жизни иначе будет непросто. Ведь 1915-й — всего лишь срез печальной истории, растянувшейся на 30 лет, которые она провела в психиатрической клинике (с сорока девяти до семидесяти девяти лет), и не менее драматичной — до того, как Камилла в ней оказалась.

По сути, весь фильм — попытка в художественной форме воссоздать документальные факты: он основан на истории ее болезни и переписке с братом Полем (Жан-Люк Винсент). А многие сцены, как свидетельствуют некоторые источники, сняты при участии реальных пациентов психиатрической лечебницы, на фоне «ужасной в своей естественности» мимики и поведения которых профессиональная игра Бинош и Винсента кажутся переигрыванием. Злые языки говорят, что для Бинош эта роль просто легла в копилку знаменитых героинь, а режиссер Брюно Дюмон благодаря ей получил возможность привлечь в свою картину актрису такого уровня.

  • «Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
  • «Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
В то же время атмосфера лечебницы, многоминутные немые сцены в антураже не слишком выразительной природы и музыкальное сопровождение в виде шорохов и звуков (музыка в фильме звучит только в финальных титрах) дают представление о том, что испытывает человек, насильно изолированный и лишенный любимого дела. Об этом сама героиня не раз говорит вслух и пишет, обращаясь к родным. Так же, как о своей ненависти к Родену и желании вновь оказаться дома. Постный вид и черные наряды сестер милосердия, да и всех обитателей дома скорби, лишь усугубляют ощущение безысходности и тоски Камиллы (а вместе с ней и зрителя), блуждающей по сводчатым переходам больницы. Длинные монологи Клодель, по сути, — тексты из писем, произнесенные по всем правилам сценической речи.

То же можно сказать о псевдофилософском монологе Поля, который ставит под сомнение искренность его чувств к сестре, ожидающей приезда любимого брата на протяжении всего фильма.

  • Жан-Люк Винсент в роли Поял Клоделя, 2013 г.
  • Поль Клодель, 1927 г.
Кто именно — брат или мать — и когда принял решение отправить ее в психушку, биографам узнать не удалось: в своем «Дневнике» Поль старательно обходит факты личного характера. Есть мнение, что «любящий брат» сделал это, потому что не мог простить Камилле ее талант и успех, которые долгие годы затмевали его собственный (он не только писал прозу, стихи и философские трактаты, но и рисовал).

В действительности факт принудительного заточения известного скульптора не остался незамеченным: 8 декабря 1913 года журналист Поль Вибер рассказал об этом на страницах одного из изданий и прямо обвинил обоих родственников Клодель.
«Недавно в Париже имел место случай насильственной госпитализации, отличающийся особой изощренностью. Мать и брат добились изоляции талантливой художницы м-ль К. Несчастная девушка едва успела узнать из случайных источников о весьма удобной для некоторых смерти нежно любившего ее отца, которую от нее скрыли, как наутро после печальной вести, в 11 часов, к ней, убитой горем, вломились в спальню двое дюжих молодцов и увезли ее, невзирая на протесты и слезы, в сумасшедший дом. Три дня спустя несчастная писала: „На моем счету тридцать лет напряженной работы, а я вот так наказана; меня держат крепко, и я отсюда не выйду“. Немного позже госпитализация была скреплена признанием недееспособности. Так убирают из общества человека в здравом уме», — писал Вибер.
«Забери меня отсюда!» — умоляет осунувшаяся и постаревшая Клодель-Бинош брата, который, наконец, добирается к ней. «Мы желаем тебе добра, а Господь позволяет получить опыт и понять тайны его мудрости», — назидательно отвечает Поль, напоминая, на прощание, сколько денег они с матерью отдали за ее лечение. И с облегчением покидает приют. «Нет ремесла хуже, чем искусство, — говорит Поль доктору, провожающему его до ворот. — За гений приходится платить особую цену. Художественное призвание опасно: не многие могут ему противиться. Искусство обращается к самым опасным сторонам нашей натуры — воображению, чувствительности, и можно легко потерять равновесие», — сообщает он врачу, робко и безуспешно пытающемуся убедить его забрать сестру домой. «Искусство — опасно», — это, пожалуй, основной посыл картины.
  • Жюльет Бинош. «Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
  • Камилла Клодель в психиатрической лечебнице в последние годы жизни.
На дальнем плане — садовник, который, судя по всему, пытается отыскать череп бедного Йорика, потому что найти более подходящего собеседника для разговора о бренности бытия в этой обители скорби ему вряд ли удастся. Во весь экран — Клодель на фоне многовековой стены учреждения — серая на сером. И финальный текст о том, что последующие 29 лет она проведет там.

Фильм «Роден»

Производство: Франция, Бельгия, 2017. Режиссер — Жак Дуайон.

  • Огюст Роден в мастерской рядом со своим «Мыслителем».
  • Венсан Линдон в роли Родена, 2017 г.
Действие картины начинается в 1880-м, когда Роден (Венсан Линдон) получил первый государственный заказ — создать скульптурный портал, который он назвал «Врата ада». В это время отношения между главными героями — Огюстом и Камиллой (Изиа Ижлен) — уже в полном разгаре, о чем красноречиво говорят откровенные сцены: в отличие от двух предыдущих картин, в «Родене» много обнаженной натуры. Это неудивительно, ведь маэстро называл ее «вратами рая» и умело использовал как в творчестве, так и в личной жизни.
  • Фильм «Роден», 2017 г.
  • Огюст Роден. Торс Адели, бронза, 1881-82 гг.
Глядя на его многолетнюю спутницу Розу Бере (Северин Канеел), можно понять маэстро, постоянно искавшего источник вдохновение в юных грациях. В этой версии Роза — грубоватая, приземистая «бабища», как ее называет Камилла. В такой модели трудно узнать ту, которую он запечатлел в скульптурных портретах «Вакханка» и «Миньон». Разве что в «Беллоне», римской богине войны, которая в исполнении Родена стала олицетворением Республики. «Роза, это мне дар божий — иметь такую спутницу, как ты. Всегда носи эти слова в сердце», — говорит он в утешение подруге.
  • Северин Канеел в роли Розы Бере, 2017 г.
  • Огюст Роден. «Беллона», 1879 г. Бронза.
Роден принял участие в конкурсе на разработку памятника Республике, который должен был украсить новую ратушу в восьмом округе Парижа, но проиграл его. Предполагают, что на создание образа скульптора вдохновила рассерженная Роза.
Авторы «Родена» не обошли стороной ее «разборки», устроенные молодой сопернице — Камилле (на сей раз без членовредительства), а затем — сцену ревности к Родену. Результат — скабрезные рисунки, которые Клодель преподнесла возлюбленному, и обещание порвать отношения, если это повторится.

Отдельная история — послушно написанное Роденом под диктовку Камиллы обещание признать ее единственной ученицей, а затем официально жениться, о чем ни разу не упоминает Рэн-Мари Пари. После очередного выяснения отношений в его мастерской Клодель исчезает из кадра и из фильма: 15 лет отношений — не в счет. Ведь фильм — не о ней, а о Родене и его напряженной работе, в которой ему активно помогают нагие натурщицы.
  • Изиа Ижлен в роли Камиллы Клодель, 2017 г.
  • Камилла Клодель в мастерской, фото.
Огюст Роден. Памятник Оноре де Бальзаку

Заканчивается действо весьма неожиданно: «2017 год, Хаконе, Япония, Музей под открытым небом», — сообщает голос за кадром. В кадре — непринятый современниками скульптора памятник Бальзаку, вокруг которого — японские дети…

В историю Роден вошел как основоположник современного скульптурного искусства, а Клодель, несмотря на бесспорный талант, — лишь как его ученица и любовница, имя которой вплоть до совсем недавнего времени упоминали в основном рядом с именем Огюста Родена. И эту жизненную драму не сумела передать ни одна из кинокартин.

«Проклятый художник», романтическая героиня — у Камиллы Клодель все данные, чтобы заинтересовать современную публику. Ее история должна привлечь большое внимание уже потому, что это история женщины, которая погибла из-за стремления порвать путы женского удела", — написала о ней Рэн-Мари Пари. Вероятно, лучший фильм — еще впереди.

Главная иллюстрация: коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
— фото Камиллы Клодель, ее скульптура «Влюбленные», фото Родена
  4 
Artists mentioned in the article
 Comments
To post comments log in or sign up.