Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Истории взаимоотношений Клодель — Роден посвящено немало книг и статей,привлекательна она и для кинематографа. Об обоих мастерах снято несколько фильмов,и во всех — прямо или косвенно — обыгрывается эта тема. Что неудивительно,ведь«греховная идиллия учителя и ученицы», как назвала их отношения родственница Камиллы,сказалась не только на их творчестве,но и на всей ее жизни,сложившейся весьма драматично.
Фильм «Камилла Клодель»
Производство: Франция,1988. Режиссер — Брюно Нюйттен.
Действие фильма начинается в феврале 1885-го. Камилле(Изабель Аджани) — двадцать,и она одержима лишь одной страстью — творчеством. Да так,что поздним вечером отправляется за глиной к карьеру в полном одиночестве,вызвав своим отсутствием переполох в благородном семействе. К счастью,опасная вылазка прошла без эксцессов,а добытый материал позволил ей продолжить работу.
«Мсье Буше сказал,что Огюст Роден — гений,и что он соблазняет всех девушек: с ним надо быть осторожнее. Думаешь,он также скандален,как его работы? Все его натурщицы переспали с ним», — сообщает уже в следующей сцене подруга Камиллы Джесси Липскомб,тем самым предваряя появление героя и дальнейшие события. «Работайте с глиной и не рассчитывайте на вдохновение — его не существует», — говорит колоритный Роден(Жерар Депардье) ученицам скульптора Альфреда Буше,едва появившись в кадре.
Аджани и Депардье в фильме «Камилла Клодель», 1988 г.
Как известно из официальных биографий Клодель и Родена,эта встреча и положила начало их непростых взаимоотношений — творческих и личных. Вопрос лишь в том,в каком году она произошла: в одних источниках упоминается 1882 год,в других — 1888-й. Согласно официальной версии — в 1881-м или 1883-м. В пользу 1881-го,по мнению Рэн-Мари Пари,внучатой племянницы Поля Клоделя — младшего брата Камиллы,говорит«новый взгляд Родена на женское тело», обозначившийся в «Еве». «Впрочем, — считает она, — вошло в обычай слегка преувеличивать долг Родена перед прекрасной Камиллой в том,что касается этого нового взгляда».
Изабель Аджани в роли Камиллы Клодель, 1988 г.
Камилла Клодель, фото.
Однако Рэн-Мари считает,что они встретились в 1883-м. А расхождения вызваны тем,что сама Камилла долгое время скрывала«порочную связь» с мэтром,который был старше почти вдвое,резонно опасаясь родительского гнева.
В фильм«Камила Клодель» Депардье пригласила Изабель Аджани. Позже он вспоминал об этом так: «Ты мне нужен для Родена!» Изабель подробно рассказала о том,как ей удалось приобрести права на биографию у Рэн-Мари Пари,внучки Поля Клоделя. Актриса еще не закончила свой рассказ,как вдруг весь город погрузился в кромешную тьму. Вырубилось электричество,причем везде. Пошел снег,принесли свечи,и мы всю ночь разговаривали о Камилле Клодель и Родене. Она была вся в теме,говорила об этом очень хорошо. Она хотела,чтобы я прочел несколько книг о Родене,о Третьей Республике,о месте женщин во Франции конца XIX — начала XX века… Надо сказать,ей довольно легко удалось меня уговорить".
В своей книге«Жерар Депардье» журналист Бернар Виоле рассказал о том,как Аджани и Депардье входили в образ: «Чтобы проникнуться жизнью четы скульпторов,актеры не раз бывали в мастерских Национальной школы изобразительных искусств,разместившейся на месте бывшего монастыря на улице Бонапарта в Париже. Не для того,чтобы научиться лепить,а чтобы перенять движения,познакомиться с предметом. «Мы много разговаривали с Бруно и Изабель,читали одни и те же книги, — вспоминает Депардье. — Мне в первую очередь представлялись позы,жесты,дыхание. В то время они иначе выговаривали слова,говорили медленнее. Как только ты — Роден,ты уже,ясное дело,смотришь на вещи не так,как нормальный человек…» Оба актера старались как можно ближе подойти и к психологии своих знаменитых персонажей. Для Аджани это было легко: ее уже давно привлекали женщины с необычной судьбой,захваченные водоворотом роковых страстей… «Это была невыносимая эпоха для женщин,— дополняет,со своей стороны,Депардье. — Мужчины были дураками,и именно это интересно показать в исторических персонажах».
Так выглядела реальная Роза Бере.
Кстати,реальный Роден тоже не торопился сообщить о своем увлечении гражданской жене Розе Бере,которая в этой версии в исполнении Даниель Лебрюн выглядит весьма неплохо и гораздо младше своих сорока лет. Однако согласно биографической информации,«к тому времени она уже давно перестала соответствовать положению Родена в обществе и возросшему уровню его самооценки».
Роза Даниель Лебрюн мало напоминает простушку-швею,которая«постоянно болеет» — скорее,ту,что Роден увековечил в скульптуре«Девушка в шляпке с цветами» за 20 лет до описанных событий. Зато вполне похожа на ревнивую жену,которая способна искалечить молодую соперницу,повредив ей руки,как это делает киношная Бере в тот момент,когда Камилла ваяет бюст их общего Родена.
Актриса Даниель Лебрюн в роли Розы Бере, 1988 г.
«Девушка в шляпке с цветами», 1865-1870 гг. Музей Родена в Париже.
Камилла Клодель. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Огюста Родена. Скульптура,1888 г.
Жерар Депардье и Изабель Аджани. «Камилла Клодель», 1988 г.
Огюст Роден. «Камилла Клодель», 1884 г. Скульптура.
Поведение Камиллы вызывает неодобрение и ее матери: Луиза Клодель порицает не только любовные отношения дочери,но и занятия творчеством. О том,что так все и было,говорят ее письма,обращенные сначала к директору приюта для душевнобольных,куда Камиллу поместили сразу после смерти отца,а потом и к ней самой. В отличие от жены,он и младший брат Поль регулярно помогали Камилле деньгами,делая это втайне от двух Луиз,матери и сестры Камиллы,и об этом тоже сохранились свидетельства.
Ж.-Э. Бланш. Поль Клодель,1919 г.
А то,что,у Клодель и Родена мог быть совместный ребенок,которого Камилла потеряла(в результате аборта или сорвавшейся беременности), — лишь предположения,хотя в картине она сообщает об этом брату Полю,с которым ведет долгие задушевные разговоры и который ее очень поддерживает.(В религиозного фанатика,читающего проповеди священникам,он превратится в другом фильме,но об этом потом.)
Ровно в середине довольно продолжительного(а куда спешить?) фильма Камилла ставит перед учителем-любовником вопрос ребром: «Я или жена!». После чего он,не моргнув глазом,легко отрекается от Розы и двадцати совместно прожитых лет: мол,не жена она мне вовсе,а так… Да и вообще,рассуждает далее маэстро,у нас с тобой все по-другому(то бишь,к чему все эти формальности?), ведь«Мы оба — прирожденные бунтари,мы одной породы». При этом вполне конкретно дает понять,что Розу не бросит,привычно ссылаясь на ее нездоровье. Но Камилла больше не хочет мириться с этим: «Я ухожу от тебя. До сих пор я занималась твоими „Гражданами“ [Кале], а теперь займусь собой», — сообщает она,подведя черту между тем,что было и что будет.
Камилла Клодель за работой.
С этого момента начался ее самостоятельный путь в искусстве,который привел к небывалому(«Самая знаменитая женщина художник!» — говорят о ней) успеху и… трагедии — навязчивому чувству ненависти к Родену,одиночеству,забвению.
Между триумфом и поражением случился непродолжительный роман с композитором Дебюсси: некоторые биографы считают,что разрыв с Роденом был связан именно с ним.
Тема творчества,а не только личной жизни,присутствует в «Камилле Клодель"-88 в большом объеме,позволяя подсмотреть,как рождались ее самые известные работы.
Медленно,но верно,надвигался туман помешательства — с истериками,манией преследования,выпадами против Родена(который,как свидетельствуют источники,на протяжении всей жизни старался помочь ей — организовывал выставки,способствовал публикациям,искал заказы). Затем наступил период 10-летнего добровольного затворничества в парижской мастерской: к концу ее пребывания там арт-ателье больше напоминало пристанище человека без особого места жительства.
О достоверности сцен,показанных на экране,красноречиво говорят записи,сделанные Полем Клоделем: «Жильцы старого дома на набережной Бурбон жаловались. Что это за квартира на первом этаже с постоянно запертыми ставнями? Внутри грязь и беспорядок были,говорят,неописуемы… Пришлось пойти на такой шаг… и это на тридцать лет», — пишет он,будто оправдываясь. Ведь оттуда Камилла отправилась в еще более продолжительное,но уже вынужденное заточение — в паноктикум,оказавшись в окружении по-настоящему душевнобольных людей. «По-настоящему», потому что к самой Камилле,по свидетельству докторов лечебницы,такой диагноз отношения не имел: нервное расстройство — да,но не безумие.
Соответствие образу и игру моника-беллучи подобной Изабель Аджани,выступившей также продюсером фильма,оценило авторитетное жюри Американской академии кинематографических искусств и наук,номинировав актрису и сам фильм на премию«Оскар», были номинации и на «Золотой глобус», однако эти награды ни она,ни картина так и не получили. Колоритный Депардье в образе Родена,вероятно,показался жюри менее убедительным,но,судя по отзывам,зрителей впечатлил. А сам фильм оказался самым содержательным и более чем два других соответствующих жанру художественной биографии. Значит,актеры старались не зря.
Огюст Роден, фото.
Жерар Депардье — Роден. «Камилла Клодель», 1988 г.
«Роден,совершенно бессильный перед любовным безумием Камиллы,переживал из-за этого до конца жизни и на смертном одре звал свою жену: „Камилла,Камилла…“ — „Которая,господин Роден? Парижская?“ — рассказал Депардье. — Но фильм Бруно Нюйтена не называется „Огюст Роден“, я там всего лишь тень; важнее было показать Камиллу Клодель. В этой тени я сумел вывести на свет трусость гения,маленького человека. Если бы я играл великого Родена,то,наверное,не дошел бы до этого».
Производство: Франция,2013. Режиссер — Брюно Дюмон.
Эта драма,снятая четверть века спустя,посвящена печальной теме — жизни Камиллы(Жюльет Бинош) в психиатрической больнице. На экране ни разу не появится Роден и ее мастерская — все то,что,по мнению семьи,стало причиной ее помешательства.
Хотя у критиков эта работа Брюно Дюмона вызвала довольно лестные отклики,картина явно не для широкого проката. А ее лейтмотив наиболее точно передает фраза: «Режиссер великолепно создает отупляюще-обыденный мир вокруг героини — минимум действия в кадре,минимум слов,зато душевных переживаний Камиллы — по высшему пределу».
Трудно не согласиться с теми,кто рекомендует заранее подготовиться к просмотру: прочитать о Клодель хотя бы в «Википедии». Потому что понять по контексту и краткому закадровому пересказу биографии в начале фильма всю драму ее жизни иначе будет непросто. Ведь 1915-й — всего лишь срез печальной истории,растянувшейся на 30 лет,которые она провела в психиатрической клинике(с сорока девяти до семидесяти девяти лет), и не менее драматичной — до того,как Камилла в ней оказалась.
По сути,весь фильм — попытка в художественной форме воссоздать документальные факты: он основан на истории ее болезни и переписке с братом Полем(Жан-Люк Винсент). А многие сцены,как свидетельствуют некоторые источники,сняты при участии реальных пациентов психиатрической лечебницы,на фоне«ужасной в своей естественности» мимики и поведения которых профессиональная игра Бинош и Винсента кажутся переигрыванием. Злые языки говорят,что для Бинош эта роль просто легла в копилку знаменитых героинь,а режиссер Брюно Дюмон благодаря ей получил возможность привлечь в свою картину актрису такого уровня.
«Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
«Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
В то же время атмосфера лечебницы,многоминутные немые сцены в антураже не слишком выразительной природы и музыкальное сопровождение в виде шорохов и звуков(музыка в фильме звучит только в финальных титрах) дают представление о том,что испытывает человек,насильно изолированный и лишенный любимого дела. Об этом сама героиня не раз говорит вслух и пишет,обращаясь к родным. Так же,как о своей ненависти к Родену и желании вновь оказаться дома. Постный вид и черные наряды сестер милосердия,да и всех обитателей дома скорби,лишь усугубляют ощущение безысходности и тоски Камиллы(а вместе с ней и зрителя), блуждающей по сводчатым переходам больницы. Длинные монологи Клодель,по сути, — тексты из писем,произнесенные по всем правилам сценической речи.
То же можно сказать о псевдофилософском монологе Поля,который ставит под сомнение искренность его чувств к сестре,ожидающей приезда любимого брата на протяжении всего фильма.
Жан-Люк Винсент в роли Поял Клоделя, 2013 г.
Поль Клодель, 1927 г.
Кто именно — брат или мать — и когда принял решение отправить ее в психушку,биографам узнать не удалось: в своем«Дневнике» Поль старательно обходит факты личного характера. Есть мнение,что«любящий брат» сделал это,потому что не мог простить Камилле ее талант и успех,которые долгие годы затмевали его собственный(он не только писал прозу,стихи и философские трактаты,но и рисовал).
В действительности факт принудительного заточения известного скульптора не остался незамеченным: 8 декабря 1913 года журналист Поль Вибер рассказал об этом на страницах одного из изданий и прямо обвинил обоих родственников Клодель.
«Недавно в Париже имел место случай насильственной госпитализации,отличающийся особой изощренностью. Мать и брат добились изоляции талантливой художницы м-ль К. Несчастная девушка едва успела узнать из случайных источников о весьма удобной для некоторых смерти нежно любившего ее отца,которую от нее скрыли,как наутро после печальной вести,в 11 часов,к ней,убитой горем,вломились в спальню двое дюжих молодцов и увезли ее,невзирая на протесты и слезы,в сумасшедший дом. Три дня спустя несчастная писала: „На моем счету тридцать лет напряженной работы,а я вот так наказана; меня держат крепко,и я отсюда не выйду“. Немного позже госпитализация была скреплена признанием недееспособности. Так убирают из общества человека в здравом уме», — писал Вибер.
«Забери меня отсюда!» — умоляет осунувшаяся и постаревшая Клодель-Бинош брата,который,наконец,добирается к ней. «Мы желаем тебе добра,а Господь позволяет получить опыт и понять тайны его мудрости», — назидательно отвечает Поль,напоминая,на прощание,сколько денег они с матерью отдали за ее лечение. И с облегчением покидает приют. «Нет ремесла хуже,чем искусство, — говорит Поль доктору,провожающему его до ворот. — За гений приходится платить особую цену. Художественное призвание опасно: не многие могут ему противиться. Искусство обращается к самым опасным сторонам нашей натуры — воображению,чувствительности,и можно легко потерять равновесие», — сообщает он врачу,робко и безуспешно пытающемуся убедить его забрать сестру домой. «Искусство — опасно», — это,пожалуй,основной посыл картины.
Жюльет Бинош. «Камилла Клодель, 1915», 2013 г.
Камилла Клодель в психиатрической лечебнице в последние годы жизни.
На дальнем плане — садовник,который,судя по всему,пытается отыскать череп бедного Йорика,потому что найти более подходящего собеседника для разговора о бренности бытия в этой обители скорби ему вряд ли удастся. Во весь экран — Клодель на фоне многовековой стены учреждения — серая на сером. И финальный текст о том,что последующие 29 лет она проведет там.
Фильм «Роден»
Производство: Франция,Бельгия,2017. Режиссер — Жак Дуайон.
Огюст Роден в мастерской рядом со своим «Мыслителем».
Венсан Линдон в роли Родена, 2017 г.
Действие картины начинается в 1880-м,когда Роден(Венсан Линдон) получил первый государственный заказ — создать скульптурный портал,который он назвал«Врата ада». В это время отношения между главными героями — Огюстом и Камиллой(Изиа Ижлен) — уже в полном разгаре,о чем красноречиво говорят откровенные сцены: в отличие от двух предыдущих картин,в «Родене» много обнаженной натуры. Это неудивительно,ведь маэстро называл ее «вратами рая» и умело использовал как в творчестве,так и в личной жизни.
Фильм «Роден», 2017 г.
Огюст Роден. Торс Адели, бронза, 1881-82 гг.
Глядя на его многолетнюю спутницу Розу Бере(Северин Канеел), можно понять маэстро,постоянно искавшего источник вдохновение в юных грациях. В этой версии Роза — грубоватая,приземистая«бабища», как ее называет Камилла. В такой модели трудно узнать ту,которую он запечатлел в скульптурных портретах«Вакханка» и «Миньон». Разве что в «Беллоне», римской богине войны,которая в исполнении Родена стала олицетворением Республики. «Роза,это мне дар божий — иметь такую спутницу,как ты. Всегда носи эти слова в сердце», — говорит он в утешение подруге.
Северин Канеел в роли Розы Бере, 2017 г.
Огюст Роден. «Беллона», 1879 г. Бронза.
Роден принял участие в конкурсе на разработку памятника Республике,который должен был украсить новую ратушу в восьмом округе Парижа,но проиграл его. Предполагают,что на создание образа скульптора вдохновила рассерженная Роза.
Авторы«Родена» не обошли стороной ее «разборки», устроенные молодой сопернице — Камилле(на сей раз без членовредительства), а затем — сцену ревности к Родену. Результат — скабрезные рисунки,которые Клодель преподнесла возлюбленному,и обещание порвать отношения,если это повторится.
Отдельная история — послушно написанное Роденом под диктовку Камиллы обещание признать ее единственной ученицей,а затем официально жениться,о чем ни разу не упоминает Рэн-Мари Пари. После очередного выяснения отношений в его мастерской Клодель исчезает из кадра и из фильма: 15 лет отношений — не в счет. Ведь фильм — не о ней,а о Родене и его напряженной работе,в которой ему активно помогают нагие натурщицы.
Изиа Ижлен в роли Камиллы Клодель, 2017 г.
Камилла Клодель в мастерской, фото.
Заканчивается действо весьма неожиданно: «2017 год,Хаконе,Япония,Музей под открытым небом», — сообщает голос за кадром. В кадре — непринятый современниками скульптора памятник Бальзаку,вокруг которого — японские дети…
В историю Роден вошел как основоположник современного скульптурного искусства,а Клодель,несмотря на бесспорный талант, — лишь как его ученица и любовница,имя которой вплоть до совсем недавнего времени упоминали в основном рядом с именем Огюста Родена. И эту жизненную драму не сумела передать ни одна из кинокартин.
«Проклятый художник», романтическая героиня — у Камиллы Клодель все данные,чтобы заинтересовать современную публику. Ее история должна привлечь большое внимание уже потому,что это история женщины,которая погибла из-за стремления порвать путы женского удела", — написала о ней Рэн-Мари Пари. Вероятно,лучший фильм — еще впереди.