Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
XX век был щедр на художественные эксперименты,перформансы,сплетения разных видов искусства,бессюжетные,символические,абстрактные,провокативные действа. Но при всем этом вызывающем многообразии есть одна театральная постановка столетней давности,которая до сих пор выглядит авангардно и смело. Ее периодически оживляют балетмейстеры для современных театральных фестивалей и постоянно цитируют: в фешн-коллекциях,в фотографиях,дизайне,сценических образах. Это«Триадический балет» Оскара Шлеммера, премьера которого состоялась в Штутгарте в 1922 году.
«Триадический балет» был на самом деле экспериментальной студенческой постановкой,но,как и большинство разработок,задуманных и осуществленных в стенах Баухауза, стал культовым произведением и изменил не только театральное искусство,но и дизайн,и живопись,и скульптуру.
Фото в слайдере(кроме отдельно подписанных): theguardian
Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз
«Не смотри туда, они из Баухауза!» - предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира. Читать дальше
была создана сразу после Первой мировой войны в Веймаре. В школе не просто учились живописи,скульптуре и архитектуре — здесь воплотили идею о синтезе искусств и ремесел с целью организации жизненного пространства человека по законам искусства. Директору школы Вальтеру Гроппиусу удалось собрать уникальный педагогический коллектив: Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Иоганнесс Иттен. Студенты школы разрабатывали дизайн,эскизы и сами же изготавливали предметы на их основе в нескольких мастерских. В Баухаузе были мастерские по обработке металла,по обработке дерева и камня,ткацкая мастерская и фресковая.
Театральной мастерской в первые три года работы школы не существовало,ее создали только в 1922. Первый ее руководитель Лотар Штрайер пытался создать несколько экспрессионистских постановок,но эти опыты не очень привлекали студентов. И Штрайер надолго в школе не задержался. Тогда руководить сценической мастерской назначают Оскара Шлеммера — и с этим назначением в Баухаузе начинается легендарная театральная эпоха.
Оскар Шлеммер. Фото: theguardian
Шлеммер рулит
Оскар Шлеммер не был танцором,не изучал хореографию — он был художником и скульптором. Возможности сценической практики он воспринимал как новый художественный метод: сцена давала ему уникальную возможность использовать цвет и форму в динамике. В отличие от статических искусств(скульптуры,живописи,архитектуры) сценическая постановка добавляла произведению четвертое измерение — время.
Оскар Шлеммер со студентами сценической мастерской на крыше школы в Дессау,1927. Фото: www. bauhaus100.com
В Баухауз Шлеммер пришел 33-летним опытным художником,который до войны успел выучиться на графического дизайнера,потом получить стипендию в Академию искусств в Штутгарте. До войны он работал в Берлине,сотрудничал со знаменитой авангардной галереей Der Sturm,открыл собственную галерею Neuer Kunstsalon и поучаствовал в большом городском проекте: в сотрудничестве с двумя художниками создал фрески для выставочного зала Немецкой федерации труда в Кельне.
Шлеммер прошел всю войну,сначала обычным солдатом,а после ранения — картографом. В Баухауз его пригласили для работы в мастерских по рисунку с натуры,скульптуре из камня и скульптуре из дерева. Но уже через год он возглавил сценическую мастерскую,а заодно стал организатором знаменитых вечеринок и фестивалей Баухауза: это он придумывал концепты Молчаливой вечеринки(на ней можно было общаться только жестами), Фестиваля металла и многих других. В последние два года в Баухаузе Оскар Шлеммер вел специальный авторский курс,который назывался«Человек» — междисциплинарный курс,который не ограничивался изучением человеческой натуры,но включал еще и философские,биологические,социальные аспекты жизни человека.
По большому счету,этот курс стал теоретическим обоснованием театральных экспериментов Шлеммера — потому что до сих пор на сцене он исследовал все то же самое: человека в его биологической,социальной и метафизической ипостасях.
Костюмы к «Триадическому балету» Оскара Шлеммера в Государственной галерее в Штутгарте
Человек в пространстве
Первая версия«Триадического балета» строилась на 12 танцевальных номерах,в каждом из которых на сцене находились не больше трех актеров. В 1926 году Шлеммер сократил постановку до 8 сцен — и именно эту версию чаще всего реконструируют современные балетмейстеры. Именно эту версию взял за основу Герхард Бонер,когда в 1977 году по фотографиям и рисункам восстанавливал костюмы,созданные Шлеммером,и впервые со времен Баухауза взялся повторить его сценический опыт.
Современные исследователи обожают говорить о «Триадическом балете» Шлеммера — эта тема до сих пор кажется свежей,современной и до конца не исследованной. Об этом балете пишут профессоры истории танца,искусствоведы,театральные критики,режиссеры,в нем ищут(и находят) математическое совершенство,колористическое,даже чисто живописное,исследование,философские и метафизические смыслы,футуристические прогнозы о восстании машин и людях-роботах,даже политическую и социальную сатиру. Об одном можно сказать точно: Шлеммер изобрел совершенно новый тип театра,в котором сюжет исключен из постановки и остается только одна задача для исследования — изучать взаимодействие человека и пространства.
Костюмы к «Триадическому балету», 1922
«Человек — это организм из плоти и крови,но при этом также и механизм из размеров и пропорций. Человек — это существо эмоций,разума и множества других дихотомий. Он несет их в себе и гораздо лучше мирится с фактом этой двойственности внутри себя,чем в абстрактных структурах искусства вне себя»(Оскар Шлеммер)
В каждом режиссерском решении Шлеммера заложена триада(потому балет и триадический): основные цвета — желтый,красный,синий,три измерения — высота,ширина,глубина,три актера на сцене,основные геометрические фигуры — круг,квадрат,треугольник. В знаменитой,второй,версии балета три части: Желтая группа,Розовая группа и Черная группа. Соответствующий фон сцены и цветовая гамма костюмов — в каждой. Когда у Шлеммера спросили,почему балет называется триадическим,он ответил так: «Потому что три — это чрезвычайно важное,выдающееся число,в котором эгоизм и дуалистический контраст трансформируются,уступая место коллективному».
Костюмы — это самый главный элемент постановки Шлеммера. Все началось с костюмов,самое пристальное внимание уделялось костюмам. Если от гастролей к гастролям,от фестиваля к фестивалю Шлеммер легко менял музыку,под которую выступали артисты«Триадического балета», то костюмы были неизменны все 10 лет,в течение которых постановка отыгрывалась на сценах разных городов.
Золотой шар,проволочная фигура,спиральная фигура,танцор-диск — все эти костюмы выполняли ту роль,которую до Шлеммера в театре выполнял сюжет. Они диктовали танцору его роль. Имея в распоряжении мастерские Баухауза,Шлеммер за собственные деньги(часто последние) изготавливал нарочито объемные,фантастические наряды и не ограничивал себя в фантазиях и экспериментах с разными материалами: костюмы для артистов собирались из металла,тканей,проволоки,дерева. Громоздкие и массивные,они ограничивали танцора в движении,и таким образом диктовали ему небольшой набор доступных жестов и пластику. Нарочитый объем костюма превращал человека в типаж: за ним невозможно было разглядеть пол и фигуру,а для надежности эффекта на лицо надевалась маска,лишая героя индивидуальных черт.
Танцоры,облаченные в мотки проволоки или огромные металлические диски,с масками-шлемами на головах,двигались как марионетки или механические куклы. Костюм наращивал на человеке дополнительный смысл,а иногда и создавал броню,защиту от окружающего мира,делал пространство вокруг понятным,а движения осторожными,продуманными,геометрически точными. Этот эффект с восторгом приняли и цитировали в ХХ веке звезды мировой величины. Дэвид Боуи — как минимум дважды.
Дэвид Боуи исполняет песню«The Man Who Sold The World» в 1979 году. Его костюм был таким тяжелым,что к микрофону его подносили два помощника.
Слева: костюм Оскара Шлеммера. Справа: костюм японского дизайнера Кансая Ямамото,созданный для Дэвида Боуи в начале 1970-х.
Британцы из рок-группы Genesis тоже,по-видимому,вдохновлялись«Триадическим балетом». Фронтмен группы Питер Габриэль в 70-е выступал в костюме,как будто скроенном по эскизам Оскара Шлеммера.
Сцена из балета (реконструкция). Фото: Severin Vogl. Источник: artnet
Сцена из современного шоу коллектива “The Musical Box” - воспроизведение концерта Genesis. Источник фото: chicagonow.com
Шлеммер,кстати,говорил,что его находки кажутся дерзкими и нетрадиционными только в контексте европейского театра,но вполне вписываются в традицию,если говорить о театре шире: вспоминая японский и китайский театр,например.
Организм, механизм, космос и социум
После«Триадического балета» Шлеммер занимался крошечными постановками,которые называют сейчас«Танцы Баухауза». Каждый длился несколько минут — и продолжал все ту же тему существования человека в пространстве. Танец с шестами,Танец жестов,Танец в пространстве,Танец в плоскостях — это были небольшие театральные этюды,чаще всего для троих танцоров. В «Танце с шестами» к рукам,ногам,туловищу танцора крепились палки,удлиняющие его конечности минимум вдвое. Темный костюм на темном фоне делал человека невидимым — и палки складывались в геометрические подвижные узоры от его танца.
Оскар Шлеммер. Эскиз к Танцу с шестами, 1927
Танец с шестами, 1928
«Танец в пространстве» выглядит наглядной демонстрацией какого-то сложного научного расчета о скорости движения и пересекающихся траекториях движущихся объектов. Три танцора,одетые в красное,желтое и синее,перемещаются по периметру и диагоналям прямоугольника с разной скоростью: один медленно,второй обычным шагом,третий — быстро. В этом танце за несколько минут Шлеммер достигает какого-то невероятно эмоционального эффекта,заставляя зрителя пережить все те чувства,которые способна вызвать классическая театральная постановка: сначала смешно,потом страшно от ожидания неизбежного столкновения,потом печально и тоскливо от несовпадения и разобщенности танцоров. В итоге,облегчение от продуманности и точности расчета,который позволяет танцорам разминуться в сантиметре друг от друга. Или наоборот — обреченное одиночество механического движения,отстроенного и четкого,которое не позволяет,однако,сделать паузу,сбиться,быть живым и замеченным.
Человек-механизм,человек-биологический организм,человек-космическая сущность и человек-участник социального взаимодействия — это художественная мантра Шлеммера. Разложить жизнь человека на шаги,сидение,лежание,повороты головы и жесты — и отыскать в них проявления всех этих ипостасей он пытается во всех сферах своей деятельности. И в живописи,и в скульптуре,и в театральных постановках,и в научных эссе. Время работы Шлеммера в Баухаузе приходится ровно на промежуток между Первой мировой и приходом к власти в Германии национал-социалистов — время поисков,время определения границ и возможностей человека,время,когда зреет идея превосходства одних наций над другими. С приходом к власти Гитлера Оскару Шлеммеру запретили участвовать в художественных выставках и преподавать,его живописные работы включили в знаменитую выставку«Дегенеративное искусство».
В годы после Баухауза он работал на фабрике и,глядя на окна дома напротив своего,рисовал маленькие акварельные«Оконные картинки». Он наблюдал за жизнью людей по ту сторону улицы и продолжал заниматься тем же,что делал всю жизнь, — изучал отдельные жесты и позы человека-организма,человека-механизма,человека-космической сущности и члена социума.