Регистрация
Иоганнес Иттен
«Получение знания из книг или от учителей подобно путешествию в повозке. …Но повозка может служить только на большой дороге. Тот, кто достиг конца ее, сойдет с повозки и отправится дальше пешком», — Иоганнес Иттен, швейцарский художник, педагог, теоретик искусства.

Иоганнес Иттен

Мне нравится4       0  
«Получение знания из книг или от учителей подобно путешествию в повозке. …Но повозка может служить только на большой дороге. Тот, кто достиг конца ее, сойдет с повозки и отправится дальше пешком», — Иоганнес Иттен, швейцарский художник, педагог, теоретик искусства.
С 1919 года — преподаватель Баухауза
С 1961 года — автор настольной книги колористов «Искусство цвета»
20-летний Иоганнес Иттен (Johannes Itten, 1888 — 1967) работал учителем в швейцарской сельской школе и никогда не исправлял учеников, гораздо больше внимания уделяя развитию их индивидуальных творческих способностей. Однажды на школу обрушилась проверка и раздраженный школьный инспектор, вытащив из стопки несколько тетрадей, с возмущением выпалил Иттену: «Вы знаете, что учитель должен исправлять ошибки в сочинениях?!» На что Иоганнес ответил: «Я убежден, что любые поправки в сочинениях оскорбительны и могут разрушить непосредственность детского изложения».

После этого Иттен был одним из ведущих учителей знаменитой Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз, открывал частные школы для художников и архитекторов в Вене и Берлине, для текстильщиков в Крефельде, был директором Школы прикладного искусства в Цюрихе, написал две книги, которые стали настольными учебниками для художников во всем мире — но всю жизнь оставался гениальным сельским учителем, который не исправляет ошибки в сочинениях. И до сих пор этот его педагогический метод революционен и возмутителен для школьных инспекторов и прочих чиновников от образования.

Учитель, художник и ремесленник

Сначала Иоганнес Иттен был именно учителем, успел несколько лет поработать и уже позже начал изучать живопись и писать свои картины. Иттена, как одаренного педагога, классическое образование в художественной школе в Женеве полностью разочаровало. Он уже подумывал было вернуться в село и продолжать читать детские сочинения, но тут случились несколько сильных живописных впечатлений (путешествие по Голландии и посещение выставки художников Зондербунда) — и сельским мальчишкам и девчонкам сильно не повезло. Иттен к ним больше не вернулся.

Настоящие ценные знания о композиции и цвете, о новых живописных школах и революционных веяниях в искусстве он получил в классе Адольфа Хельцеля в Штутгарте. «Хельцель был педагогом, открытым ко всему новому. Несмотря на ужасы начавшейся войны нам удавалось вести дискуссии о художественных проблемах кубизма и футуризма», — вспоминал позже Иттен.

На самом деле в это время Иоганнеса больше увлекает творчество, но во времена голода, разрухи и войны учительство его элементарно кормило и давало возможность покупать краски для собственных живописных упражнений.
Иоганнес Иттен. Цвет формы и структуры
Иоганнес Иттен
1953, 31×41 см
Иоганнес Иттен. Плакат для выставки Баден-Бадене
Иоганнес Иттен. Хельга Линдберг
Иоганнес Иттен
1916
Иоганнес Иттен. Подъем и покой
Иоганнес Иттен
1919
На современных аукционах картины, написанные художником Иоганнесом Иттеном, и мебель, изготовленная преподавателем Баухауза Иоганнесом Иттеном для своего дома, стоят приблизительно одинаково. Например, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
размером 27×37 см (вверху) обошлась новому владельцу почти в 39 тыс. долларов, а наборы мебели (фото внизу) — в 25 и 27 тыс. долларов.
Со временем учеников стало так много, что он открыл собственную художественную школу в Вене. А потом все его венские ученики дружно переехали в Веймар, когда Иттену предложили должность учителя в новом, безумном и потому страшно привлекательном проекте — в школе Баухауз׫Не смотри туда, они из Баухауза!» - предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира. читать дальше .

«Что мне там особенно понравилось, так это художественные студии и мастерские, стоявшие еще пустыми, и их можно было приспособить к новым целям без особых переделок… Многие студенты были бедны, недоедали, будущее представлялось им весьма неопределенным. Хотя у нас были помещения, но они не отапливались. В классах не было поначалу ни столов, ни стульев, и студентам приходилось работать, расположившись прямо на полу», — так вспоминал Иттен обстоятельства своего педагогического энтузиазма.

Буддист, вегетарианец и мистик

Иттен глубоко изучил восточную философию, персидский маздаизм и раннее христианство, не видя будущего за технократической европейской цивилизацией.

Он брил голову и носил изобретенную им самим одежду, похожую на монашескую. Вслед за ним многие ученики становились вегетарианцами (и это в голодные и нищие послевоенные времена!) и с восторгом рассказывали потом о духовных результатах этих экспериментов.

Став одним из идеологических основателей Баухауза, Иттен разработал для него так называемый форкурс — специальную программу для обучения студентов в первом семестре. Он же стал преподавателем этого курса. Каждое занятие начиналось с медитации, концентрации внимания, дыхательных упражнений и расслабления. «Тренировка тела как инструмента духа очень важна для творческих личностей», — был уверен Иттен.
Первыми студентами Баухауза стали юноши и девушки разных возрастов, с совершенно разной художественной подготовкой, поэтому главной задачей своего форкурса Иттен видел раскрытие их творческого потенциала и темперамента, а также освоение различных художественных техник и фактур материалов.
На фото: дыхательные упражнения в классе Иттена и освоение практики рисования обеими руками.
Один из учеников Иттена вспоминает о показательном педагогическом моменте, произошедшем на уроке форкурса.
Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь, будничная сторона

Как-то учитель дал студентам задание — повторить схематически композицию, которую использовал Матис Грюневальд в изображении скорбящей Марии Магдалины. Некоторое время Иттен наблюдал за работой учеников, а потом взревел: «Если бы у вас было хоть немного художественной чувствительности, вы бы не сидели, пытаясь нарисовать это самое возвышенное изображение слез и мирской печали — вы бы утонули в слезах сами!» С этими словами он вышел из класса и хлопнул дверью.

Иоганнес Иттен, по воспоминаниям преподавателей и студентов, был эксцентричным и тонким преподавателем, который чувствовал настроение студентов, мог импровизировать и кардинально менять план урока, если того требовали пробуждающиеся в учениках чувства. Он был уверен, что художник должен развиваться одинаково интенсивно духовно, интеллектуально, физически и творчески.

Искусство цвета

Прошло больше 50 лет с тех пор как впервые была издана культовая для современных художников книга — «Искусство цвета». С тех пор только на русском языке она выходила в девяти изданиях. Этот труд настолько исчерпывающий, что его во всем мире до сих пор штудируют ученики художественных школ и называют библией колориста. Без этой книги не обойтись дизайнерам полиграфии и одежды, визажистам и стилистам, а еще мастерам бисероплетения и дизайнерам интерьеров. Одним словом, все профессионалы, чья деятельность так или иначе связана с применением различных цветовых сочетаний, обязаны прочитать Иттена.

Цветовой круг Ньютона содержал 7 цветов, а цветовой круг Гёте — 8, он добавил к ньютоновским цветам радуги еще пурпурный. Иоганнес Иттен первым разработал двенадцатичастный цветовой круг, добавив к трем основным цвета второго и третьего порядка. 80 страниц его книги — это не только объективные правила использования цветовых сочетаний и контрастов, но и увлекательные истории. О том, например, какие темы для первых художественных упражнений нужно предлагать девушкам-блондинкам и девушкам-брюнеткам. Здесь история о трех учениках Иттена, которым по их индивидуальным цветовым предпочтениям он предсказал будущие профессии: столяра, религиозного служителя и архитектора, прославившегося работами со стеклом и бетоном.

Цветовой круг Иоганнеса Иттена, универсальный инструмент, первоначально предназначенный для обучения художников, используют сейчас, к примеру, стилисты при создании модных «луков». На нем наглядно показывают, как сочетать контрастные цвета или цвета первого, второго и третьего порядка.

Иттен был уверен, что форма и цвет обладают чувственной и нравственной ценностью — и могут быть самодостаточными носителями смысла в произведении: «Для тех, кто в картинах Пьеро делла Франчески, Рембрандта, Брейгеля, Сезанна и многих других мастеров видит лишь их материальную предметность и их символическое содержание, навсегда будут закрыты двери в мир художественной силы и красоты».
P.S. Иттен был большим мыслителем, философом, художником, но прежде всего гениальным педагогом, который утверждал: «В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом. Любое изложение моего учения кажется мне тусклым по сравнению с тем, что в действительности происходит во время непосредственного общения с учениками».

И к слову, об ошибках в сочинениях. Ученикам швейцарского села, где преподавал 20-летний Иоганнес Иттен, естественно, не пришлось всю жизнь мыкаться безграмотными, но при этом творчески развитыми личностями. Он разработал собственную методику работы над орфографическими ошибками: выписывал их для себя и прорабатывал со всем классом, после чего все дружно писали диктанты и запоминали сложные слова.

Автор: Анна Сидельникова
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP