Прерафаэлиты
в своих работах часто обращались к теме Средневековья и раннего Возрождения — художников привлекали красивые сюжеты старинных историй и легенд, описанные в них возвышенные отношения и подвиги храбрых рыцарей ради прекрасных дам. Но визуальный ряд их картин нередко ближе к «фентези», чем к реалиям далеких времен. Что на полотнах соответствует действительности прошлого, а что — нет, мы узнали у исторических реконструкторов, показав им известные картины художников.
Екатерина Ляшенко
Реконструктор с 11-летним стажем. С 2008 г. занимается историческими танцами, в 2010 создала ателье исторического костюма RoyalTailor.
Екатерина и Сергей — участники living history фестивалей, реконструкций рыцарских турниров, танцевальных мероприятий, охватывающих временной период от Средневековья до начала XX века.
Сергей Гуньков
Занимается исторической реконструкцией с 2015 года. В 2013 г. оставил работу в IT и начал заниматься созданием доспехов. В 2018 году переквалифицировался и стал столярным мастером, изготавливающим исторические предметы обстановки и быта. Основал проект Woodandvil, специализирующийся на воссоздании старинных изделий для рукоделия и мебели. Увлекается историческим европейским дуэльным фехтованием.
Почему Средневековье прерафаэлитов "не настоящее?"
По картинам прерафаэлитов можно изучать разве что романтизированное видение прошлого, существовавшее в XIX веке, а вот в качестве источников для его исследования и реконструкции их использовать нельзя. Кто-то из мастеров попросту не стремился к исторической достоверности, а кто-то допускал сознательные ошибки в угоду эстетике. В целом, для их полотен характерны общие погрешности:• анахронизмы: одежда, доспехи и предметы обстановки взяты из разных десятилетий и даже столетий;
• изображение только всего самого романтичного, красивого и пафосного: именно по этой причине прерафаэлиты рисовали, в основном, самые визуально привлекательные доспехи — конца XV — начала XVI веков. И если рыцарские облачения и старинная архитектура сохранились довольно хорошо, то совсем по-другому дело обстоит со средневековой одеждой — она была совсем не такой привлекательной, как хотелось бы художникам. Поэтому средневековые костюмы на картинах скорее «фантазийные»;
• приукрашивание: для большей привлекательности художники дополняли то, что видели в исторических источниках, уймой декоративных элементов — к примеру, если мы говорим о нарядах, то это накладки, вышивки, тесьма, узоры.
Свадьба святого Георгия и принцессы Сабры
1857, 36.5×36.5 см
О различиях костюмов и доспехов в разных странах
— О моде Средних веков нельзя судить, исходя из современной карты Европы: в разные периоды страны, народы, регионы изменялись, дробились и соединялись, так что в элементах одежды, аксессуаров, головных уборов были различия. Причем тон задавали климатические и территориальные особенности, а не формальные границы между странами. Более заметными эти различия становятся— Доспехи в разные периоды в различных регионах Европы могли отличаться, существовала и мода на них. Наиболее заметное различие начинается в XV веке, когда европейские школы доспехостроения делятся на две — итальянскую и немецкую школы.
Фредерик Уильям Бертон «Хеллелила и Хильдебранд: встреча на башенных ступенях»
Картина «Встреча на башенных ступенях» была написана Фредериком Уильямом Бертоном под влиянием поэмы его друга — известного кельтолога Уитли Стоукса. Она же, в свою очередь, была создана на основе старинной датской баллады. На рисунке, написанном акварелью, запечатлена сцена последней встречи тет-а-тет легендарной скандинавской принцессы Хиллелилы и ее возлюбленного — английского принца Хильдебранда, по сюжету баллады, служившего ее телохранителем, а затем ставшего ее возлюбленным и павшего в битве с ее отцом и братьями.
Хеллелила и Хильдебранд: встреча на башенных ступенях
1864, 95.5×60.8 см
- «Хеллелила и Хильдебранд: встреча на башенных ступенях» — это неплохой пример работы со средневековым сюжетом: минимум замечаний. Так, наряд Хиллелилы и доспехи Хильдебранда взяты из разных столетий: платье похоже на оригиналы начала XII века, а доспехи — IX—X веков, кроме того, они немного приукрашены, а меч более поздний.
— Платье Хеллелилы, подбитое тонким мехом — это зимний вариант наряда. Могли ли существовать ткани такого глубокого синего цвета — нельзя сказать точно, ведь оригиналов одежды не сохранилось, а цвета на средневековых изобразительных источниках изменялись со временем. К тому же, для покраски полотна и создания картин использовались разные пигменты. Если говорить о прическе — то в целом косы на тот момент были самым распространенным способом укладки волос. Все прорисованные мелочи на картине — это видение автора.
— Платье Хеллелилы, подбитое тонким мехом — это зимний вариант наряда. Могли ли существовать ткани такого глубокого синего цвета — нельзя сказать точно, ведь оригиналов одежды не сохранилось, а цвета на средневековых изобразительных источниках изменялись со временем. К тому же, для покраски полотна и создания картин использовались разные пигменты. Если говорить о прическе — то в целом косы на тот момент были самым распространенным способом укладки волос. Все прорисованные мелочи на картине — это видение автора.
На Хильдебранде — типичный полный кольчужный доспех раннего темного Средневековья, характерный для X—XII веков, такие носили вплоть до начала крестовых походов. На этой работе меня смущают несколько вещей: шлем, меч и обувь.
На шлеме видим бронзовый наносник, который был характерен для ярлов (знати) или просто богатых воинов. В целом, это не является ошибкой: автор, скорее всего, хотел показать достаточно простое облачение, но с элементами качественного декора. Хотя логичнее было изобразить более простой вариант, что-то похожее на шлем из Гьёрмундбю.
И насчет меча: его эфес, тисненая кожа и повторяющиеся узоры на ней, скорее, соответствуют более позднему периоду. Кроме того, изображен романский тип меча, а на картине было бы уместным изобразить каролингский.
И, наконец, рыцарь на рисунке носит остроносые пулены, которые стали входить в моду ближе к XIV веку, а до этого были распространены круглоносые"
На шлеме видим бронзовый наносник, который был характерен для ярлов (знати) или просто богатых воинов. В целом, это не является ошибкой: автор, скорее всего, хотел показать достаточно простое облачение, но с элементами качественного декора. Хотя логичнее было изобразить более простой вариант, что-то похожее на шлем из Гьёрмундбю.
И насчет меча: его эфес, тисненая кожа и повторяющиеся узоры на ней, скорее, соответствуют более позднему периоду. Кроме того, изображен романский тип меча, а на картине было бы уместным изобразить каролингский.
И, наконец, рыцарь на рисунке носит остроносые пулены, которые стали входить в моду ближе к XIV веку, а до этого были распространены круглоносые"
Джон Уильям Уотерхаус «Тристан и Изольда с зельем»
Картина «Тристан и Изольда с зельем» написана по мотивам популярной в Средние века легенды о несчастной любви — истории, пришедшей в Европу в кельтском оформлении. По сюжету, Изольда должна была выйти замуж за короля Марка — феодала, которому подчинялся Тристан, но по пути в его владения молодые люди случайно выпивают волшебное зелье и влюбляются друг в друга. Именно этот момент запечатлен на полотне Уотерхауса.
Тристан и Изольда с зельем
1916, 109.2×81.3 см
- На Тристане облачение второй половины XV века, это полные кольчужные доспехи немецкой школы. Нужно сказать, что прерафаэлиты
очень любили рисовать именно немецкие доспехи — на их картинах других почти не встречается.
- Одежда Изольды «отстает» от облачения Тристана — его доспехи соответствуют второй половине XV века, а наряд, который мы видим на девушке, носили в конце XIII и до середины XIV века. При этом он довольно целостный: мы видим нижнее платье (это котта или более поздний ее вариант — котарди, точно нельзя сказать, так как его не видно полностью), поверх него — безбокое сюрко с отделкой горностаем, что является признаком церемониальной одежды дамы высокого статуса, а на него надет плащ в пол — правда, я не встречала таких вариантов крепления, как у него, да обычно их и не декорировали подобным образом.
На голове у Изольды покрывало под названием «вейл», правда, она должна крепится на заплетенные волосы, полоску ткани или на чепец.
На голове у Изольды покрывало под названием «вейл», правда, она должна крепится на заплетенные волосы, полоску ткани или на чепец.
Джон Уильям Уотерхаус «“Меня преследуют тени”, — сказала Леди из Шалот»
Название произведения Уотерхауса цитирует строчку из поэмы Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в знаменитом переводе Бальмонта она звучит немного по-другому: «"О, я от призраков — больна!», — печалилась Шалот", также возможно написание имени «Шалотт»). На создание этого произведения Теннисона вдохновила легенда из артуровского цикла, но в его исполнении она была переработана и обрела новый смысл: теперь акцент был смещен на вынужденное заточение прекрасной девушки в замке, из окна которого она даже не может выглянуть из-за наложенного на нее таинственного заклятия. Она всю жизнь наблюдала мир только через зеркало, стоящее подле нее, но однажды не выдержала и посмотрела в окно на скачущего мимо Ланселота, что привело к ее смерти. Уотерхаус трижды обращался к разным моментам из поэмы.
Леди Шалотт. "Меня преследуют тени"
1915, 100.3×73.7 см
- Платье на леди из Шалот абсолютно фантазийное, с исторической точки зрения его рассматривать нельзя.
— Позади леди висит круглое зеркало — но в Средневековье таких больших зеркал еще не существовало, к тому же они были, как правило, выпуклыми.
Вверху висят масляные лампы — лично я очень заинтересован в их наличии и использовании в ЕвропеXIV—XV веков, ведь это удобно для реконструкторского быта. Однако, хотя масляные лампы тогда и были, но выглядели они совсем по-другому, не как изображенные на полотне восточные «алладинки».
— Позади леди висит круглое зеркало — но в Средневековье таких больших зеркал еще не существовало, к тому же они были, как правило, выпуклыми.
Вверху висят масляные лампы — лично я очень заинтересован в их наличии и использовании в Европе
Знаменитое зеркало на картине Яна ван Эйка «Чета Арнольфини»
Джон Уильям Уотерхаус «Рассказ из “Декамерона”»
«Декамерон» Джованни Боккаччо был и остается одним из наиболее известных произведений эпохи Возрождения, и на своем полотне Джон Уильям Уотерхаус показывает нам свою версию происходящего в отдаленном итальянском поместье, где, по сюжету, скрываются от чумы десять молодых людей. Две недели подряд они рассказывают друг другу истории на самые разные темы — и Боккаччо в своей книге объединяет эти рассказы в форме новелл, а Уотерхаус в возвышенно-романтическом стиле интерпретирует происходящее в загородной вилле.
Декамерон
1916, 101×159 см
- Здесь по костюмам есть намек на Италию XV века, но только намек, причем это видно скорее по мужской одежде. На переднем плане у юношей прически и головные уборы по итальянской моде. У одного из них полосатые шоссы, которые также соответствуют ей, а у второго — короткий облегающий дублет не только со шнуровкой спереди, но и с разрезами на рукавах, которые так любили итальянцы.
А вот у барышень все платья фантазийные, у девушки справа платье немного похоже на самое элементарное итальянское, и то только разрезами. В прическах тоже сложно искать сходство — хотя головные уборы в Италии XV века были не обязательны, их считали скорее модным украшением, но в основном дамы плели сложные узоры из кос, и уже их укладывали в шапочки, тюрбаны и сеточки.
А вот у барышень все платья фантазийные, у девушки справа платье немного похоже на самое элементарное итальянское, и то только разрезами. В прическах тоже сложно искать сходство — хотя головные уборы в Италии XV века были не обязательны, их считали скорее модным украшением, но в основном дамы плели сложные узоры из кос, и уже их укладывали в шапочки, тюрбаны и сеточки.
Эдмунд Блэр Лейтон «Акколада»
Акколада — это процесс посвящения в рыцари, который и запечатлен на одноименном полотне Лейтона. До сих пор идут споры о том, какие именно события легли в основу картины. Одна из самых красивых версий гласит о том, что «Акколада» изображает посвящение в рыцари Ланселота королевой Гвиневрой.- Одежда и доспехи воина принадлежат к X—XII векам. Кольчуги подобного типа известны еще с V века, но именно такой ее вид под названием «хауберк», плотно прилегающий к телу, появился в X веке.
Сверху на доспехи надета военная котта — по легенде, впервые она появилась во время крестовых походов на восток, во время которых воинам приходилось переносить жару, и они стали накидывать на кольчугу длинные окрашенные полотна ткани.
А вот шлем здесь совсем не к месту — это итальянский барбют, он относится к XV веку. На самом деле, такие шлемы были характерны еще для Древнего Рима, но в XV веке их «реинкарнировали» итальянские мастера, и стали делать уже из стали, а не из бронзы.
— Традиционный женский наряд Средневековья был таким: рубашка шенс, на которую надевалось одно или два платья (в зависимости от повода, статуса дамы, времени года), называвшиеся «блио», а сверху — плащ. Здесь же одежда героини похоже на блио только широкими рукавами — в ту эпоху еще не существовало подобного кроя, посадки по фигуре, рукавов с фонариками, подобного выреза горловины. Блио было очень примитивной одеждой, которая шилась из квадратов и прямоугольников. И уж, конечно, блио не могло быть белым и с подобным декором.
Существенный момент: дама изображена с распущенными волосами, а в Средневековье девушка с непокрытой головой, и тем более простоволосая — это либо святая, либо распутница.
Сверху на доспехи надета военная котта — по легенде, впервые она появилась во время крестовых походов на восток, во время которых воинам приходилось переносить жару, и они стали накидывать на кольчугу длинные окрашенные полотна ткани.
А вот шлем здесь совсем не к месту — это итальянский барбют, он относится к XV веку. На самом деле, такие шлемы были характерны еще для Древнего Рима, но в XV веке их «реинкарнировали» итальянские мастера, и стали делать уже из стали, а не из бронзы.
— Традиционный женский наряд Средневековья был таким: рубашка шенс, на которую надевалось одно или два платья (в зависимости от повода, статуса дамы, времени года), называвшиеся «блио», а сверху — плащ. Здесь же одежда героини похоже на блио только широкими рукавами — в ту эпоху еще не существовало подобного кроя, посадки по фигуре, рукавов с фонариками, подобного выреза горловины. Блио было очень примитивной одеждой, которая шилась из квадратов и прямоугольников. И уж, конечно, блио не могло быть белым и с подобным декором.
Существенный момент: дама изображена с распущенными волосами, а в Средневековье девушка с непокрытой головой, и тем более простоволосая — это либо святая, либо распутница.
Эдмунд Блэр Лейтон «Побежденный»
Сюжет этой картины прост и понятен — потерпевший неудачу в бою молодой рыцарь уезжает с поля сражения на рыцарском турнире. Позади остается его победитель и ликующая толпа — но главный герой четко отделен тенью от их освещенного солнцем мира, он разбит и отрешен от всего происходящего.Эдмунд Блэр Лейтон «Побежденный»
- Тут что ни возьми по рыцарскому облачению — все прекрасно и радует глаз. Максимилиановские развитые турнирные доспехи (названные в честь императора Максимилиана I) 30−35 годов XVI века, очень дорогие, их стоимость могла была сопоставима со стоимостью нескольких деревень. Такие же латы изображены на картине Милле «Жанна Д’Арк в молитве». Скорее всего рисовали с экспонатов музейных или частных коллекций, так как детализация очень качественная.
Паж одет соответствующе эпохе и совсем не бедно. Единственное, что смущает — он держит меч, за который он почему-то взялся голой рукой. Этот клинок — эспада ропера, и он, скорее, предназначен для пешего боя, чем для конного. При том копье у рыцаря есть: его несет слуга позади. Тогда зачем здесь меч?
На заднем фоне видим трибуну: все достоверно, кроме размера шатров. Слишком велики.
Паж одет соответствующе эпохе и совсем не бедно. Единственное, что смущает — он держит меч, за который он почему-то взялся голой рукой. Этот клинок — эспада ропера, и он, скорее, предназначен для пешего боя, чем для конного. При том копье у рыцаря есть: его несет слуга позади. Тогда зачем здесь меч?
На заднем фоне видим трибуну: все достоверно, кроме размера шатров. Слишком велики.
Эдмунд Блэр Лейтон «Новобрачные или призыв к оружию»
В этой работе Лейтон изобразил юношу и девушку, покидающих церковь после собственной свадьбы. Чуть выше них мы можем увидеть родителей молодой пары, с ужасом взирающих на то, как рыцарь в полном вооружении сообщает жениху новобрачной о надвигающейся войне и его необходимости вступить в бой. Это произведение стало первой из серии больших картин, демонстрирующих разные аспекты жизни рыцарей и их дам сердца (еще одной из них была знаменитая «Акколада»), но наиболее интересным фактом является то, что художник коллекционировал доспехи и вооружение и изобразил на этих картинах предметы из собственного собрания.= Прекрасная работа! Очень хорошая прорисовка костюмов (примерно 30-е года XVI века) аксессуаров, головных уборов и соответствующих доспехов по англо-немецкой моде (также XVI века, скорее всего, Нидерланды). Все замечательно, кроме платья невесты — оно выполнено в итальянском стиле XV века, и могло существовать разве что на сто лет раньше. К тому же ее наряд белого цвета, а ведь в то время белой была только самая дешевая неокрашенная ткань, из которой шили белье. Замуж же выходили в самом красивом цветном платье, а мода на белое появилась после свадьбы английской королевы Виктории в 1840 году. Кроме того, невеста изображена с распущенными волосами, что было недопустимым, и с сумочкой XIX века на поясе.
Джон Эверетт Милле «Жанна Д'Арк в молитве»
На портрете Милле Жанна Д’Арк стоит на коленях, но держит меч в обеих руках — художник запечатлел тот момент, когда орлеанская дева слышит голоса святых, воодушевляющих ее и призывающих сражаться против англичан.
Жанна д'Арк в молитве
1865, 82×62 см
- Доспехи здесь отлично прорисованы, кроме того, Жанна изображена в платье, что соответствует традициям Средневековья. Но орлеанская дева жила во Франции в начале XV века, а доспехи на ней — немецкие, причем такие, которые были распространены лет на 150 позже показанных событий.
Джон Эверетт Милле «Мариана»
Мариана — героиня пьесы Шекспира «Мера за меру», которая плыла на корабле к своему будущему мужу Анджело, но в пути попала в кораблекрушения, лишилась приданного, и была отвергнута женихом. Из-за этого девушке пришлось вести одинокую жизнь, проводя дни в тоске о своем возлюбленном. В итоге они все-таки сыграли свадьбу, но до этого Мариана немало времени провела одна — и об этом периоде ее жизни написал поэму Теннисон, строчками из которой Милле сопроводил свою картину. Его Мариана — женщина, страдающая от оставленности миром, силы непреодолимых обстоятельств и собственного нерастраченного сексуального желания.
Мариана
1851, 59.7×49.5 см
- Пуфик с красной обивкой, с которого только что встала Мариана, не соответствует остальной обстановке — он взят из XIX века.
Окна со стеклами стали распространяться с конца XIV века. До этого вместо стекол была ткань, бычий мутный пузырь или ткань. На окнах мы видим витражи , один из них — с рыцарским гербом и девизом. На самом деле девизами украшали камины, мебель, а подобных изображений на окнах на средневековых миниатюрах не встречается.
— На самой Мариане — классическое платье котарди, которые носилив XIV—XV в Европе.
Окна со стеклами стали распространяться с конца XIV века. До этого вместо стекол была ткань, бычий мутный пузырь или ткань. На окнах мы видим витражи , один из них — с рыцарским гербом и девизом. На самом деле девизами украшали камины, мебель, а подобных изображений на окнах на средневековых миниатюрах не встречается.
— На самой Мариане — классическое платье котарди, которые носили
«Милле, как и его друзья-прерафаэлиты, выбирал литературные сюжеты, чтобы говорить о современности. Эти трое изрядно встряхнули викторианское общество, затянутое, как в жесткий корсет, в свод правил и приличий. В буквальном смысле, кстати, корсеты тоже начали трещать по швам: на картинах прерафаэлитов женщины появляются вовсе без этой детали гардероба и с распущенными волосами — дресс-код, допустимый только в супружеской спальне, но уж точно не в залах Королевской академии…» — из описание картины в Артхиве.
Джон Эверетт Милле «Выкуп»
На картине «Выкуп» мы видим взволнованного отца, отдающего драгоценности неким мужчинам в обмен на своих дочерей. Мы не знаем деталей происходящего, однако на основании сюжета гобелена, висящего позади героев, высказываются предположения, что отец не уследил за своими детьми, и они стали жертвой похищения.
Выкуп
1862, 129×114 см
- Мужские костюмы здесь соответствуют моде XVI и XVII веков. Слева юноша в полосатом костюме наряжен по общеевропейской моде середины XVI столетия (дублет, короткие шоссы и чулки), у мужчины в доспехах головной убор характерен для Англии 40-х годов 16 века, а вот герой картины в светлом костюме справа одет по моде 20-х годов XVII века (колет, бриджи, чулки). Наряды девочек — это, скорее, некий придуманный сборный образ костюмов XV—XVI веков, ведь тогда еще не существовало отдельной отличающейся одежды для детей — в первую очередь, таких коротких платьев. Детская одежда как таковая появилась только в XIX веке.
- Доспехи характерны для XVI века, вероятно, это немецкая мода. Обычно в таком облачении художники запечатлевали богатых людей — лордов и королей.
Джон Эверетт Милле «Изабелла и Лоренцо»
Картина вдохновлена романтической поэмой Джона Китса «Изабелла, или горшок с базиликом», написанной по новелле из «Декамерона» Джованни Боккаччо. В ее основу легла история о девушке по имени Изабелла, чьи злые братья убили ее возлюбленного Лоренцо, но она нашла его тело и спрятала голову в горшке с базиликом.На полотне мы можем увидеть момент, описывающий влюбленных в поэме Китса:
«Возможно ль, чтоб за трапезой дневной
Их взгляды не встречались то и дело»
В работе отражен и дурной нрав братьев главной героини: один из них со злобой пинает охотничью собаку.
Для «Изабеллы», как и для многих других картин, художнику позировали его родные и друзья, но в этом плане она наиболее интересна она тем, что здесь изображены трое участников Братства прерафаэлитов: Уильям Майкл Россетти в роли Лоренцо, Фредерик Джордж Стивенс в качестве одного из двух братьев Изабеллы (с бокалом в руке), а на заднем плане справа мы можем увидеть Данте Габриэля Россетти.
Лоренцо и Изабелла
1849, 103×142.8 см
- На этом полотне, как и на другой картине Милле «Мариана», затесалась мебель 19 века. Здесь это стул в зеленом чехле, на котором сидит старший брат Изабеллы.
С другой стороны, здесь все хорошо с костюмами, как с мужскими, так и с женскими — они целостные и соответствуют одному периоду и региону — это Италия XV века. У девушки на переднем плане (Изабеллы) мы можем увидеть очень характерные платье и прическу под названием «итальянская коса». На мужчине слева (старший брат Изабеллы, пинающий собаку) — дублет итальянского кроя «фарсетто» и облегающие штаны «шоссы», которые как раз в эпоху Возрождения были популярны по всей Европе. На молодом человеке, который сидит за ним — накидка «джорно», которую носили только в Италии, и шапка по итальянской моде.
Можно обратить внимание на то, что герои картины не пользуются столовыми приборами, хотя тогда в ходу уже были ложки и однозубые вилки. Возможно, были поданы лишь легкие закуски, чтобы люди подкрепились после охоты — на картине мы видим двух охотничьих собак и сокола.
С другой стороны, здесь все хорошо с костюмами, как с мужскими, так и с женскими — они целостные и соответствуют одному периоду и региону — это Италия XV века. У девушки на переднем плане (Изабеллы) мы можем увидеть очень характерные платье и прическу под названием «итальянская коса». На мужчине слева (старший брат Изабеллы, пинающий собаку) — дублет итальянского кроя «фарсетто» и облегающие штаны «шоссы», которые как раз в эпоху Возрождения были популярны по всей Европе. На молодом человеке, который сидит за ним — накидка «джорно», которую носили только в Италии, и шапка по итальянской моде.
Можно обратить внимание на то, что герои картины не пользуются столовыми приборами, хотя тогда в ходу уже были ложки и однозубые вилки. Возможно, были поданы лишь легкие закуски, чтобы люди подкрепились после охоты — на картине мы видим двух охотничьих собак и сокола.
Женская мода Возрождения на фрагменте фрески Доменико Гирландайо из цикла «Святой Франциск»
Как это было в Средние века
Итак, на картинах прерафаэлитов бытовой «правды нет», и киношникам не стоит брать их на вооружение, снимая исторические картины. Подробности о быте и нравах далеких времен можно было узнать, например, в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко во время специальной тематической недели. Программа «Средневековье. Living history» была разработана командой культурной институции совместно с историческими реконструкторами Сергеем Гуньковым и Екатериной Ляшенко и была приурочена к Международному дню музеев.Посетители могли изучить реконструированный Екатериной и Сергеем рыцарский шатер XIV века, оружие и доспехи, наряд рыцаря и дамы XIV—XVI веков, их кровать и другую мебель, а самые увлеченные посетители прошли созданный в рамках программы квест «Искатели. Средневековье».
В рамках мероприятий этой недели гости музея узнали о реалиях жизни рыцарей и дам и об инсайтах и трудностях исторического восстановления. Каково это — заниматься реконструкцией давно ушедшей эпохи и по крупицам собирать знания о том, какой она была на самом деле?