Доменикос Теотокопулос, талантливый художник с Крита, который прославился в Испании и вошёл в историю искусства под именем Эль Греко, прожил 72 года, но его биография плохо задокументирована. Кинематографистам это на руку: они отпустили на волю воображение и добавили ярких красок и драматических поворотов в жизнеописание самого художника, а также придумали нескучные жизни персонажам его картин.
Фильм "Эль Греко" (El Greco, 2007)
Производство Греции, Испании и Венгрии. Режиссёр — Яннис Смарагдис.Вдохновителем этого фильма стал греческий композитор Вангелис: он написал саундтрек, но впервые музыку, посвящённую самому знаменитому греческому художнику, сочинил ещё в 1995 году — деньги от продажи альбома пошли на покупку картины Эль Греко «Святой Пётр» для Национальной галереи в Афинах. В основе сценария — полный вымысла роман «Эль Греко — художник Бога» Димитриса Сиатопулоса.
Авторы фильма игнорируют факты, когда они нелестны для их героя: так, ничего не сообщается о том, что Эль Греко хотел стать придворным художником испанского короля Филиппа II, но был отвергнут. Зато разворачивают целые сюжетные линии там, где искусствоведы лишь осторожно делают допущения. Портрет
«Дама в меховой накидке», который на момент созидания фильма ещё приписывался Эль Греко, но сейчас его автор установлен — это Алонсо Санчес Коэльо. Но в фильме возлюбленная художника и носит эту накидку, и позирует в ней.
Прежде чем поселиться в испанском Толедо, Эль Греко пожил в Венеции — и там познакомился с творчеством Тициана, которое на него повлияло. Об этом известно из письма художника. Точных сведений о том, что живописец с Крита работал в мастерской Тициана, нет. Но в фильме, конечно, они трудятся бок о бок, старый Тициан талантливого грека «заметил и, в гроб сходя, благословил».
Над Тицианом авторы фильма посмеиваются: картины за него пишут ученики, а он только свою подпись ставит. А о том, что и у Эль Греко в годы его испанской славы было такое же конвейерное производство шедевров и куча подмастерьев, конечно же, умалчивают: всё сам, всё сам.
Над Тицианом авторы фильма посмеиваются: картины за него пишут ученики, а он только свою подпись ставит. А о том, что и у Эль Греко в годы его испанской славы было такое же конвейерное производство шедевров и куча подмастерьев, конечно же, умалчивают: всё сам, всё сам.
Сцена в мастерской Тициана. Здесь о фактах вообще не заботились: автопортрет 1562 года уже готов, но «Венера Урбинская» только пишется (хотя она была закончена ещё в 1538 году, когда Эль Греко никак не мог находиться в мастерской Тициана — он родится только в 1541-м).
Одна из знаменитых картин Эль Греко — портрет
кардинала. На сайте Метрополитен-музея, где картина хранится, сказано, что это — скорее всего — портрет
Великого инквизитора Фернандо Ниньо де Гевары и что, вероятно, он позировал художнику во время одно из своих визитов в Толедо. В фильме же у Гевары и Эль Греко сложные отношения — от дружбы до ненависти, а знакомятся они ещё в мастерской Тициана: там Гевара западает не только на рисунок молодого грека, но, кажется, и на него самого.
Эль Греко был востребован и популярен при жизни, но при этом многим современникам его новаторское искусство казалось непонятным. И всё же не настолько непонятным, чтобы художнику реально угрожала смерть на костре инквизиции, а именно эта угроза — сюжетный стержень фильма. Да, судом инквизиции его пугали, когда просили внести правки в сверх меры оригинальные картины, но до ареста дело едва ли доходило.
Вместе с тем, в этом кино и множество достоверных моментов. Например, шумные вечеринки с танцами на столе — вполне в характере Эль Греко. И мальчик с картины «Погребение графа Оргаса» — да, сын художника. А на матери мальчика Эль Греко действительно так и не женился.
И, конечно, картины, которые появляются в кадре, не выдуманы:
Вместе с тем, в этом кино и множество достоверных моментов. Например, шумные вечеринки с танцами на столе — вполне в характере Эль Греко. И мальчик с картины «Погребение графа Оргаса» — да, сын художника. А на матери мальчика Эль Греко действительно так и не женился.
И, конечно, картины, которые появляются в кадре, не выдуманы:
Фильм "Эль Греко" (El Greco, 1966)
Производство Италия, Испания, Франция. Режиссёр — Лучано Сальче.А вот здесь довольно много внимания уделено попытке художника попасть на службу к испанскому королю. И даже картины, с помощью которых Эль Греко надеялся пройти собеседование, названы правильно: «Поклонение имени Иисуса» и «Мученичество святого Маврикия».
Кадр из фильма «Эль Греко» (1966). В роли художника — Мел Феррер.
Если главная интонация фильма 2007 года — патриотический пафос, то эта лента полна юмора и остроумия. Допущения и фантазии неизбежны и тут, но они не вызывают раздражения, поскольку весь фильм сделан с большим вниманием к живописи художника: картины здесь не просто иллюстрируют происходящее, но задают стиль всему фильму (ниже — несколько работ Эль Греко, на которых сосредоточено внимание в этой ленте).
А вот портрет
возлюбленной художника выдуман и написан специально для фильма, что, увы, заметно по его невысокому качеству.
К этому фильму тоже приложил руку знаменитый композитор — Эннио Морриконе. Впрочем, здесь хорошо звучит всё, в том числе пространные рассуждения главного героя о том, что такое правда в религиозном искусстве, уж не говоря про его милые перепалки с возлюбленной. Словом, если у вас есть время всего на один фильм об Эль Греко — выбирайте этот.
Киномонтаж в стиле Эль Греко
С конца 19-го века художника Эль Греко то и дело кто-нибудь объявляет своим праотцом — импрессионисты, экспрессионисты, кубисты; ему подражали художники в диапазоне от Эдуара Мане до Джексона Поллока. Режиссёр Сергей Эйзенштейн пошёл ещё дальше — в книге «Вертикальный монтаж» он называет Эль Греко праотцом киномонтажа.Эйзенштейн приводит в пример картину «Вид Толедо», где «точка зрения художника бешеным скачем носится взад и вперед, снося на один холст детали города, взятые не только с разных точек зрения, но с разных улиц, переулков, площадей».
На картине изображена карта города, а на ней — текстовое пояснение, что и зачем художник переставил местами. «Вот это-то обстоятельство и заставляет меня вписать Эль Греко в число предков… киномонтажа, — говорит Эйзенштейн. — Если в этом случае он своеобразный предтеча… кинохроники и перемонтаж его скорее информационный, то в другом виде города Толедо, в знаменитой „Буре над Толедо“, он делает не менее радикальный монтажный переворот реального пейзажа, но здесь уже под знаком эмоционального урагана, чем так примечательна эта картина».
На картине изображена карта города, а на ней — текстовое пояснение, что и зачем художник переставил местами. «Вот это-то обстоятельство и заставляет меня вписать Эль Греко в число предков… киномонтажа, — говорит Эйзенштейн. — Если в этом случае он своеобразный предтеча… кинохроники и перемонтаж его скорее информационный, то в другом виде города Толедо, в знаменитой „Буре над Толедо“, он делает не менее радикальный монтажный переворот реального пейзажа, но здесь уже под знаком эмоционального урагана, чем так примечательна эта картина».