войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Детское искусствоведение: дети о работах Сезанна, Врубеля, Рембрандта и Ван Гога

Продолжаем обзор рубрики Артхива «Детское искусствоведение»: что дети думают о картинах? Почему грустит девочка, чему учит Пьеро, что скрывает темнота на картине Рембрандта и почему подсолнухи у Ван Гога — больше, чем цветы… Удивительно тонкие и оригинальные наблюдения юных философов об искусстве — в нашей новой подборке.
Детское искусствоведение: дети о работах Сезанна, Врубеля, Рембрандта и Ван Гога
Напоминаем, что в рамках проекта «Искусство детям» на главной странице «Артхива» мы печатаем небольшие заметки о том, что думает один ребенок об одной картине. Потом собираем несколько комментариев, и представляем их в виде публикации.

Откуда грусть в глазах?

Даша, 8 лет, рассказывает о своей любимой картине. Это «Девочка на фоне персидского ковра» Михаила Врубеля.
— Сейчас мне больше всего нравится разглядывать картину с нарядной девочкой на фоне ковра. Мне кажется, что эта девочка на меня немного похожа.
Но больше всего я люблю в картине даже не это. Когда я на не смотрю, то постоянно думаю о своей бабу

Но больше всего я люблю в картине даже не это. Когда я на не смотрю, то постоянно думаю о своей бабушке. У нее дома есть и ковер, и так много бусиков и колечек. У нас такого нет. Мама ковры не любит и бусы не носит. А мне так нравится всё такое! И вот у бабушки я тоже могу так нарядно одеться и много-много бус на себя повесить. И так сидеть, и думать, что я вот и есть та девочка, которую нарисовал художник. Меня в картине только одно немного пугает. У девочки такие грустные глаза. Я просила маму, и она мне показывала другие картины этого художника. Так я обратила внимание, что он всех так рисовал. У каждого есть вот это в глазах…
— А что именно? Ты можешь найти слово?
— Одним словом не могу. В общем, они так смотрят, будто скоро должны умереть и уже знают об этом. Поэтому, когда я смотрю на нарядную девочку, то хочу думать, что она просто грустит, что у нее скоро бусы заберут.

Подсолнухи и возраст

Алена, 13 лет. Посещает изостудию и рассуждает о картине Ван Гога «Подсолнухи (на бирюзовом фоне — первая версия 1888 года)"
— Подсолнухи — это вообще мои любимые цветы. Мы — люди — тоже подсолнухи. Живем под солнцем, а иначе умрем. И Ван Гог мне нравится прежде всего потому, что его подсолнухи, они, как люди. На этой картине, мне кажется, он нарисовал три подсолнуха, как три возраста человека. Вот этот, без лепестков — это старость. Второй подсолнух — это молодость. И третий, самый верхний — это детство.
— Очень интересный взгляд, — похвалила я. — Но как ты можешь объяснить то, что в старом, по твоей версии, подсолнухе, еще не видны семечки? Да, он без желтых обрамляющих лепестков, но сердцевина даже моложе, чем в том цветке, который ты определила молодым. Смотри, с семян еще не опали цветки.
— Ой, правда. Может, художник хотел сказать, что некоторые даже в старости остаются детьми? Или просто не хотят стареть?
— «Старятся раньше, чем успевают начать взрослеть»? Это строчка из песни…
— Да! Какая интересная строчка. Может, тогда это картина не о трех возрастах, а о трех разных судьбах?
— Ну, судьба у них теперь у всех одна — их срезали и поставили в вазу.
— Все равно разная, — не согласилась Алена. — Того, у кого уже видны созревшие семечки, могут потом съесть.

Непонятная темнота

Полина, 10 лет, рассматривает репродукцию картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта:
— Ну тут все понятно. Если на героев падает свет, то они и есть главные. А кто они?
Рассказываю Полине коротко притчу о блудном сыне.
— Ага, все понятно. Но на самом деле мне интересней, что там в темноте происходит. Я посмотрела и испугалась сразу. Мне показалось, что вот здесь (показывает в верхний правый угол) собралась большая стая летучих мышей. Они сидят там друг на друге и их очень много. И страшно, что они могут сейчас полететь. Потом я смотрела и смотрела туда — и теперь мне кажется, что это просто какое-то растение. Виноград, наверное. Или дым? Страшно от того, что невозможно рассмотреть и точно понять.

О преодолении страха

Миша, 9 лет, рассматривает репродукцию картины Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин».
— Очень меня удивляет эта картина, — сообщил Миша. — Из сказки про Буратино я помню, что Пьеро такой несчастный, робкий, и Арлекин над ним даже издевался. А тут наоборот. Пьеро толкает Арлекина, а тому это совсем не нравится. А у Пьеро еще выражение лица такое: «Иди давай». И кажется, что Арлекин, хоть и упирается, но вот-вот поедет вниз.
— Кстати, в образе Арлекина художник написал своего сына, а в образе Пьеро — его друга.
— Но вот так по лицам и не скажешь, что это друзья.
— А как ты думаешь, какой именно момент запечатлен на картине?
— Пьеро выталкивает Арлекина на сцену? А Арлекину не очень хочется туда идти?
— Да. Очень похоже на то.
— Может, тогда они и правда друзья. Просто Пьеро тогда, получается, помогает Арлекину преодолеть страх и сделать то, что он должен сделать. Я однажды в бассейне боялся спрыгнуть в воду, а Денис меня толкнул. После этого я перестал бояться. Ой, тогда это совсем интересная картина получается, — Миша рассмеялся. — Пьеро учит Арлекина не бояться!
Рекомендуемые художники
Встречайте на главной странице Артхива новые публикации рубрики. Высказывания детей о картинах известных художников собираем под хештегом #детское_искусствоведение.
Картины детям показывали Елена Сироид, Анна Сидельникова.