Помещать картину под стекло или нет? Что будет более уместно — скромное обрамление из пластика или дорогой деревянный багет
? И что насчет креплений, если работа занимает полстены? Говорим о нюансах оформления работ, выполненных в разных техниках.
Существуют общие подходы к оформлению любых работ, независимо от того, в какой технике они выполнены и какой имеют размер.
Эстетический подход: гармония
Плохо подобранная рама приводит к тому, что взгляд зрителя отвлекается от произведения искусства, он не может сосредоточиться на изображении — это портит впечатление. Максимально выигрышная рама должна усиливать общее впечатление от работы.Для работ, выполненных маслом, советуют отказаться от цветовых решений рамы, имеющей с картиной одинаковый главный тон.
Фрагмент выставки «Секретный сад Клода Моне» в Художественной галерее Ванкувера. Фото: vanartgallery.bc.ca
Для акварели — наоборот: паспарту в единой гамме с рисунком может подчеркнуть цветовую насыщенность произведения, а рамка может быть очень скромной.
Важно, чтобы багет
был стилистически выдержан по отношению к работе, которую он обрамляет. Например, если работа выполнена в этно-стиле — логично, чтобы и рама содержала подобные элементы оформления.
Постер в золоченой раме будет смотреться неуместно — если только это не задумка дизайнера. Для плакатов и постеров, как правило, используют оформление под стекло и тонкие металлические рамки либо лаконичный деревянный багет .
Не стоит оформлять живопись маслом в тонкую раму из металла или пластика — произведение утратит часть своего обаяния.
Постер в золоченой раме будет смотреться неуместно — если только это не задумка дизайнера. Для плакатов и постеров, как правило, используют оформление под стекло и тонкие металлические рамки либо лаконичный деревянный багет .
Не стоит оформлять живопись маслом в тонкую раму из металла или пластика — произведение утратит часть своего обаяния.
Работа Станислава Выспянньского на выставке в Кракове
Существует масса способов подчеркнуть оригинальность оформляемой работы — далеко не все они ограничиваются лишь грамотным подбором багетного профиля и цвета, фактуры паспарту. В багетной мастерской вам могут предложить более «сложносочиненные» варианты — например, составную раму из двух-трех профилей, или же роспись паспарту профессиональным художником в стиле произведения.
Работа в музее Стокгольма
При подборе рамы — особенно, если вы коллекционируете современное искусство — рекомендуем переспросить художника, предполагает ли данная работа оформление в раму. Ведь рама
картине нужна не всегда — к примеру, при галерейном способе натяжки холста красочное покрытие уходит за поверхность произведения и охватывает боковые стороны подрамника, являясь своеобразным обрамлением работы. Однако выбор всегда остается за владельцем картины.
Картина Ивана Марчука на выставке в Одессе
Дизайнерский подход плюс функциональность
Зачастую все зависит от дизайнерского решения помещения, для которого предназначены конкретные произведения. При заказе рам стоит принимать в расчет интерьер и систему развески произведений.Картины, оформленные с паспарту, не рекомендуют размещать рядом с работами без таковых — это портит общий вид экспозиции.
Не стоит завешивать картинами или фотографиями все стены — достаточно выбрать одну, максимум две большие плоскости в помещении, которые будут украшены произведениями искусства.
Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в картинной галерее в Брюсселе
1650, 123×163 см
Сохранность работы
Рисунки углем, мелом или пастелью имеют свои нюансы при оформлении для экспонирования, и справиться с этой задачей может только опытный мастер. Эти материалы имеют тенденцию осыпаться при прикосновении к основе рисунка, следовательно, рама должна, с одной стороны, избавить нас от опасности смазать изображение, а с другой — осыпающиеся материалы не должны портить внешний вид экспоната.Поэтому рисунки углем и пастелью оформляют под стекло с обрамлением в паспарту, которое закрепляется на некотором расстоянии от основы произведения.
Работа (рисунки) Бидструпа в музее: разумеется, под стеклом!
Современные живописные работы маслом традиционно покрывают слоем защитного лака, который защищает красочный слой, поэтому стекло, как правило, не используют.
Исключения составляют старинные коллекционные картины, которые оформляют в так называемом музейном качестве, и для которых используют специальное стекло без бликов.
Исключения составляют старинные коллекционные картины, которые оформляют в так называемом музейном качестве, и для которых используют специальное стекло без бликов.
Картина Рослина (нижняя) в музее Стокгольма
Живописные работы, выполненные на бумаге — будь то акварель, гуашь
или масло — принято обрамлять с использованием стекла. Оно защитит не только краски, но и хрупкую бумажную основу, которая имеет тенденцию к пожелтению и деформации. Для оформления работ, предназначенных к экспозиции в детских учреждениях, в целях безопасности используют тонкое оргстекло.
Работы Хильмы аф Клинт в музее Стокгольма
Для объемных, выпуклых работ мастер может предложить двойное и даже тройное паспарту, а также особый вид багета, который позволит поднять стекло над картиной. Так на рельефы не будет попадать пыль и работа хорошо сохранится.
Это далеко не все моменты, на которые надо обратить внимание при подборе рамы, поэтому мы решили задать вопросы специалисту мастерской «Багетика», дизайнеру-консультанту Ольге Пантелеевой.
— На что обратить внимание при оформлении тяжелой картины — например, выполненной на доске?
— Требуется учесть материал и толщину/ глубину багета. Работу на доске лучше оформлять в дерево или в широкий пластик, багет должен быть прочным. Доска используется чаще всего при написании икон, для их обрамления делают киот — своеобразный шкафчик, с задней стенкой и стеклом. Для его изготовления обычно используется багет типа «коробочка" — он глубокий и закрывает всю толщину объекта оформления.
— Как правильно выбрать оформление для постера?
— Постеры часто используют вообще без оформления. Если изображение напечатано на холсте, сделав галерейную натяжку, его вполне можно повесить и без рамы. Но если есть такая потребность, отталкиваться нужно от стилистики постера и от интерьера, в котором планируется его разместить. Я склоняюсь к вариантам сдержанного современного оформления, помпезные рамы выглядят неуместно на печатных изображениях.
— Требуется учесть материал и толщину/ глубину багета. Работу на доске лучше оформлять в дерево или в широкий пластик, багет должен быть прочным. Доска используется чаще всего при написании икон, для их обрамления делают киот — своеобразный шкафчик, с задней стенкой и стеклом. Для его изготовления обычно используется багет типа «коробочка" — он глубокий и закрывает всю толщину объекта оформления.
— Как правильно выбрать оформление для постера?
— Постеры часто используют вообще без оформления. Если изображение напечатано на холсте, сделав галерейную натяжку, его вполне можно повесить и без рамы. Но если есть такая потребность, отталкиваться нужно от стилистики постера и от интерьера, в котором планируется его разместить. Я склоняюсь к вариантам сдержанного современного оформления, помпезные рамы выглядят неуместно на печатных изображениях.
Принт Гигера на выставке в Киеве
— Как оформить вышивку? Нужно ли стекло и какое?
— Вышивку обязательно нужно помещать под стекло. Ткань легче всего собирает пыль и грязь, быстро выгорает на солнце и может быть повреждена насекомыми, а стекло от всего этого защищает. Также важно аккуратно и хорошо натянуть работу, выравнивая возможные перекосы, учитывая плотность ткани и объемные детали. Часто приносят вышивки с декоративными элементами или с крупными узлами с обратной стороны — в таких случаях важно не зажимать вышивку, а отделить стекло от работы, не придавливая объемные детали.
Выбор стекла зависит от ценности работы и от личного отношения хозяина к ней. Стекло бывает художественное, безбликовое, музейное и различные виды укрепленного стекла (закаленное, триплекс). Иногда используют оргстекло — это пластик, он используется для облегчения конструкции. Простые вышивки чаще всего оформляют под художественное стекло, но если это вышивка шелком начала XVII века — её просто необходимо оформить под стекло музейного качества. Все зависит от стоящей задачи и личного отношения владельца к своему предмету оформления.
— Вышивку обязательно нужно помещать под стекло. Ткань легче всего собирает пыль и грязь, быстро выгорает на солнце и может быть повреждена насекомыми, а стекло от всего этого защищает. Также важно аккуратно и хорошо натянуть работу, выравнивая возможные перекосы, учитывая плотность ткани и объемные детали. Часто приносят вышивки с декоративными элементами или с крупными узлами с обратной стороны — в таких случаях важно не зажимать вышивку, а отделить стекло от работы, не придавливая объемные детали.
Выбор стекла зависит от ценности работы и от личного отношения хозяина к ней. Стекло бывает художественное, безбликовое, музейное и различные виды укрепленного стекла (закаленное, триплекс). Иногда используют оргстекло — это пластик, он используется для облегчения конструкции. Простые вышивки чаще всего оформляют под художественное стекло, но если это вышивка шелком начала XVII века — её просто необходимо оформить под стекло музейного качества. Все зависит от стоящей задачи и личного отношения владельца к своему предмету оформления.
— Как правильно оформить в раму рельефную работу — например, выполненную мастихином?
— Мастихином чаще всего работают с масляными и акриловыми красками, их не принято помещать под стекло, поэтому сложности в оформлении не возникает. Нужен лишь подходящий багет .
— Мастихином чаще всего работают с масляными и акриловыми красками, их не принято помещать под стекло, поэтому сложности в оформлении не возникает. Нужен лишь подходящий багет .
Работа Xenia Hausner в венской Альбертине
— Обязательно ли застеклять картину, написанную маслом?
— Картины маслом не остекляют. Это делается только в случае ветхости или очень высокой ценности работы, для защиты изображения.
— Картины маслом не остекляют. Это делается только в случае ветхости или очень высокой ценности работы, для защиты изображения.
Работы на Салоне рисунка в Париже
— Как правильно подобрать цвет паспарту для рисунка? Какими бывают паспарту (двойное, тройное) и в каких случаях применяются?
— Должно быть основное поле паспарту, самое широкое, его цвет обычно нейтрален и немного темнее основного тона рисунка. К нему можно добавить достаточно много «пауз» — это акцентные слои картона других цветов. Они должны подчеркнуть определенные оттенки или детали в работе. Обычно паспарту двойное или тройное, но для изделий декоративных может быть сколько угодно слоев. Главное, чтобы это было уместно и держалось в единой композиции: «больше» — не значит «лучше».
— Должно быть основное поле паспарту, самое широкое, его цвет обычно нейтрален и немного темнее основного тона рисунка. К нему можно добавить достаточно много «пауз» — это акцентные слои картона других цветов. Они должны подчеркнуть определенные оттенки или детали в работе. Обычно паспарту двойное или тройное, но для изделий декоративных может быть сколько угодно слоев. Главное, чтобы это было уместно и держалось в единой композиции: «больше» — не значит «лучше».
Хрупкие работы Станислава Выспяньского достали из запасников специально для выставки в Кракове: оформление призвано способствовать сохранности работ
— Что такое бескислотный картон и где его применяют?
— Бескислотное (музейное, консервационное) паспарту применяют в оформлении ценных работ. Бумажная основа картин и документов легко разрушается при контакте с кислотными материалами, поэтому так важно использовать высококачественный картон, бумагу и стекло. Бескислотное паспарту бывает из 100% хлопка или из химически отбеленной целлюлозы без лигнина. Именно лигнин со временем желтеет и разрушает бумагу, при повышенной влажности происходит рыжее окисление бумаги — так нзываемые «лисьи пятна». Используя бескислотный картон, этого можно если не избежать, то значительно удлинить век картины.
— На что обращать внимание при получении уже оформленной работы?
— Нужно обратить внимание на стыки углов, чтобы не было щелей. На внешний вид рамы, отсутствие вмятин, сколов. Также стоит посмотреть, чтобы под стекло не попала пыль или мелкий мусор. У паспарту не должно быть зарезов в углах, а стекло должно быть чистым.
— Бескислотное (музейное, консервационное) паспарту применяют в оформлении ценных работ. Бумажная основа картин и документов легко разрушается при контакте с кислотными материалами, поэтому так важно использовать высококачественный картон, бумагу и стекло. Бескислотное паспарту бывает из 100% хлопка или из химически отбеленной целлюлозы без лигнина. Именно лигнин со временем желтеет и разрушает бумагу, при повышенной влажности происходит рыжее окисление бумаги — так нзываемые «лисьи пятна». Используя бескислотный картон, этого можно если не избежать, то значительно удлинить век картины.
— На что обращать внимание при получении уже оформленной работы?
— Нужно обратить внимание на стыки углов, чтобы не было щелей. На внешний вид рамы, отсутствие вмятин, сколов. Также стоит посмотреть, чтобы под стекло не попала пыль или мелкий мусор. У паспарту не должно быть зарезов в углах, а стекло должно быть чистым.