Современные британские художники Гилберт Прош и Джордж Пассмор работают вместе с 1967 года. Известные своими перформансами в жанре живой скульптуры, сейчас арт-дуэт знаменит масштабными эпатажными фотоколлажами.
Гилберт Прош (справа на фото) родился в 1943 году в районе итальянских Доломитовых Альп, Джордж Пассмор (слева) — в 1942 в графстве Девоншир на юго-западе Англии. Они познакомились во время учебы в лондонском Центральном колледже искусства и дизайна им. Святого Мартина.
Гилберт и Джордж. Архивное фото by Julian Cottrell
C 1967 года Гилберт и Джордж живут и работают вместе. Сначала выступают в жанре живой скульптуры. «Мы хотели обратиться как можно к большему количеству зрителей, но у нас не было галереи», — вспоминают они. С британским юмором они поднимали серьезные темы: социальные и политические, и сами были субъектами и объектами своих работ. Они решили делать «искусство для всех»: отказавшись от холста и красок, Гилберт и Джордж, одетые в строгие костюмы — впоследствии их визитная карточка — покрыли себя золотой краской и танцевали под песню Фланагана и Аллена «Под арками». Так выглядел их первый принесший им известность перформанс «Underneath the Arches» («Под арками»).
Гилберт и Джордж. Перформанс «Под арками», 1970
Источник фото: www.artifex.ru
Источник фото: www.artifex.ru
В 1977 году Гилберт и Джордж отказались от идеи живых скульптур, но не перестали создавать произведения искусства, используя самих себя: отныне — собственные изображения.
В 1986 году художники были удостоены престижной Премии Тернера, в 2005-м представляли Великобританию на Венецианской биеннале. С 1970-х годов Гилберт и Джордж живут в Ист-Энде, в квартале Спиталфилдс, и не собираются менять его на более респектабельное место.
Джордж как-то сказал о своем мультикультурном районе: «В мире не происходит ничего такого, что не происходило бы в Ист-Энде». Вот уже много лет они завтракают в одном и том же местном ресторанчике.
В 1986 году художники были удостоены престижной Премии Тернера, в 2005-м представляли Великобританию на Венецианской биеннале. С 1970-х годов Гилберт и Джордж живут в Ист-Энде, в квартале Спиталфилдс, и не собираются менять его на более респектабельное место.
Джордж как-то сказал о своем мультикультурном районе: «В мире не происходит ничего такого, что не происходило бы в Ист-Энде». Вот уже много лет они завтракают в одном и том же местном ресторанчике.
Раннее утро. Художники отправляются на завтрак в Jeff’s Café около Брюн Стрит. Рядом сидят друзья авторов Джордж Кромптон и Тара МкКерр.
Courtesy: Gilbert & George и White Cube. Источник фото: www.brafa.art
Courtesy: Gilbert & George и White Cube. Источник фото: www.brafa.art
Гилберт и Джордж, 2017
Courtesy Gilbert & George. Источник фото: www.brafa.art
Courtesy Gilbert & George. Источник фото: www.brafa.art
Гилберт и Джордж возле ресторана, в котором они завтракают вот уже несколько десятков лет
Источник фото: www.independent.co.uk
Источник фото: www.independent.co.uk
Художники прославились масштабными фотоколлажами — красочными композициями, на которые наложена черная сетка
по типу старинных витражей. Художники создают актуальные, яркие и узнаваемые образы, среди которых нередко встречаются их собственные портреты. И хотя это искусство черпает вдохновение в повседневной жизни, работы воспринимаются скорее как метафизические, мистические, полемические, но всегда выдержанные в ироническом ключе и с четко сформулированной идеей.
Гилберт и Джордж. «Гандболл», 2008
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: whitecube.com
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: whitecube.com
Эта работа 2008 года из серии «Jack Freak Pictures» — одна из самых показательных для их творчества. Основной элемент здесь — британский флаг, узнаваемый во всем мире символ национальной гордости британцев и вообще всего британского. На его фоне — искаженные, как в калейдоскопе, изображения Гилберта и Джорджа — танцующих, открывающих изумленно рот, смотрящих, ждущих. Иногда части их тел и голов складываются в единую картину, иногда — дробятся на множество изображений. Они снова — объект и субъект, произведение искусства и художники, игроки и игра.
Художники создают актуальные, яркие и узнаваемые образы, среди которых нередко встречаются их собственные портреты.
«Гилберт и Джордж — это два человека, но один художник, — пишет британский автор Майл Брейсвелл в книге „What is Gilbert & George?“ — Их виденье — это искусство, воплощением которого они сами являются. То есть между Гилбертом и Джорджем и их искусством можно ставить знак равенства. Их творчество основано на чувствах, а не на интеллекте. Источником вдохновения для дуэта является современная жизнь. Во время прогулок возле их дома в лондонском Ист-Энде они наблюдают условия, в которых живут люди. Они рефлексируют на темы ускорения темпа жизни, религии, политики, бизнеса, человеческой глупости, отдыха, праздников, насилия, денег, истории, бедности, секса, работы, надежды, болезней, желания, красоты, любви, отчаяния, радикализма в мире виртуальной реальности. Они видят ежедневные рутинные заботы своих знакомых — как офисных клерков из среднего класса, так и опустившихся наркоманов. Гилберт и Джордж наблюдают за постоянно меняющейся реальностью так, как метеорологи наблюдают за погодой, — изучают ее».
Крупная выставка работ Гилберта и Джорджа в Стокгольмском Музее современного искусства (Moderna museet) работает до 12 мая 2019 г.
Источник иллюстрации: Moderna museet
Источник иллюстрации: Moderna museet
Гилберт и Джордж наблюдают за постоянно меняющейся реальностью так, как метеорологи наблюдают за погодой, — изучают ее.
Гилберт и Джордж с медалями Королевской академии художеств, 2017
Photo by Getty Images Tristan Fewings
Источник фото: www.brafa.art
Photo by Getty Images Tristan Fewings
Источник фото: www.brafa.art
Их метод — сочетание сурового реализма и романтики, балансирование на грани жесткого контроля и его потери. В самых повседневных вещах Гилберт и Джордж умеют найти то, что пробуждает эмоции, — именно поэтому их работы являются такими атмосферными и востребованными самыми престижными арт-институциями во всем мире.
Гилберт и Джордж. «Учитель прямо», 2011
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: independent.co.uk
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: independent.co.uk
Фотоколлаж из серии «London Pictures» 2011 года демонстрирует изменчивость и трагедию, страдания и надежду, абсурд и рутинную жестокость жизни. Коллаж
составлен художниками из более чем 4000 газетных заголовков, которые Гилберт и Джордж собирали в течение нескольких лет. Реализм
работы отсылает нас к повседневности персонажей Диккенса. Лица художников проступают на фоне надписей: похожие на духов, они следят и наблюдают за событиями, о которых кричат заголовки.
Гилберт и Джордж. SFG, 2013
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: www.brafa.art
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: www.brafa.art
Работа из серии «Scapegoating Picrures» 2013 года демонстрирует изменчивость, напряжение, ускоряющуюся и таинственную реальность нашего все более технологичного, мультирелигиозного и мультикультурного мира. Это мир, в котором паранойя, фундаментализм, надзор, религия, обвинение и жертвенность становятся оттенками на холсте города. Гилберт и Джордж снова, как духи, наблюдают за всем, дробясь на части — беспристрастные, похожие на гротескных скелетов. Это размышление художников на тему современного гуманизма в мире, где сосуществуют либерализм и фанатизм.
Доминантой коллажа является канистра с оксидом азота, или «веселящим газом», который используют, чтобы вызвать эйфорию и галлюцинации. Осколки таких канистр художники часто находили во время ранних прогулок по окрестностям своего района. Здесь бомба-канистра символизирует терроризм, войну и бездушный промышленный брутализм .
Доминантой коллажа является канистра с оксидом азота, или «веселящим газом», который используют, чтобы вызвать эйфорию и галлюцинации. Осколки таких канистр художники часто находили во время ранних прогулок по окрестностям своего района. Здесь бомба-канистра символизирует терроризм, войну и бездушный промышленный брутализм .
Гилберт и Джордж. «Безумная борода», 2016
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: www.brafa.art
Courtesy Gilbert & George, White Cube and Albert Baronian
Источник фото: www.brafa.art
Работа из серии «Beard Pictures» 2016 года — борода как атрибут модных молодых хипстеров и в то же время радикального ислама на фоне реалий современного мира: мультяшных сюрреалистических персонажей и колючей проволоки.
Гилберт и Джордж на BRAFA 2019
Источник изображения: www.brafa.art
Источник изображения: www.brafa.art
Что ж, броские и узнаваемые работы вкупе с имиджем и образами самих артистов — части одного целого. Но «работает на публику» не только это. Гилберт и Джордж — «самая культовая пара арт-мира, одетая в почти одинаковые, отлично отутюженные костюмы… Их бесстрашное и бьющее в цель искусство обладает силой, способной выбивать зрителя из колеи». Вот что считают самым важным в творчестве британцев организаторы их крупной ретроспективной выставки.