В магазине молодая женщина купила альбом для рисования с яркой глянцевой обложкой. Отдала покупку ребенку, сидящему в коляске. Малыш с радостью схватил альбом и стал елозить по нему пальчиком. Картинка не менялась! Удивленный ребенок повертел в руках альбом в поисках кнопок и протянул маме этот странный «девайс» со словами: «Мама! Как?!» «Нет-нет! Это не планшет, — заверила та малыша. — Мы дома будем карандашами рисовать». Какие еще «старинные забавы» актуальны для адептов смартфонов и планшетов? Рассмотрим игры, запечатленные художниками. Всех их (игры, а не живописцев) объединяют три характеристики: занимательность, простота в исполнении, древность.
Мыльные пузыри
1739, 60×73 см
Немного мыла в холодной воде
История мыльных пузырей насчитывает много веков. К сожалению, человечество точно не задокументировало первый запуск хрупкого разноцветного шарика. Зато, как подтверждают археологические раскопки, уже в древнеримской Помпее на стенах изображали людей, выдувающих через соломинки пузыри. «Пузыредувов» столетиями устраивала схема: «мыльный раствор — полая трубочка — аккуратное выдувание в нее воздуха — пузырь». Производство специальной жидкости для мыльных пузырей наладили лишь во второй половине ХІХ века в Лондоне. Сейчас многообразие как жидкостей, так и устройств для производства разноцветных шариков велико, но детей по-прежнему увлекает и старинный метод. Так что в любой момент можно воспроизвести сюжет одного из многочисленных полотен, запечатлевших эту забаву.Ни одна другая игра не удостаивалась такого количества изображений, как мыльные пузыри! Во-первых, это красиво. А во-вторых, мыльный пузырь стал символом множества понятий, в том числе и взаимоисключающих. В ХVII веке, появляясь на картинах европейских мастеров, он обозначал краткость жизни и внезапность смерти. В культуре хиппи этот радужный, парящий объект был символом мира и гармонии. Мыльные пузыри также ассоциировали с детством, радостью и счастьем.
Попытка понять, какой из символов лучше подходит мыльным пузырям, возможно, разбудит в вашем ребенке мыслителя. Или же физика, и поиск ответов на вопросы «А можно ли пузырь удержать в руках? а заморозить? почему по мере надувания мыльный пузырь меняет цвет?» подтолкнет будущего ученого к интересным открытиям, как это произошло, например, с Альбертом Эйнштейном. Или с Тимом Кехоэ. Он потратил десять лет своей жизни и $ 3 000 000, чтобы удивить мир мыльными шариками строго определенного цвета (они могут быть полностью фиолетовыми, синими, красными, желтыми, зелеными). Художественный подход! Изобретение стало популярным и затраты удалось отбить с лихвой.
Джон Эверетт Милле «Мир ребенка» («Мыльные пузыри»), 1886
А еще именно с мыльными пузырями связан один из первых споров на тему «Совместимы ли реклама и искусство». В 1886 году английский художник Джон Эверетт Милле закончил картину «Мир ребенка», на которой изобразил своего внука Джеймса, выдувающего мыльные пузыри. Картину купил владелец крупного журнала, а затем перекупил руководитель компании, выпускающей моющие средства. За картину выложили 2200 фунтов (примерно $ 265 000 по современным ценам). Уже через год щедрыми уговорами компания добилась продажи художником авторских прав и тут же налепила на картину свой логотип. Собратья по художественному цеху негодовали.
Возмущались не только художники: писательница Мари Корелли в романе «Скорбь Сатаны» обвинила Джона Милле в предательстве таланта. Досталось и маленькому герою картину — внуку художника. Несмотря на то, что он дослужился до звания адмирала Королевского военно-морского флота, прозвище «Bubbles» («Пузырьки») осталось с ним навсегда.
В Книге рекордов Гиннеса мыльным пузырям тоже нашлось место. Самый большой, длиной в 32 метра, в 1996 году надул Алан Маккей. А Сэм Хист в 2007 году разместил в гигантском мыльном пузыре 50 человек. Пузырь был размером 1,5×3,3 м.
В Книге рекордов Гиннеса мыльным пузырям тоже нашлось место. Самый большой, длиной в 32 метра, в 1996 году надул Алан Маккей. А Сэм Хист в 2007 году разместил в гигантском мыльном пузыре 50 человек. Пузырь был размером 1,5×3,3 м.
Не только для девочек
В живописи со скакалкой чаще всего изображают девочек. Сальвадор Дали говорил, что его женщины со скакалками символизируют перерождение души. При этом прыгать через веревочку девочки стали намного позже мальчиков. В Европе до конца ХVIII века скакалка считалась исключительно мужской забавой.Наиболее правдоподобная версия возникновения игры-скакалки гласит, что прыгательная веревка вместе с предлагающимися к ней играми родом из древнего Китая. Работники крутили веревки, периодически через них перепрыгивая. Как это часто бывает, то, что мешает взрослым, веселит детей. А потом и взрослые подключаются. Прыжки через скакалку позже стали непременным атрибутом китайского новогоднего фестиваля. В Европе одними из первых оценили скакалку в Нидерландах. Англичане, наблюдая за веревочными развлечениями, презрительно назвали их Double Dutch («Двойной голландский»). Презрительно, потому что в XVI веке англичане все голландское считали не стоящим внимания. Военное соперничество на воде не способствует активному межкультурному обмену. Тем не менее, скакалка все равно завоевала как Европу, так и Америку, превратившись из детской забавы в популярный спортивный атрибут.
Девочка со скакалкой
1876, 107.3×71 см
В ХIХ веке к прыжкам подключились и девочки. В этом же столетии сформировались и наиболее распространенные и сейчас типы игр со скакалкой: ребенок самостоятельно крутит скакалку и прыгает; двое крутят, один прыгает; двое крутят сразу две скакалки в разных направлениях; ребенок вертит скакалку по земле, через нее перепрыгивают выстроившиеся кружком дети.
Грозное оружие, ставшее игрушкой
Воздушный змей пришел к нам с Востока, где еще в V веке до н.э. участвовал в войнах, а не в детских развлечениях. Согласно древней легенде китайский генерал династии Хань обратил вражеское войско в бегство, запустив ночью над лагерем противника воздушного змея с трещоткой. Враги бежали, решив, что на них напали злые духи. А в корейских древних списках говорится, что один генерал в далекие времена запустил воздушного змея с прикрепленным к нему фонарем, чтобы вдохнуть смелость в своих воинов. Они поверили, что это новая звезда, которая сулит им помощь небес. Воздушные змеи и в последующих войнах, в том числе и европейских, принимали участие. Поэтому и на картинах запускают воздушного змея часто совсем не дети. Например, такой «запуск» написал Франсиско Гойя.
Воздушный змей
1778, 269×285 см
В Японии запуск воздушного змея был связан с религией и показывал связь между небом и землей, между человеком и богами. Часто именно такой символический смыл сохраняют змеи на картинах.
В Китае считают, что запуск воздушного змея приносит счастье. Одна из легенд рассказывает о том, как именно воздушный змей спас целое семейство от гибели. Глава семьи увидел страшный сон о неминуемой кончине. Утром он решил, что лучший способ проститься с жизнью — запустить змея. При запуске ничего необычного не произошло, сплошная детская радость. А когда семейство вернулось к родному очагу, то обнаружилось, что дом разрушен сошедшим с гор селевым потоком. В честь такого чудесного спасения теперь китайцы каждый девятый день девятого месяца устраивают праздник воздушных змеев.
В Китае считают, что запуск воздушного змея приносит счастье. Одна из легенд рассказывает о том, как именно воздушный змей спас целое семейство от гибели. Глава семьи увидел страшный сон о неминуемой кончине. Утром он решил, что лучший способ проститься с жизнью — запустить змея. При запуске ничего необычного не произошло, сплошная детская радость. А когда семейство вернулось к родному очагу, то обнаружилось, что дом разрушен сошедшим с гор селевым потоком. В честь такого чудесного спасения теперь китайцы каждый девятый день девятого месяца устраивают праздник воздушных змеев.
Воздушный змей
1880-е
, 38×12 см
«Тебе водить!»
«Жмурки», «Фантомас», «Панас», «Слепой кот» — далеко не полный перечень названий одной и той же игры, в которой водящему завязывают глаза, раскручивают, а потом он должен идти на звук, чтобы хотя бы прикоснуться к любому из игроков.Как можно заметить по картинам старых мастеров, эта игра долгое время отнюдь не считалась сугубо детской. Леди и джентльмены трехсот и более -летней давности еще не изобрели игру «в бутылочку», поэтому вместо поцелуя довольствовались прикосновениями к объекту страсти во время игры.
Читайте в Артхиве: «"Игру в жмурки» продали за 4,3 миллиона фунтов стерлингов" - рекорд для картин Маковского установлен на русских торгах в Лондоне
Множество имен кошкиной колыбели
Название игры — «Кошкина колыбель» — на весь мир прославил одноименным романом Курт Воннегут. А самой игре несколько столетий (некоторые антропологи полагают, что и тысячелетий). Она известна во многих странах, правда, везде под своим названием. В Германии это «Игра ведьмы», на Гавайях — «Сети», у славян — «Ниточка», «Каи Каи» — на острове Пасха. Где бы люди не плели нити, везде есть эта забава. Чаще всего в нее играют двое, но можно подключать и большее количество игроков. Смысл игры — снимать ниточное плетение с пальцев коллеги так, чтобы получился новый узор.О «Кошкиной колыбели» писал не только Воннегут. В 1906 году американский этнолог Кэролайн Фернесс Джейн выпустила книгу «Фигурки из нити, и как их делать». В 1962 году книгу переиздали. В ней подробно описываются более сотни веревочных узоров.
Люди на этом не остановились. В 1978 году создали Международную ассоциацию игры в веревочку. Цель — сохранять и распространять знания о ней.
Люди на этом не остановились. В 1978 году создали Международную ассоциацию игры в веревочку. Цель — сохранять и распространять знания о ней.
Концерт
XX век, 89.5×116.3 см
Кольцо и палочка
Эта игра тоже имеет несколько имен, но самое распространенное — «серсо». В нее играли в Древнем Китае и в Древней Греции. Гиппократ рекомендовал игру с обручем «для укрепления слабых конституций». Укрепляться можно тремя стандартными способами — либо катить обруч, подталкивая его палочкой и следить, чтобы колесо не упало; либо перебрасываться обручами, стараясь поймать их палкой; либо раскручивать колесо на палке перед собой, стараясь максимально продлить вращение.
Игры детей. Фрагмент 17
1560, 118×161 см
В зависимости от выбранного варианта, колесо изготавливалось либо из дерева, либо из железа. Древние греки катали бронзовые обручи. Кстати, ставший очень популярным хула-хуп тоже родом из этой старинной игры.
Зонтики
1886, 115×180 см
Карточный домик
Жан Батист Симеон Шарден еще в 1730-х годах создал серию картин, на которых герои заняты строительством домиков из карт. Но когда и у кого первого родилась идея строить такие дома и даже замки — пока что точно не установлено. Самое раннее упоминание о карточном домике встречается в заметках французского придворного врача Жана Эруара (начало XVII столетия). Доктор констатировал, что король Людовик XIII, будучи ребенком, любил устанавливать карты друг на друга, соблюдая пропорции.
Карточный домик
1737, 60.3×71.8 см
Строительство карточных домиков достигло пика популярности в европейских мещанских семьях в XVIII веке. Пока взрослые вели застольные беседы, дети мастерили замки из игральных карт. Если проявить фантазию, то можно придумать немало игр с карточными домами. Например, кто построит самый высокий домик? Чья карта при совместном строительстве станет последней, обрушив бумажное здание?
Уже в начале XX века устанавливались и фиксировались рекорды по высоте построенных карточных домиков. В 1907 году англичанка Рози Фэрнер смогла построить замок в двадцать «этажей». Современным рекордсменом по строительству карточных домиков является Брайан Берг, чьи достижения отмечены в Книге рекордов Гиннесса. Берг строит карточные дома-рекордсмены с 1992 года и пока что ему нет равных.
Уже в начале XX века устанавливались и фиксировались рекорды по высоте построенных карточных домиков. В 1907 году англичанка Рози Фэрнер смогла построить замок в двадцать «этажей». Современным рекордсменом по строительству карточных домиков является Брайан Берг, чьи достижения отмечены в Книге рекордов Гиннесса. Берг строит карточные дома-рекордсмены с 1992 года и пока что ему нет равных.
Карточный домик
1919, 65×75.5 см
Вместо послесловия
Первым с текстом об играх познакомился мой шестилетний сын.— Ну, во все это я играл, — а для домиков из карт у меня даже специальная настольная игра есть. Вот о чем впервые слышу — так это о коляске для кошки.
— Кошкина колыбель, — поправила я.
— Да, точно. Я бы хотел в нее поиграть.
Для демонстрации нескольких узоров игры задействовала старшего сына.
— Ух, ты! — восхитился ребенок. — Вот прямо очень интересно! А у меня получится?
Мы около часа осваивали, а потом играли в кошкину колыбель. Наигравшись, ребенок спросил:
— Мама, а почему ты раньше мне такое не показывала? Тут же все, как ты любишь: развитие мелкой моторики.
— Представляешь, я просто забыла об этой игре, — честно ответила я. — Только во время написания текста вспомнила.
— Вот видишь, какая у тебя полезная работа!