Современники называли его художником радости и света, мы тоже с таким определением согласны. Анри Лебаск (фр.
Henri Lebasque) писал женщин и детей, пейзажи и натюрморты, марины и сады в цвету, и всё это пронизано солнечным светом и негой, да что там, блаженством наполнено. Словно, подобно
Матиссу, он
«хотел дать утешение усталому человеку». Кстати, с Анри Матиссом Лебаск действительно был дружен, и отсылок к мэтру фовизма в его творчестве множество: это и открытые окна (
у Лебаска и
у Матисса), и восточные мотивы, орнамент (
1 и
2), и общая атмосфера (
1 и
2).
Анри Лебаск часто изображал свою
жену и детей. И, конечно, будучи близок импрессионистам, он писал солнечный свет, воздух, оттенки цвета и, кажется, само счастье. Канва его жизни достаточно благополучна: начальное художественное образование в Школе изящных искусств Анжера, затем обучение в частной художественной школе, именуемой Академией Коларосси. Одним из учителей Лебаска был
Леон Бонна.
Молодой художник умело встроился в современный ему художественный процесс. Вместе с Матиссом Лебаск участвовал в первом Осеннем салоне 1903 года. В будущем он примет концепцию фовизма, хотя
в его трактовке фовизм не особо дик (фр.
fauve — дикий) и, если можно так сказать, весьма импрессионистичен.
Уже в 1897 году в галерее Жоржа Пти состоялась первая персональная выставка Лебаска. Почти через 20 лет галерея Пти получит эксклюзивное право на выставку и продажу его картин и выведет работы Лебаска на рынок Америки. Помимо Матисса, Лебаск сошелся со многими художниками, чьи имена сегодня нам хорошо известны. Увлеченность цветом роднила его с
Пьером Боннаром и набидами. Красоту юга Франции он открыл вместе с
Андре Дереном,
Раулем Дюфи,
Эдуаром Вюйаром.
Пуантилизм, которому так или иначе отдали дань практически все творившие в то время французские художники, тоже не прошел мимо Лебаска. Он занялся изучением теории цвета, оставил великолепные образцы работ
в стиле неоимпрессионизма и явно отлично освоил практику цвета, а не одну лишь теорию – подтверждением тому его радостные, солнечные картины.
Анри Лебаск из тех счастливцев, что были признаны, востребованы и любимы уже при жизни. Его картины покупали, его самого приглашали к участию в различных проектах. Он проявил себя как талантливый декоратор, расписывал стены в частных богатых домах, оформлял Театр на Елисейских полях и разрабатывал эскизы для росписи трансокеанских лайнеров. В годы Первой мировой войны Лебаск состоял при армии военным художником. Окончательно в Ле-Канне он переехал в 1924 году, и тема юга стала основной в его творчестве. Он все еще продолжал путешествовать, но дом его уже до конца жизни оставался в Ле-Канне.
Автор: Алена Эсаулова