войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения

Обои, гобелены, вышивки, витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
, книги… Творчество Уильяма Морриса в сфере дизайна подготовило почву для стиля модерн
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Читать дальше
, а его проза и поэзия «проросли» в сказочной Нарнии Льюиса и Средиземье Толкина. Феноменальный ремесленник и «парадоксов друг», этот англичанин снова в фаворе у публики.
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения
Уильям Моррис пронес свою любовь к Средневековью и его эстетике через всю жизнь, умножил ее на невероятное трудолюбие и любознательность, и приправил своим уникальным чувством стиля. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте.
…Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет



…Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век…

Уильям Моррис. 1895

Как считал художник, «любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний». «Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?» — вопрошал он, критикуя промышленный «ширпотреб». Отказавшись от живописи в пользу рисования, Уильям Моррис подарил миру сотни изумительных дизайнов. И этот возвышенный эстет, искренне веривший в идеи социализма, не боялся запачкать руки (во всех смыслах этого слова). А его друзья-художники были ему под стать.

Промышленность - враг красоты и романтики

Историзм, вернувший к жизни традиции прежних времен, вошел в систему ценностей Морриса еще в юности вместе с сочинениями искусствоведа Джона Раскина и взглядами «прерафаэлитского братства». Это общество художников, появившееся в Лондоне в 1848 году, ставило во главу угла эстетику Средневековья, его романтичность, его визуальные концепции. Сам Моррис после знакомства с Раскиным не только улучшил свои стихотворные штудии (современникам он был известен именно как поэт, заметьте!), но и взял в руки кисти под руководством своего друга, художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти. Обилие деталей, насыщенные цвета, сложные композиции прерафаэлитов нашли самый горячий отклик у Морриса и его близких друзей.
Уильям Белл Скотт, Джон Раскин и Данте Габриель Россетти.
29 июня 1863 года. Фото: W & D Downey
Уильям Белл Скотт, Джон Раскин и Данте Габриель Россетти.
29 июня 1863 года. Фото: W & D Downey
Уильяму более всего импонировали идеи Раскина об отказе от промышленного производства декоративного искусства в пользу ремесленного мастерства, поднятии ремесленников до статуса художников, создании доступных изделий ручной работы. «Помимо желания создавать красивые вещи, основной страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации» — говорил будущий дизайнер.
Непосредственно живописью Уильям Моррис был увлечен недолго. Вершиной его художественных достижений — и единственным сохранившимся станковым произведением — стала картина «Прекрасная Изольда» (1858), для которой Моррису позировала Джейн Бёрден. Год спустя Джейн вышла замуж за Морриса, и в размышлениях о новом доме, исполненном гармонии, Уильям купил участок земли в деревне Аптон неподалеку от Лондона (сейчас это один из районов британской столицы). В сотрудничестве со своим другом и наставником по архитектуре Филиппом Уэббом Моррис спроектировал и построил Красный дом (Red House).
Семьи Морриса и Берн-Джонса: Эдвард Берн-Джонс (отец художника), Маргарет Берн-Джонс, Эдвард Коли Бе
Семьи Морриса и Берн-Джонса: Эдвард Берн-Джонс (отец художника), Маргарет Берн-Джонс, Эдвард Коли Берн-Джонс, Филипп Берн-Джонс, Джорджиана Берн-Джонс, Мэри (Мэй) Моррис, Уильям Моррис, Джейн Моррис (Берден) и Дженни Моррис (фотограф Frederick Hollyer)
- Человек умный, исполненный восхищения по отношению к священным, прекрасным и подлинным вещам, для которых у него всегда найдётся оригинальное суждение. Если бы не его странности и вспышки ярости, разрушающие исходящее от него обаяние, в моих глазах он был бы совершенным героем…
Эдвард Коли Бёрн-Джонс о своем друге Уильяме Моррисе (начало 1850-х)
Красный дом (Red House). Построен в 1860 году
Красный дом (Red House). Построен в 1860 году

Красный дом: первый успешный дизайнерский проект

Для Уэбба Красный дом стал первым реализованным архитектурным проектом, для Морриса — возможностью воплотить в жизнь многие идеи, которые накапливались годами. Это был большой художественный эксперимент не только для Уильяма, но и для его близких друзей-художников, разделяющих его взгляды. По окончании строительных работ в Красный дом приехали друг Морриса по Оксфорду, художник Эдвард Берн-Джонс и его жена Джорджиана, а также учитель и сподвижник, художник Данте Габриэль Россетти с женой-художницей Лиззи Сиддал. Все они приняли участие в оформлении интерьеров дома: рисовали фрески на мебели, стенах и потолках, а Моррис создавал свои первые эскизы для обоев, тканей и гобеленов. В Красном доме царила атмосфера единодушия, творчества и веселья.
  • Эркер на втором этаже Красного дома: вид снаружи и изнутри

«Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co»

Моррис был доволен Красным домом, готическими линиями его архитектуры, изумительной красоты интерьерами, фресками, созданными по мотивам легенд о короле Артуре и произведениям Джеффри Чосера. Успешный — и весьма дорогой — эксперимент стал толчком для создания компании, которую Моррис со своими партнерами основал в апреле 1861 года.
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения
Как вспоминал позже Россетти, «однажды вечером мы собрались вместе, беседовали о том, как художники в старые времена разрабатывали все виды декора и мебели, и кто-то предложил — в шутку — скинуться по пять фунтов и организовать собственную компанию». Так, за дружеским застольем, родилась «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co». Компания была намерена воплотить идеи Раскина и реформировать британское потребительское отношение к производству, а также предложить британцам декоративные товары ручной работы, доступные среднему классу
Входная дверь в Красный дом — вид изнутри. Фото: Tony Hisgett. Источник фото.
Входная дверь в Красный дом — вид изнутри. Фото: Tony Hisgett. Источник фото.

Птицы высокого полета

Продукция, которую выпускала компания, включала мебель, металлоконструкции, витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
, фрески, ковры и архитектурные элементы. В своей работе Моррис стремился полностью вернуться к средневековым методам ремесла. Успехи на Международной выставке 1862 года в Южном Кенсингтоне привлекли к продукции компании внимание состоятельных покупателей — совсем не то, чего ожидал Моррис, настаивающий на антиэлитарной концепции производства.
Интерьер Красного дома
Интерьер Красного дома
Витражные окна в Красном доме
Витражные окна в Красном доме
Первым узором для обоев, разработанным Моррисом в 1862 году, стал дизайн «Daisy» («Маргаритки»), а первым знаменитым — «Trellis» («Решетки»). Любопытно, что птицы для «Trellis» Моррису никак не удавались, и их — как и других пернатых на дизайнерских картонах Морриса — дорисовывал его компаньон Филипп Уэбб, архитектор Красного дома. Выпуск обоев начали в 1864 году силами партнерской компании «Джеффри и Ко» — Моррису понадобилось время для экспериментов по технике печати.

Деревянный блок для печати обоев. Дизайн Уильяма Морриса. Фото: Пол Бэйли. 

Обои Морриса печатались

Деревянный блок для печати обоев. Дизайн Уильяма Морриса. Фото: Пол Бэйли.

Обои Морриса печатались вручную, с использованием резных грушевых деревянных блоков. Матрицы с нанесенным на них натуральным красителем на минеральной основе прижимались к бумаге с помощью ножного пресса. Тщательная приладка матрицы позволяла получать бесшовный повторяющийся узор, что требовало большой точности и мастерства.

  • Уильям Моррис. Дизайн обоев "Trellis". 1862
  • Обои «Trellis», созданные Уильямом Моррисом. 1864
«Не держите в своих домах то, что вы не считаете полезным или прекрасным».
Уильям Моррис
Помимо производства, компания Морриса и его коллег выполнила ряд успешных проектов, связанных с оформлением интерьеров: в 1866−67 годах они отремонтировали Оружейную и Гобеленовую комнаты во дворце Святого Джеймса, а также спроектировали Зеленую столовую в музее Южного Кенсингтона (нынче комната Морриса в музее Виктории и Альберта). Однако, несмотря на успех, больших доходов компания не приносила.

«Morris & Co»

К 1875 году совладельцы компании, люди творческие, увлеклись каждый своим собственным сторонним проектом. Россетти, к тому же, давно увлекся женой Морриса — этот роман то угасал, то разгорался, в истории этих отношений был даже период тягостной жизни втроем в поместье Келмскотт…
Усадьба Келмскотт — известняковый усадебный дом в деревне Котсуолдс в Келмскотте, в Западном Оксфорд




Усадьба Келмскотт — известняковый усадебный дом в деревне Котсуолдс в Келмскотте, в Западном Оксфордшире, на юге Англии.

Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор
Спальня Уильяма Морриса в особняке Келмскотт-Мэнор
В итоге Моррис решил вести дело сам. Он выплатил компенсации троим из шести участникам предприятия (остальные отказались от возмещения) и в марте 1875 года компания официально стала называться «Morris & Co».
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения
Дизайн жизни Уильяма Морриса: искусства, ремесла и увлечения
Отныне Берн-Джонс и Уэбб сотрудничали с Моррисом на отдельных проектах, а глава фирмы смог уделить внимание еще одному проекту: Морриса давно занимал вопрос окрашивания нитей натуральными красителями и создания тканей. Отвергая химические анилиновые красители, Моррис начал работать над возрождением старинных рецептов, используя для окраски индиго и ореховую скорлупу, кошениль и марену. Он лично принимал участие в производстве, освоив каждый процесс производства шелковой ткани.
Уильям Моррис. Переплетенные листья. Эскиз
Уильям Моррис. Лондон. 1870-е годы

В 1877 году «Morris & Co» стала одной из самых популярных компан

Уильям Моррис. Лондон. 1870-е годы

В 1877 году «Morris & Co» стала одной из самых популярных компаний, предлагающих лондонцам красивые и качественные предметы интерьера. Открылся фирменный магазин на Оксфорд-стрит, были наняты дополнительные сотрудники. Посыпались заказы от аристократов, богатых промышленников и провинциальных предпринимателей. Такое положение вещей у «социалиста» Морриса (он проникся «Капиталом» Маркса, хотя и не слишком глубоко изучил «матчасть») вызывало личный внутренний диссонанс. Как примирить сочувствие к рабочему классу с тем, что удовлетворяешь запросы богатеев?..

В спальню – ткацкий станок

В апреле 1879 года Моррис арендовал особняк XVIII века в Западном Лондоне, который назвал «Келмскотт Хаус». Обустроив его по своему вкусу, Моррис организовал на территории Дома мастерскую, сосредоточившись на производстве гобеленов, или, как их еще называют, шпалер.
Он давно мечтал о создании тканых гобеленов в средневековой манере, которые называл «благороднейшим из всех прикладных искусств». Еще в 1877 году Моррис писал: «нет ничего прекраснее хорошей шпалеры и ничего уродливее и сделанного хуже, чем работы нынешней Гобеленовой мануфактуры — это уже не искусство, а поделки обойщиков… идиотская, и это еще мягко сказано, трата времени и труда на нестоящие вещи… и хотя ткачи умелы, как могут быть только французы в такого рода работе, и их умение традиционно, ибо они сыновья, внуки и правнуки ткачей, изделия их — мусор». Не менее резко дизайнер отзывался об изделиях Королевской Виндзорской Шпалерной мануфактуры, критикуя их за художественную бездарность.
Большой ценитель персидских ковров ручной работы, Моррис сам учился ткать гобелены, работая на станке, изготовленном для него по старинному образцу. Станок стоял у него в спальне, и каждое утро, вооружившись старинным пособием по ковроткачеству, Моррис посвящал несколько часов обучению искусству создания гобеленов. В сентябре 1879 года дизайнер закончил свой первый небольшой гобелен «Капуста и виноградная лоза»: техника была освоена, и можно было обучать других сотрудников компании.
«Моррис и Ко». Гобелен «Павлины и птицы». Ок. 1800
«Моррис и Ко». Гобелен «Павлины и птицы». Ок. 1800
Неутомимый ремесленник не погнушался взять в руки иглу и засел за пяльцы, изучая и осваивая приемы старых мастеров вышивки. Освоив технику, он обучил свою жену Джейн, ее сестру Бесси Бёрден и еще нескольких мастеров, которые выполняли проекты по его эскизам. К 1870-м годам фирма предлагала образцы вышивки и готовые работы, в каталоге появилась новая позиция — «вышивка всех видов». Моррис стал одним из первых дизайнеров, который работал совместно с Королевской школой рукоделия с целью «вернуть декоративный орнаментализм к высотам настоящего искусства». В 1885 году мастерскую вышивки возглавила 23-летняя дочь Морриса — Мэри «Мэй».


Мэри «Мэй» Моррис (1862−1938). Фото 1909 года. Национальная Библиотека Конгресса.

Мэй Моррис училас
Мэри «Мэй» Моррис (1862−1938). Фото 1909 года. Национальная Библиотека Конгресса.

Мэй Моррис училась в Национальной школе художественного образования, предшественнице Королевского художественного колледжа, чтобы изучить искусство вышивки. А в начале ХХ века она увлеклась разработкой и изготовлением ювелирных изделий.


Ширма «Кэлмскотт Мэнор», вышитая Мэй Моррис.
Ширма «Кэлмскотт Мэнор», вышитая Мэй Моррис.

Мертонское аббатство

Гобелены, вышивка, витражи… Дело росло, и в 1881 году Моррис подыскал для мастерских новое место — Мертонское аббатство, бывшую фабрику шелкового ткачества. Комплекс мастерских раскинулся на 7 акрах, рядом протекала река Вандль, воды которой подходили для работ по окраске пряжи. Место нашлось и для ткачей, и для мастеров гобелена, и для цеха по производству витражей.
Лексден Льюис Покок. «Пруд в Мертонском аббатстве». Ок. 1881. Музей Виктории и Альберта
Сегодня маст
Лексден Льюис Покок. «Пруд в Мертонском аббатстве». Ок. 1881. Музей Виктории и Альберта
Сегодня мастерские Уильяма Морриса входят в состав деревни ремесленников Merton Abbey Mills.
Витраж «Король Артур и сэр Ланселот» из серии «Тристан и Изольда» по эскизам Уильяма Морриса. 1862
Витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
Читать дальше
«Король Артур и сэр Ланселот» из серии «Тристан и Изольда» по эскизам Уильяма Морриса. 1862
Надо ли говорить, что дизайнер овладел собственноручно всеми циклами производства гобеленов — от создания эскиза до окрашивания пряжи натуральными красителями и непосредственно тканья. Орнаменты и общий дизайн Моррис создавал совместно со своим учеником Джоном Дирлом. С 1883 года Дирл руководил обучением всех учеников.
Через три года в мастерских Мертоновского аббатства работало около ста мастеров. Компания «Morris & Co» расширилась, открыв еще один магазин в Манчестере, а в 1883 году представила свой ассортимент изделий на Международной ярмарке в американском Бостоне.
Ручная набивная блочная печать на ситцевой ткани в мастерских «Morris & Co.», в Аббатстве Мертон. 18
Ручная набивная блочная печать на ситцевой ткани в мастерских «Morris & Co.», в Аббатстве Мертон. 1890
Интерьер «Morris&Co» в усадьбе Уайтвик, Вулвергемптон, Англия.
Интерьер «Morris&Co» в усадьбе Уайтвик, Вулвергемптон, Англия.
По-прежнему большим успехом пользовались витражи
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
, эскизы для которых создавал друг Морриса, Берн-Джонс. Им же были созданы рисунки для знаменитых шести гобеленовых панелей, изображающих поиск Святого Грааля, которые украсили Стэнмор-Холл в Шропшире.

Профессия - дизайнер

Уильям Моррис успевал повсюду — ткал ковры, выступал с социалистическими лекциями в бедных районах, писал и издавал книги и переводы известных авторов, стал основателем британского Общества защиты древних зданий. Вступая в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер». Это было, пожалуй, первое употребление данного слова для обозначения новой профессии, которая так популярна в наши дни.
Ткацкий цех в мастерских «Morris & Co.», в Аббатстве Мертон. 1890
Ткацкий цех в мастерских «Morris & Co.», в Аббатстве Мертон. 1890
Ратующий за квалифицированный ручной труд, Моррис стал во главе творческого объединения «Искусство и ремесла» (Arts & Crafts), которое окончательно сформировалось в 1888 году. В него вошли представители двух ранее основанных объединений — молодые архитекторы из Гильдии работников искусства (Art Workers' Guild), а также члены Группы пятнадцати, которую возглавляли дизайнер Льюис Ф. Дей и иллюстратор Уолтер Крейн.
Эдвард Берн-Джонс и Уильям Моррис (справа). 1890
Эдвард Берн-Джонс и Уильям Моррис (справа). 1890

Эстетика книги

Последним крупным проектом в творческой жизни Уильяма Морриса стало книгопечатание. В начале 1891 года он арендовал коттедж неподалеку от Келмскотт Хаус, и основал типографию, которую назвал «Келмскотт Пресс». Большой любитель средневековой и раннеевропейской литературы, эстет и коллекционер иллюстрированных рукописей, Моррис посвятил себя производству книг в старинном стиле. Оставаясь верным своим принципам — «работу, которую нельзя сделать с удовольствием, делать не стоит» — он лично освоил методику ручной печати, а также обеспечил поставки бумаги и пергамента ручной работы.
Разворот оригинального издания «Рубаи» Омара Хайяма. Рамки и декоративные элементы — Уильям Моррис,
Разворот оригинального издания «Рубаи» Омара Хайяма. Рамки и декоративные элементы — Уильям Моррис, рисунки — Эдвард Берн-Джонс, цифры — Чарльз Фэрфакс Мюррей
Золотая и цветная печать. 32 страницы. 1872
В течение следующих семи лет «Келмскотт Пресс» опубликовала 66 книг, первой из которых стал один из романов Морриса «Рассказ о сверкающей равнине» (1891). Всего в издательстве вышло 23 книги Морриса, также были опубликованы издания работ Китса, Шелли, Раскина и Суинберна, копии различных средневековых текстов. Многие из них были проиллюстрированы Бёрн-Джонсом.
В 1894 году увидела свет первая из книг фантастической трилогии Уильяма Морриса — «Лес за Гранью мира» («Юный Кристофер и прекрасная Голдилинд», 1895; «Источник на Краю мира», 1896) — смесь рыцарских романов и волшебных сказок, а также один из первых романов-фэнтези в истории мировой литературы.
Писательские труды Уильяма Морриса впоследствии оказали большое влияние на Клайва Льюиса — автора фэнтезийного цикла «Нарния», а также на автора «Влстелина колец» Дж. Р. Р. Толкина.
Три шрифта, созданные Уильямом Моррисом: «Золотой», «Трой» и «Чосер»; внизу — колофон «Келмскотт Пре



Три шрифта, созданные Уильямом Моррисом: «Золотой», «Трой» и «Чосер»; внизу — колофон «Келмскотт Пресс». 1891

Вершиной издательской деятельности «Келмскотт Пресс» единодушно признан так называемый «келмскоттский Чосер» — сборник произведений Джеффри Чосера, проиллюстрированный все тем же Берн-Джонсом. А Моррис увлекся шрифтами, и создал три шрифта — «Золотой», «Трой» и «Чосер», а также разработал сложные цветочные гирлянды для обрамления страниц в стиле средневековых манускриптов. Его работа вдохновила многие небольшие частные типографии, а также создала новую эстетику книжного искусства, повлиявшую на всю отрасль книгопечатания ХХ века.

Хочешь сделать лучше? Сделай это сам!

За свою творческую жизнь Уильям Моррис создал более 600 рисунков для текстиля, обоев и вышивки, 150 проектов витражей, три шрифта в средневековом стиле, а также более 650 рамок и обрамлений для книг. Он последовательно отстаивал свою идею о том, что дизайн и производство предметов не должны существовать раздельно, выполняясь одним и тем же мастером. Как утверждал один из его биографов, Дж. В. Маккейл, Моррис стал «производственником не потому, что хотел зарабатывать деньги, а потому, что хотел сам делать то, что он производил».
И в качестве P. S.: Уильяму Моррису и его компании Morris & Co посвящена коллекция одежды бренда H&M: начиная с октября 2018 года покупателям предлагают одежду с узнаваемыми узорами.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Источник фото: сайт www2.hm.com
Источник фото: сайт www2.hm.com
Автор: Рита Лозинская

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме