войти
опубликовать

Теодор
Шассерио

Франция • 1819−1856

Учился в парижском училище изящных искусств, затем в мастерской Энгра. Теодор был самым юным воспитанником Энгра, при этом художник часто ставил его в пример другим ученикам, называя «будущим Наполеоном живописи». Вначале писал картины на классические и религиозные сюжеты, заботясь главным образом о стильности рисунка и внешней красоте изображений, но потом примкнул к группе романтиков и подражал Э. Делакруа. В этом втором направлении он особенно успешно трудился после своей поездки в Алжир и на Восток, где приобрёл редкое уменье передавать яркость и жар южного солнца и прекрасно изучил местные типы и быт.

Французский художник.

Его отец, французский посланник в Доминиканской Республике, опасаясь за свою жену и детей во время бунтов чернокожих, в 1822 устроил их в Париж под покровительство своего старшего сына. Брат Теодора, который был старше него на 18 лет, поддержал раннюю страсть будущего художника к живописи и позднее, будучи влиятельным функционером, обеспечил ему материальную поддержку.

В 1831 Шассерио поступил в мастерскую Энгра, который с первых шагов понял исключительные способности этого юноши и хотел увезти его с собой, получив назначение на пост директора Французской Академии в Риме в 1834; но стесненность в средствах заставила молодого ученика отложить это путешествие. Он бьи предоставлен самому себе, но в 15 лет уже окончательно владел своим мастерством и был знаком с известными художниками и писателями. В Салоне 1836 было выставлено 6 его картин, четыре из которых - портреты - ныне находятся в Лувре («Портрет матери художника», «Адель Шассерио», «Эрнест Шассерио», «Художник Марила»). После Салона 1839 (где экспонировались, в частности, его картины «Венера Анадиомена» и «Купание Сусанны», Париж, Лувр), он получил заказ, давший ему возможность отправиться в Италию. Он пробыл шесть месяцев в Риме и Неаполе. Этим временем датируется чудесный портрет Лакордера (1840, Париж, Лувр). После новой встречи с Энгром, между ними стал намечаться разлад. Нежность, двусмысленное очарование, колоритное волнение фигур Шассерио, показались мастеру, авторитарному и пристрастному, совершенно несовместимыми с его доктриной. Однако, то ли его начальное образование оставило в нем неизгладимое впечатление, то ли в соответствии со своим воспитанием, но Шассерио на протяжении всей жизни отдавал дань памяти Энгра. Такие его работы, как «Туалет Эстер» (1842, Париж, Лувр), «Две сестры» (1843, там же), «Портрет мадемуазель Кабаррю» (1848, Кампер, музей), «Тепидарий» (1853, Париж, музей Орсэ) демонстрируют энгристскую линейность и статику.

Однако с 1842 в искусстве Шассерио утверждаются новые тенденции, растет приверженность к цвету, к более подвижным формам, к любимым всеми романтическими авторами сюжетам (картины и литографии к «Отелло» Шекспира, 1844). Путешествие в Алжир в 1846 подтвердило эти наклонности. Контакт с Востоком открыл искреннее слияние света и движения («Арабские наезднийи, увозящие погибших», 1850, частное собрание). Критика хотела видеть в этой новой манере Шассерио подражание Делакруа. Влияние последнего было бесспорным, но слово «подражание» было неверным. Шассерио, художник сложного темперамента, прекрасно умел сочетать одно с чем-то диаметрально противоположным, создавая оригинальное произведение. Этот двойной аспект проявился в его больших стенных росписях - основной части его творчества. В Париже он декорировал капеллу в Сен-Мерри («История св. Марии Египетской», 1844), купель в ц. Сен-Рок («Св. Филипп, крестящий евнуха царицы Эфиопии», 1853), апсиду в ц. Сен-Филипп-дю-Руль («Снятие с креста», 1855) и лестницу в Счетной палате (1844-1848) - самый выдающийся его ансамбль, сгоревший во время Коммуны (фрагменты, попорченные огнем, Париж, Лувр: «Мир», «Война», «Коммерция»).

От искусства Шассерио исходит некое таинственное обаяние, вызванное, в большой степени, притягательными и страстными женскими образами. Таковы сестра художника, Адель, Алис Ози («Спящая нимфа», Авиньон, музей), княжна Кантакузен. Это искусство, одновременно благородное и сладострастное, стало источником творчества двух великих живописцев второй половины XIX в. - Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. Благодаря дарам племянника художника, барона Артюра Шассерио, в Лувре представлено большое собрание картин, эскизов и рисунков Шассерио.

Перейти к биографии