войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Первая художница: 9 фактов о Лавинии Фонтане

В списке известных художниц эпохи Возрождения Лавиния Фонтана идёт вслед за Софонисбой Ангвиссолой. Но, в отличие от старшей коллеги, которая специализировалась на портретах, она также выполняла крупные публичные заказы на религиозные и мифологические темы, иногда включавшие обнажённую женскую натуру. Фонтана была первой женщиной, писавшей ню
Ню – жанр искусства, в центре внимания которого находится эстетика обнаженного человеческого тела. Название жанра – ню – сокращение от французского слова nudité — «нагота, обнажённость». Читать дальше
, и, вероятно, первой художницей, работавшей с живыми нагими моделями. Истовая католичка, многодетная мать, любимица Пап, подруга аристократок и академик — вот 9 фактов, которые помогут понять, как она смогла достичь такого успеха.
Первая художница: 9 фактов о Лавинии Фонтане
1. Лавиния Фонтана работала в тех же областях, что и её соперники-мужчины, не нашедшие покровительства при дворах и монастырях. Но вряд ли она достигла бы такого положения без поддержки отца. Просперо Фонтана был известным в Болонье художником, и именно он поощрял в дочери интерес к живописи — в противном случае она вообще не смогла бы ею заниматься.

Лавиния Фонтана, «Автопортрет с клавикордом и служанкой» (1577). Академия святого Луки, Рим

2. Лави

Лавиния Фонтана, «Автопортрет с клавикордом и служанкой» (1577). Академия святого Луки, Рим

2. Лавиния Фонтана училась не только живописи.
Она получила также блестящее образование. Известно, что художница играла на спинете (род маленького клавикорда) и читала по-латыни. Перед тем, как выйти замуж, она написала «Автопортрет с клавикордом и служанкой», на котором представила себя одновременно и как изысканную даму, и как профессионального живописца. Первую ипостась подчёркивают наряд Лавинии, музыкальный инструмент и служанка с нотами в руках, а вторую — мольберт у окна.

3. Ещё одним человеком, без которого Лавиния Фонтана не состоялась бы, был её муж. Джан Паоло Заппи был сыном богатого торговца зерном и учеником Просперо Фонтаны. Именно отец Лавинии устроил брак дочери с молодым человеком, понимая, что для публичной карьеры без покровительства аристократического двора или монастыря женщине необходим супруг. Заппи даже переехал в дом жены — вопреки традиции, которая предписывала женщине уходить к мужу. Тем самым он позволил ей продолжать учёбу у отца, а тестю — получать доходы от продажи картин.
4. Муж Лавинии Фонтаны считается её коллегой, но у него не было и намёка на талант, а сам он, как пишет историк Лора Рагг, был человеком недалёким. Однако его преданность жене, восхищение её успехами, понимание трудностей профессии, заботливость и то, что он взял на себя надзор за детьми и домом, позволило ей заниматься карьерой. Лавиния разрешала ему время от времени прописывать фон или немного помогать с драпировками, но не давала работать над более важными фрагментами её картин.
5. Лавиния Фонтана была набожной католичкой, и вся её жизнь была подчинена предписаниям Церкви. Она родила 11 детей, из которых только трое пережили свою мать, носила строгую одежду и даже нашла решение для противоречия между своей карьерой и религиозными канонами. Лавиния говорила, что изучает «ценность культуры для женщин при условии, что она соответствует нормам». Мораль её покровительниц всегда была для художницы на первом месте.
Рекомендуемые работы
Сергей Борисович Кривоногов. Горячий день в Испании. Консуэгра.
Горячий день в Испании. Консуэгра.
2021, 30×30 см
$159
Копия
$53
Цифровая копия
Копии
$53
Цифровая копия
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "В радуге"
  • Реклама
"В радуге"
2023, 120×210 см
$20 000
Оригинал
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$348
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
  • Реклама
"ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ"
130×130 см
$20 000
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$119
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Меж двух дорог"
  • Реклама
"Меж двух дорог"
150×180 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "На теплых камнях"
  • Реклама
"На теплых камнях"
2022, 130×140 см
$20 000
Оригинал
Андрей Викторович Максимов. "Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
  • Реклама
"Движение 1" - (ЛИСТОПАД).
2021, 140×160 см
$20 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$248
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Андрей Викторович Максимов. Перетекание
  • Реклама
Перетекание
150×120 см
$20 000
Оригинал
«Бьянка дели Утили — флорентийка по происхождению, вышла замуж за римского кавалера Пьерино Мазелли и умерла в сентябре 1605 года в возрасте 37 лет после рождения девятнадцатого ребенка. […] Мальчик в верхнем левом углу изображён с яркой птицей на цепочке (это может быть щегол, символизирующий Страсти Христовы — тогда можно предположить, что ребёнку предназначалась духовная карьера). В руках его брата ниже — поднос с фруктами, у второго — справа вверху — медальон с фигурой рыцаря, у третьего — перо и чернильница. Вероятно, эти объекты также указывают на род их будущих занятий. И, несмотря на то, что аристократка изображена с пятью сыновьями, особое внимание уделяется её дочери…» — описание картины в Артхиве
6. Лавиния Фонтана водила дружбу со своими влиятельными натурщицами. Очевидно, клиенткам было более комфортно позировать живописцу-женщине. Она изображала их в разные моменты жизни — от помолвки до беременности и даже в период траура по почившему супругу. Некоторые её модели — такие как Констанца Сфорца Бонкомпаньи, герцогиня Сора — позже стали крёстными её детей или давали им свои имена. Других своих покровительниц, таких как Элеонора де Медичи и Изабелла Руини, Фонтана изобразила в виде библейских и мифологических персонажей, прославив тем самым их красоту и нравственность.
На картине «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1600) Лавиния Фонтана изобразила свою покровитель
На картине «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1600) Лавиния Фонтана изобразила свою покровительницу Элеонору де Медичи в образе правительницы царства Шеба. Позади герцогини стоят её фрейлины, а муж — Винченцо I Гонзага, герцог Мантуи — исполняет роль Соломона
7. Богатая светская клиентура завелась у Лавинии Фонтаны также благодаря отцу. Многие её ранние картины он продал по очень низким ценами или просто подарил — и эта рекламная стратегия имела успех. В 1584 году художница получила несколько крупных заказов от церкви, а её замужний статус, эрудиция, академическое образование и изначально скромные цены на работы привлекли также элиту болонского общества. Благородные заказчики стекалось к Фонтане, и она изображала их такими, какими они хотели видеть сами себя — облачёнными в расшитые шелка с драгоценными камнями и кружевами. Её картины — бесценный источник информации для историков моды.
  • Лавиния Фонтана, «Портрет дамы с комнатной собачкой» (1590-е). Художественная галерея Окленда
  • Лавиния Фонтана, «Портрет Констанцы Алидоси» (1594). Национальный музей женского искусства, Вашингтон
8. Лавинии Фонтане оказывали многочисленные почести. В 1603 году она с семьёй переехала в Рим по приглашению Папы Климента VIII, который скончался спустя два года. Следующий понтифик Лев XI, прозванный «Папа-молния», правил всего 28 дней и умер, переутомившись и переохладившись на церемонии собственной интронизации. Его преемник Павел V также покровительствовал и даже позировал художнице. В 1611 году скульптор Феличе Антонио Касони отлил профиль Фонтаны на бронзовом медальоне. За свои заслуги она была избрана в Академию святого Луки в Риме.
Медальон с профилем Лавинии Фонтаны отлитый в 1611 году скульптором Феличе Антонио Касони. Британски
Медальон с профилем Лавинии Фонтаны отлитый в 1611 году скульптором Феличе Антонио Касони. Британский музей, Лондон
9. Некоторые картины Лавинии Фонтаны были ошибочно приписаны Гвидо Рени. Например, это «Венера», «Богородица, поднимающая вуаль над спящим младенцем Христом» и «Визит царицы Савской к царю Соломону». На данный момент историки нашли записи о ста работах художницы, но пока обнаружены лишь 32 подписанных и датированных произведения. Существует ещё 25 картин, которые с высокой степенью вероятности могут быть приписаны ей. Таким образом, наследие Фонтаны может считаться самым обширным среди всех женщин-живописцев до 1700 года.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме