Варвара Николаевна (1852−1922) выросла в атмосфере благочестия и увлечения искусством, а в широте интересов и страсти к коллекционированию не уступала братьям. В лице Богдана Ивановича Ханенко (1849−1917) она встретила единомышленника и близкого ей по духу человека. Супруг окончил в 1871 году Московский университет, занимал должность мирового судьи в Петербурге, затем члена Варшавского окружного суда, служил в Департаменте юстиции. Он интересовался искусством, встречался с Шишкиным, Куинджи, Айвазовским, и рано начал собирать картины.
Метод проб и ошибок
Собирал артефакты Богдан Иванович с азартом охотника. Благодаря его чутью в Киеве можно увидеть работы Рубенса, Питера Брейгеля младшего, Ван Эйка, Перуджино, Франса Хальса, Рейнольдса, а диптих Ханенковское Поклонение волхвов неизвестного нидерландского художника ХV в. вошел во все мировые каталоги.Елена Живкова, зам. директора по научной роботе Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, рассказывает историю одного приобретения. Московский коннозаводчик Малютин попросил Ханенко срочно к нему приехать, дабы тот забрал у него ненужный хлам. Время было позднее, и осматривать полотна пришлось со свечой. Но даже при тусклом освещении и беглом осмотре чутье не подвело!
Без долгих раздумий Богдан Иванович забрал все оптом и был вознагражден: в его коллекцию попала редчайшая работа Хуана де Сурбарана (1620−1649) «Натюрморт с мельницей для шоколада». Есть мнение, что многие картины отца художника Франциска созданы при его помощи. Однако свирепствовавшая чума не пощадила его.
Правда, говорит Елена, у каждого коллекционера бывают ошибки. Таковой оказалось приобретение прелестной Инфанты, которая почти сто лет атрибутировалась как работа Диего Веласкеса. Приобрел это полотно Ханенко в 1912 году на распродаже коллекции консула Эдуарда Ф. Вебера (на то время самая значительная частная коллекция старых мастеров в Германии). В провенансе работы значится, что в 1891 году Портрет инфанты Маргариты из собрания дона Себастьяна приобрел некий Колнаги, который, в свою очередь, продал ценнейшее полотно Веберу. Мировые светила долго не соглашались признать киевскую Инфанту.
В 2008 году исследователи окончательно установили, что полотно принадлежит кисти Хуана Батисты дель Масо, ученика Веласкеса, и датировали её 1665 годом. Но многие посетители Музея по-прежнему стремятся в зал, где мерцает жемчугом из глубины веков Инфанта Маргарита, пусть уже и не Веласкеса.
Знания и деньги
Во времена зарождения коллекции Терещенко-Ханенко мало кто пропагандировал инвестиционную привлекательность произведений искусства. Сегодня об этом только и говорят, и во многом этот мотив становится основополагающим для коллекционирования произведений искусства. Собирают без разбора, не глядя, не имея при этом даже примитивных познаний. Как итог неоправданный рост цен и появление художественных мифов. А ведь в собирательстве произведений искусства главное не их финансовая состоятельность, а любовь! И только когда коллекционер приобретает артефакты интуитивно (однако не без основы: уже воспитан вкус), тогда даже в сумраке свечи можно разглядеть почерк мастера, как гончая взять след шедевра и мертвой хваткой взять добычу.Без денег коллекцию не собрать — аксиома, но при этом нельзя забывать о знаниях. В библиотеке Ханенко хранилось около 3 тыс. книг по искусствоведению, он консультировался с известнейшими специалистами того времени. Его коллекция считается выдающейся не столько по количеству экспонатов, сколько по их художественной ценности. А к созданию своего музея Богдан Иванович практиковал энциклопедический подход. Не зря над парадной лестницей, после реставрации здания в 1987—1998 гг. г. стала видна расчищенная надпись — первая терцина 4-й главы Божественной комедии Данте Алигьери:
Искусство в городе: шедевры – Киеву
В Киев Ханенки переехали из Петербурга в 1881 году. К этому времени уже стало очевидно, что коллекция не умещается в квартиру и нужно строить для нее отдельное помещение, да и скрывать свои приобретения от публики пара считала преступлением. Некоторые предпочитают любоваться в одиночестве, другие хвастаются в узком кругу близких друзей, а часть открывает музеи и распахивает двери для всех желающих.
Пара была бездетна, и плодом их многолетней любви и забот стал Музей. Иметь, например, картину Тициана или греческий мрамор пятого века и не показывать эти вещи это то же самое, что присвоить себе одному неопубликованные произведения Пушкина, Гете или Шекспира. Творения гениев по сути своей не должны принадлежать лишь тем, кто ими владеет — таково было кредо Богдана Ханенко.
Она скончалась в 1922 году. Похоронена рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря в Киеве.