Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
11 статей  •  3 теста

Поклонение волхвам Ханенко: история коллекции – история удачи и любви

Мне нравится3 
Только посмотрите — Рубенс, Питер Брейгель младший, Ван Эйк, Перуджино, Франс Хальс, Рейнольдс… Страсть коллекционирования не многим отличается от любовной страсти. Те же переживания: стремление к обладанию, разочарование, доходящий до безумия страх потери, скрытность, и в то же время желание поведать о своих победах окружающим Разве нет? Все так. С одним отличием коллекционирование взаимной привязанностью заканчивается намного реже, чем любовь, и история собрания супругов Варвары и Богдана Ханенко, — тому яркий пример. А как все многообещающе начиналось…

Для всех окружающих счастливая судьба этой пары была написана на небесах. Она — из семьи известного сахарозаводчика Николы Артемьевича Терещенко, который, как и его брат Федор, увлекался коллекционированием предметов искусства. Активно приобретая полотна русских художников на аукционах и с выставок, братья нередко соперничали с Третьяковыми.

Варвара Николаевна (1852−1922) выросла в атмосфере благочестия и увлечения искусством, а в широте интересов и страсти к коллекционированию не уступала братьям. В лице Богдана Ивановича Ханенко (1849−1917) она встретила единомышленника и близкого ей по духу человека. Супруг окончил в 1871 году Московский университет, занимал должность мирового судьи в Петербурге, затем члена Варшавского окружного суда, служил в Департаменте юстиции. Он интересовался искусством, встречался с Шишкиным, Куинджи, Айвазовским, и рано начал собирать картины.

В начале 1980-х Богдан Ханенко вышел в отставку. Отныне пару ничто не привязывало к месту, и они с увлечением принялись путешествовать по европейским столицам, знакомиться с музеями, коллекционерами, аукционными домами, антикварщиками.
Михаил Нестеров, которого с Киевом связывали годы работы (он принимал участие в оформлении Владимирского собора) был частым гостем семьи Ханенко. В письме художника родным от 18 февраля 1891 года можно прочитать: «Сегодня был вторично у Ханенко, рассматривал его коллекцию картин и редкостей, это собрание в своем роде единственное в России, даже в Москве этого нет в частных руках».

Метод проб и ошибок

Собирал артефакты Богдан Иванович с азартом охотника. Благодаря его чутью в Киеве можно увидеть работы Рубенса, Питера Брейгеля младшего, Ван Эйка, Перуджино, Франса Хальса, Рейнольдса, а диптих Ханенковское Поклонение волхвов неизвестного нидерландского художника ХV в. вошел во все мировые каталоги.
Елена Живкова, зам. директора по научной роботе Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, рассказывает историю одного приобретения. Московский коннозаводчик Малютин попросил Ханенко срочно к нему приехать, дабы тот забрал у него ненужный хлам. Время было позднее, и осматривать полотна пришлось со свечой. Но даже при тусклом освещении и беглом осмотре чутье не подвело!
В 1999 году Музею западного и восточного искусства вернули имя его создателей — Варвары и Богдана Ханенко. Совсем недавно! К сожалению бури войн и революций разметали предметы, любовно собранные Ханенками. Специалисты Музея говорят, что на сегодня от большой коллекции в Киеве осталось только треть некогда огромного собрания, но и то, что сохранилось — вызывает неизменный интерес и восхищение не только у праздного посетителя, но и у специалистов.

Без долгих раздумий Богдан Иванович забрал все оптом и был вознагражден: в его коллекцию попала редчайшая работа Хуана де Сурбарана (1620−1649) «Натюрморт с мельницей для шоколада». Есть мнение, что многие картины отца художника Франциска созданы при его помощи. Однако свирепствовавшая чума не пощадила его.

Роботы Сурбарана-сына чрезвычайно редки, к тому же практически невозможно найти подписанных им полотен, а ханенковский натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
как раз подписан.
Правда, говорит Елена, у каждого коллекционера бывают ошибки. Таковой оказалось приобретение прелестной Инфанты, которая почти сто лет атрибутировалась как работа Диего Веласкеса. Приобрел это полотно Ханенко в 1912 году на распродаже коллекции консула Эдуарда Ф. Вебера (на то время самая значительная частная коллекция старых мастеров в Германии). В провенансе работы значится, что в 1891 году Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
инфанты Маргариты из собрания дона Себастьяна приобрел некий Колнаги, который, в свою очередь, продал ценнейшее полотно Веберу. Мировые светила долго не соглашались признать киевскую Инфанту.

В 2008 году исследователи окончательно установили, что полотно принадлежит кисти Хуана Батисты дель Масо, ученика Веласкеса, и датировали её 1665 годом. Но многие посетители Музея по-прежнему стремятся в зал, где мерцает жемчугом из глубины веков Инфанта Маргарита, пусть уже и не Веласкеса.

Музею искусств имени Богдана и Варвары Ханенко посвящен наш отдельный материал

Знания и деньги

Во времена зарождения коллекции Терещенко-Ханенко мало кто пропагандировал инвестиционную привлекательность произведений искусства. Сегодня об этом только и говорят, и во многом этот мотив становится основополагающим для коллекционирования произведений искусства. Собирают без разбора, не глядя, не имея при этом даже примитивных познаний. Как итог неоправданный рост цен и появление художественных мифов. А ведь в собирательстве произведений искусства главное не их финансовая состоятельность, а любовь! И только когда коллекционер приобретает артефакты интуитивно (однако не без основы: уже воспитан вкус), тогда даже в сумраке свечи можно разглядеть почерк мастера, как гончая взять след шедевра и мертвой хваткой взять добычу.
Без денег коллекцию не собрать — аксиома, но при этом нельзя забывать о знаниях. В библиотеке Ханенко хранилось около 3 тыс. книг по искусствоведению, он консультировался с известнейшими специалистами того времени. Его коллекция считается выдающейся не столько по количеству экспонатов, сколько по их художественной ценности. А к созданию своего музея Богдан Иванович практиковал энциклопедический подход. Не зря над парадной лестницей, после реставрации здания в 1987—1998 гг. г. стала видна расчищенная надпись — первая терцина 4-й главы Божественной комедии Данте Алигьери:
Из двух равно манящих яств, в их выборе свободный,

к устам бы не поднес ни одного

и умер бы голодный
Как страстный коллекционер и поклонник живописи, он хотел представить в своем музее основные эпохи, поэтому, благодаря его энтузиазму сегодня на улице Терещенковской можно увидеть и египетские статуэтки, и античные скульптуры, и предметы византийской культуры, свитки и бронзу из Поднебесной.

Искусство в городе: шедевры – Киеву


В Киев Ханенки переехали из Петербурга в 1881 году. К этому времени уже стало очевидно, что коллекция не умещается в квартиру и нужно строить для нее отдельное помещение, да и скрывать свои приобретения от публики пара считала преступлением. Некоторые предпочитают любоваться в одиночестве, другие хвастаются в узком кругу близких друзей, а часть открывает музеи и распахивает двери для всех желающих.
Пара была бездетна, и плодом их многолетней любви и забот стал Музей. Иметь, например, картину Тициана или греческий мрамор пятого века и не показывать эти вещи это то же самое, что присвоить себе одному неопубликованные произведения Пушкина, Гете или Шекспира. Творения гениев по сути своей не должны принадлежать лишь тем, кто ими владеет  — таково было кредо Богдана Ханенко.
К тому же отец подарил Варваре участок по ул. Алексеевской 15 (ныне Терещенковская). Разрабатывая дизайн особняка, пара уже предполагала там размещение коллекции, и для каждой эпохи предусматривалось отдельное пространство. Так, Зеленый кабинет, где размещается средневековый раздел, отличается псевдоготическим стилем. Убранство Красной гостиной соответствовало эпохе Ренессанса. Дельфтская столовая имитировала голландский дом XVII в. с витражами, изделиями из дельфтского фаянса на стенах, высокими дубовыми панелями.
Богдан Иванович умер в 1917 году, а заветное желание его исполнилось: коллекция стала общенародной, более того стала основой нескольких киевских музеев (Национально-художественного, Русского, Западного и восточного искусства). Варваре Николовне повезло меньше последние дни новая власть отлучила ее от любимых предметов, которым была посвящена жизнь супругов.

Она скончалась в 1922 году. Похоронена рядом с мужем на кладбище возле Выдубецкого монастыря в Киеве.

 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP