Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
9 статей  •  3 теста

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко

Мне нравится1 
В Киеве на улице Терещенковской находится музей, известность которого шагнула далеко за пределы Украины. Он знаменит самым богатым и полным в Украине собранием западного и восточного искусства: в коллекции — около 20 000 произведений из коллекции щедрых меценатов и последующих поступлений.

В Киеве на улице Терещенковской находится музей, известность которого шагнула далеко за пределы Украины. Музей этот знаменит самым богатым и полным в Украине собранием западного и восточного искусства. Появлением музея киевляне обязаны известным коллекционерам и меценатам — Богдану и Варваре Ханенко, которые в 1919 г. подарили городу свое богатейшее собрание вместе с особняком и ценной библиотекой. С того времени экспозиция пополнилась и сегодня коллекция музея насчитывает около 20 000 произведений. В память об основателях музея, он назван в их честь — Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Фотография. Богдан Иванович Ханенко
Фотография. Варвара Николовна Ханенко
  • Богдан Иванович Ханенко
  • Варвара Николовна Ханенко
В начале ХХ в. художественное собрание Ханенко считалось одним из лучших в Российской империи. Супруги собирали картины, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, приобретая их у известных коллекционеров Москвы, Петербурга, а также в антикварных салонах и на мировых аукционах. Позже значительно пополнили экспозицию музея собрание петербургского коллекционера В. Щавинского, произведения из яготинского собрания князей Репниных, Кабинета искусств Киевского университета, частные коллекции Терещено, Сахновских, Гудим-Левковичей, Т. Жаспар, а также музеи Москвы, Ленинграда и Киева.
Сегодня экспозицию музея составляют две коллекции — «Западноевропейское искусство» и «Восточное искусство».

Западноевропейская коллекция представлена в старинном особняке Б. Ханенко, интерьер которого оформлялся в 1889—1895 гг. Особо яркое впечатление производят произведения искусства, органично вписанные в изысканные интерьеры, стилизованные под разные эпохи от готики до рококо и тем самым воссоздают дух времени, представленных в нем коллекций.
Коллекция западноевропейского искусства не дает полную картину о развитии искусства стран Западной Европы, но памятники, представленные в этом разделе, имеют высокую художественную, историческую ценность и многие из них являются уникальными.

Открывает экспозицию 70 произведений искусства Древнего мира из Египта, Греции, Этрурии и Рима. Культура Египта представлена скульптурой и предметами погребального культа (IV тыс. до н.э. — I тыс. н.э.), — редкими образцами древнего искусства для украинских музеев. В разделе Античной Греции особую ценность представляют изысканные расписные вазы (II тыс. до н.э. — II в. н.э.) и знаменитые танагрские статуэтки — изящные женские фигурки из терракоты (IV-III вв. до н.э.). Таинственная культура Древней Этрурии привлекает редчайшими не только для украинских, но и для мировых музеев терракотовыми статуями плакальщиц (III в. до н.э.). С древнеримским искусством зрителя знакомят мраморные портреты (II в. н.э.) и предметы из античного стекла.

В зале, посвященном европейскому искусству эпохи Средневековья и Ренессанса, представлены алтарные картины, деревянная и бронзовая скульптура, мебель и декоративно-прикладные предметы. Особой гордостью коллекции являются лиможские эмали XII—XVI вв. — предметы церковной утвари, исполненные на уровне ювелирного искусства.

Коллекция музея также хранит замечательное собрание итальянской майолики XV—XVI вв.: вазы, чаши и блюда разнообразных форм, декорированные полихромной росписью. Этот вид керамики представляют почти все ведущие художественные центры Италии: Дерута, Урбино, Губбио, Кастель Дуранте, Венеция, Фаэнца. Среди живописных работ периода Ренессанса привлекает внимание картина венецианца Джентиле Беллини «Мадонна с Младенцем», написанная на одну из любимых тем мастера.
Продолжает экспозицию живопись Италии XVI—XVIII вв. Здесь вниманию зрителя представлены полотна художников итальянского барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
Читать дальше
, а также картины венецианских мастеров «ведуты», — особого вида городского пейзажа. Ведута
Здания и улицы, архитектурных достопримечательности, настоящие или выдуманные, – главные сюжеты картин в жанре «городской пейзаж». Читать дальше
представлена произведениями прославленных мастеров этого жанра: Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и Франческо Тирони.
Отдельный зал посвящен живописи Фландрии, Голландии и Нидерландов XV—XVII вв. О творчестве северных мастеров дают представление портреты, натюрморты, жанровые сцены таких всемирно известных живописцев, как Питер Пауль Рубенс, Питер Брейгель Младший, Якоб Йорданс, Ян Веникс и др.
Искусство Испании XV—XVII вв. представлено немногочисленными, но очень ценными произведениями. Бесспорными достоинствами обладают картины «Вознесение Богоматери» Мастера арагонской школы XV в. и «Натюрморт с мельницей для шоколада» Хуана де Сурбарана. Одним из бесценных шедевров коллекции и визитной карточкой музея является картина выдающегося испанского живописца Диего Веласкеса «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
инфанты Маргариты», которую Б. Ханенко приобрел на аукционе в Берлине и считал это редкой удачей.
Особого внимания в экспозиции французской живописи XVI—XVIII вв. заслуживает серия портретов блестящих мастеров этого жанра Жака Луи Давида, Элизабет Виже-Лебрен, Луи Токе, Алексиса Гриму, а также композиция «Амуры» яркого представителя французского рококо — Франсуа Буше.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет польского короля Станислава II Августа (Понятовского)
Жак-Луи Давид. Портрет Лазаря Гоша
Отдельный зал в экспозиции музея посвящен европейскому декоративному искусству эпохи рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
, он называется «Золотой кабинет» и отличается особым изяществом. Зал украшают четыре фламандские гобелены, рассказывающие историю героя романа испанского писателя XVII в. Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский». Салон отражает характерный для рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
дух куртуазности и галантного веселого общества при дворах Европы в XVIII в.

Особую ценность музея представляют уникальные византийские иконы VI—XIII вв., которые относятся к самым древним из известных на сегодня. Они были найдены в синайском монастыре Святой Екатерины архимандритом Порфирием Успенским в 1850 г. и пополнили коллекцию музея в 1940 г.
Музей хранит крупнейшую в Украине коллекцию произведений искусства Востока. Сегодня она размещается в доме рядом с историческим особняком Б.Ханенко. В четырех залах экспозиции развернуты выставки «Буддийское искусство», «Искусство Китая», «Искусство стран ислама», «Искусство Японии».

В зале Буддийского искусства представлена буддийская алтарная скульптура VI—XII вв., разнообразные предметы культа, такие как ритуальная чаша «капала», нож «пурбу», сакральный камень «мани», отличающиеся высоким художественным уровнем исполнения. Интересны иконы-танка, написанные мастерами XVIII—XIX вв. из Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии.

Коллекция «Искусство Китая» наиболее крупная в музее. С традициями древней цивилизации знакомят предметы из литой бронзы эпохи Хань (206 до н.э. — 221 н.э.). Собрание китайской классической живописи на свитках и монументальная храмовая скульптура представлены в экспозиции произведениями эпохи Мин (1368−1644). Дополняют экспозицию изделия из фарфора, предметы из резного камня, кости, эмали и шелка.

В экспозиции «Искусство стран ислама» собраны художественные произведения из Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции, стран Средней Азии и Кавказа. Здесь вниманию зрителя представлены редкостные образцы персидского и родосского фаянса, листы из рукописей Корана, изделия из бронзы X—XVIII вв., и небольшое, но исключительно ценное собрание миниатюры.

Японское искусство представлено в музее преимущественно памятниками эпохи Токугава (1603−1868). К лучшим образцам японской коллекции этого периода относится собрание эстампов цветной ксилографии, выполненные известными мастерами Кийонага, Корюсай, Хокусай, Хиросиге. Музей хранит одну из крупнейших в Восточной Европе коллекций цуб (художественно оформленная деталь самурайского меча). Ценителям японского декоративно-прикладного искусства интересно будет познакомиться с киевским собранием миниатюрной скульптуры нэцкэ и коллекцией фарфора.

Сегодня киевский Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко привлекает поклонников произведений искусства своей исключительной экспозицией и чарующей атмосферой, а ставшие здесь традицией выставки всемирно известных европейских музеев, дарят зрителям новые встречи и открывают новые имена.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP