Четыре культовые цитаты, которые художники на самом деле не произносили
«После работы я просто отдыхал
, смотрел [телешоу] „20/20“, — писал
Энди Уорхол в своём дневнике 27 июля 1978 года. — Было забавно услышать слова Хью Даунса „как однажды сказал Энди Уорхол
, в будущем все станут знаменитыми за 15 минут“ вместо „в перспективе все будут знамениты лишь 15 минут“. Телевизионщики всегда что-то путают
, например
, „в будущем станут знамениты 15 человек“».
К чести Даунса, он по крайней мере правильно назвал художника. Сейчас интернет наводнён фальшивыми цитатами на «аткрытках» и демотиваторах, ими украшены декоративные подушки, кофейные кружки и хозяйственные сумки, выставленные на Pinterest и Etsy. Вот четыре таких «культовых» высказывания, на самом деле не принадлежащие художникам, которым их приписывают.
«Хорошие художники копируют, великие художники крадут».
Некоторые цитаты ошибочно прилипают к знаменитостям в один момент. Другие обретают «авторство» в течение поколений. Знаменитую максиму про «копируют и крадут» в её нынешнем виде придумал британо-американский поэт Томас Стернз Элиот. В 1920 году он написал: «Молодые поэты подражают, зрелые поэты воруют». Эту фразу приписывают также русскому композитору Игорю Стравинскому (в варианте для музыкантов она звучит как «хороший композитор не подражает, он ворует») и американскому писателю Уильяму Фолкнеру.
Фото слева: PictureQuotes.com
А имя
Пабло Пикассо «присоединил» к этому афоризму в 1980-х годах сооснователь корпорации Apple Стив Джобс.
Но среди множества фальшивых цитат, присвоенных испанскому художнику, есть ещё более абсурдная. В 1952 году обозреватель Washington Post написал, что газеты в Париже были «взвинчены» сообщениями о сенсационном признании, вышедшем из студии Пикассо. Знаменитый мастер якобы сознался, что не находит «мужества думать о себе как о художнике в великом и древнем смысле этого слова» и на самом деле считает себя просто «массовиком-затейником, который понял своё время».
В действительности же это интервью было отрывком из сатирического романа итальянского писателя Джованни Папини, написанного в 1931 году. Его главный герой Годжинс, вымышленный бизнес-магнат, наполовину гаваец, путешествует по миру и беседует с такими людьми, как Гитлер, Ганди, Генри Форд и, как вы уже догадались, Пикассо.
Эта фальшивая цитата обманула не только парижских газетчиков и Washington Post, но позже появилась в американском журнале LIFE и британской The Guardian.
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре» (1905). ГМИИ им. Пушкина, Москва
Пабло Пикассо, «Обнажённая в красном кресле» (1929). Музей Пикассо, Париж
«Я скорее умру от страсти, чем от скуки».
Среди немногих людей
, которые поддерживали
Винсента Ван Гога во время пожизненных психологических неурядиц
, на первом месте стоит его брат Тео. Ему были адресованы более девяти сотен писем
, которые голландский художник написал между 1872-м и 1890 годами.
Оттуда взяты самые известные высказывания, которые теперь широко распространились под его именем: «Я всегда делаю то, что ещё не умею, чтобы научиться этому»; «Великое создаётся не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому»; «Нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей». И, наконец, 2 октября 1884 года: «Я скорее умру от страсти, чем от скуки».
Фото слева: passionquot.blogspot.com
Но с последней фразой есть один существенный нюанс. Ван Гог, который незадолго до того прочитал «Дамское счастье», процитировал автора романа — французского писателя Эмиля Золя. И Тео это понял. А вот создатели «аткрыток», где афоризм приписывают художнику, — нет.
«Раньше я думала, что я — самый странный человек в мире, но потом мне пришло в голову, что в мире так много людей, и наверняка есть вторая такая же причудливая и несовершенная, как я».
Ребекке Кэтрин Мартин было 15 лет, когда она нечаянно сфабриковала эту цитату, ныне прочно связанную с Фридой Кало.
Путаница началась в 2008 году после того, как канадская девочка-подросток напечатала эти слова на журнальной вырезке с портретом художницы и отправила коллаж на PostSecret — популярный арт-сайт, где публикуются открытки с анонимными признаниями.
По мере того, как изображение распространялось по интернету, слова Мартин и лицо Кало стали неразрывно связаны.
Фото слева: Sualci Quotes
Ребекка изо всех сил пыталась исправить ситуацию, но безуспешно. «Я не могла отловить все эти мемы один за другим и сказать каждому: «Слушайте, вообще-то у вас абсолютно неверное представление о госпоже Кало, — рассказывала она. — То, что вы приписываете ей, на самом деле сочинила недалёкая девочка-подросток из Маркхема в провинции Онтарио».
Так что десять лет спустя вы все ещё можете всего за 10 американских долларов заказать с лицом Кало и этой фразой.
«Простота — это наивысшая форма утончённости».
Фразу
, наиболее близкую к этой максиме
, можно найти в одной из сохранившихся записных книжек
Леонардо да Винчи. Размышляя о происхождении души
, итальянский гений написал следующий пассаж:
«Хотя человеческая находчивость позволяет выдумывать различные вспомогательные машины, предназначенные для одних целей, никто никогда не придумает ничего более красивого, более простого и более отвечающего замыслу, чем природа; потому что в её изобретениях нет ничего недостающего, ничего лишнего и ей не нужны противовесы, когда она приспосабливает конечности для движений тел животных».
По словам Гарсона О’Тула — основателя сайта Quote Investigator («Исследователь цитат»), недавно написавшего книгу «Хемингуэй этого не говорил» — раньше всех эту фразу сформулировала в пяти словах драматург и член американского Конгресса Клэр Бут Люс в 1931 году.
А в июле 2000 года итальянский копирайтер ошибочно приписал выражение Леонардо да Винчи в многостраничной рекламе Campari в журнале New Yorker.
Слева: Леонардо да Винчи, «Мадонна Литта» (1490-е). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Точное цитирование — это не приоритет для рекламных текстовиков, — сказал О’Тул изданию Artsy. — Их главная мотивация — продажи».
Адаптированный перевод. Оригинал статьи на сайте
Artsy