войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

История любви в картинах: Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова

Ах, что за молодежь нынче? Где благородство? Где скромность и достоинство, которыми так отличались барышни ХІХ века? Некоторые из них, действительно, падали в обморок от одного намека на грубое слово. Но такие вряд ли становились музами. А вот графиня Юлия Самойлова была музой самого Карла Брюллова. И жизнь вела такую, что и неробкого десятка барышень могла бы вогнать в краску рассказами о своих похождениях.
История любви в картинах: Карл Брюллов и графиня Юлия Самойлова
Впрочем, стоит признать, что многое приписывала молва. Но Самойлова не возражала. Например, ходили слухи, что она выбирала себе в любовники… всех. Вообще всех мужчин, кто удостаивался быть приглашенным в ее имение. А если кто отказывался, то крепостные силой тащили его в постель неуемной мессалины. Это, скорее всего, ложь. Потому что Юлия Павловна была настолько обворожительна, что сложно себе представить мужчину, который бы так противился более близкому общению с ней, что пришлось бы подключать «к постели волокущих». Кроме того, графиня была добра. И вряд ли стала бы раздавать ущемляющие свободу своих гостей приказы. Свобода — это, пожалуй, то, что графиня Самойлова любила, если не больше, то наравне с мужчинами, музыкой, живописью и литературой. Она была блестяще образованна. Взбалмошна. Невероятно богата и расточительна. И… не очень счастлива. Все время куда-то убегала, неслась, летела. Счастливые люди не продуцируют вокруг столько суеты. Зато благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент), 1830-е
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент), 1830-е

Тайна, покрытая браком

У Юлии Павловны была не жизнь, а сплошной фейерверк. Увы, теперь точно не разобрать, что именно является правдой, а что — слухами и домыслами. Начать с того, что сплетнями окружено даже ее происхождение. Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем. В пользу такой экстравагантной версии выступают два факта — итальянская внешность Юлии Павловны и то, что приемный дед именно ей и еще двоим своим внебрачным детям завещал свое огромное состояние.
Есть еще один слух. И он, с еще большей вероятностью, является правдой. В возрасте 15 лет Юлия тогда еще Пален — фрейлина при дворе — стала любовницей российского императора Александра I.
С ее беременностями быстро расправлялись лейб-медики, а Юлия Павловна навсегда осталась бесплодной. Яркую красавицу Юленьку государь держал подле себя несколько лет, но потом, как честный человек, решил, что пора жениться. Какому-нибудь приличному парню-офицеру на фаворитке царя. Так как очереди из желающих прикрыть репутацию фрейлины не выстроилось, государь сам выбрал дворянское семейство. Им стали Самойловы. Флигель-адъютант императора, красавец Николай Самойлов был категорически против. Но маман очень быстро объяснила строптивому сыну, что Александр І вовсе не спрашивал «хочешь-не хочешь», а сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Венчание состоялось.
Юлия Самойлова чувствовала себя виноватой перед молодым мужем. Супруг ей не перечил: «Да, ты очень в



Юлия Самойлова чувствовала себя виноватой перед молодым мужем. Супруг ей не перечил: «Да, ты очень виновата». И пил-кутил, много играл, проигрывая солидные суммы из приданого жены. Вел себя так, чтобы максимально продемонстрировать, какая неизгладимая рана ему нанесена. В итоге супруги Самойловы расстались, причем их развели официально. С возвратом приданого. Точнее, той части, что от него осталась после кутежей мужа.





П.Ф. Соколов.
Граф Николай Александрович Самойлов.

И как раз с этого момента началась разгульная жизнь красавицы графини.

Вулканические страсти

Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали. А встретились они тогда, когда оба уже стали причиной гибели других из-за несчастной любви.
Молоденькая Анриенна Демулен утопилась в Тибре из-за неразделенной любви к надменному Карлу. Брюллов пытался оправдаться, что не знал, какие страсти бушуют из-за него. А предсмертное письмо просто не успел прочитать. Да и, в конце концов, разве он виноват, что так нравится женщинам?
За спиной у Юлии Самойловой тоже стояла смерть: в обществе шептались, что бедный корнет Эммануил Сен При застрелился, потому что графиня не пожелала разделить его пыл. В отличие от Брюллова Самойлова даже не попыталась оправдаться. Мало ли, кто там стреляется? За всеми не уследишь. И, кстати, этот случай опровергает слух о том, что Юлия Павловна принуждала мужчин к близости. Она была разборчива.
Брюллов и Самойлова познакомились в Италии, на ужине у князя Гагарина. Причем князь до этого предупредил художника: «Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума». Примерно в таких же выражениях графиню Юлию Павловну описывал Гоголь, который тоже часто гостил в Италии: «Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, — прекрасная как женщина».
Ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило Карла Брюллова. А еще — красивое лицо и роскошная фигура.
Время знакомства Брюллова и Самойловой совпало с работой художника над его самой знаменитой картиной «Последний день Помпеи» (1828−1833).
Графиня, чей темперамент вполне можно было сопоставить с вулканом, вызвалась позировать Брюллову. И на полотне ее образ запечатлен трижды. Девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.
На полотне «Последний день Помпеи» образ Юлии Самойловой повторяется трижды. В том числе и рядом с х
На полотне «Последний день Помпеи» образ Юлии Самойловой повторяется трижды. В том числе и рядом с художником, которого Брюллов написал с себя
Да, у Юлии Самойловой не было своих детей, но она удочерила двух итальянок — Амацилию и Джованину. Их Карл Брюллов изобразил на своем полотне «Всадница» (1832).
Также художник написал Юлию Павловну с ее воспитанницей Джованиной, и эта картина вызвала огромный восторг публики.
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня. Она называла его Бришкой и всячески демонстрировала, что лично ей чужда ревность: ни в какой Тибр, Сену или Волгу из-за любви к Брюллову она не прыгнет.
Фрагмент работы, как объявлено, Карла Брюллова «Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм).
Фрагмент работы, как объявлено, Карла Брюллова «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм). Работа из частной коллекции экспонировалась в 2013 году Русском музее на выставке работ художника.

«Драгоценный мой Бришка»

В 1839 году, будучи в России, Карл Брюллов женился. Его избранницей стала дочь Рижского бургомистра Эмилия Тимм. Полная противоположность Юлии Самойловой. Тихая, юная, нежная, скромная пианистка. Ни дерзости во взгляде, ни порывов и страстей. Как раз таких барышень XIX века любят ставить в пример современным девушкам.
Брак состоялся. Но и месяца не прошло, как молва свидетельствовала: пьяный Брюллов выгнал супругу босую из дому, предварительно избив и даже вырвав серьги из ушей. Высочайшим повелением художника заставили прийти к графу Бенкендорфу для разъяснений. Что именно объяснил Брюллов, доподлинно неизвестно. Но ему разрешили развестись.
Сейчас наиболее популярной версией случившегося считается такая: Брюллов узнал, что его жена вовсе н



Сейчас наиболее популярной версией случившегося считается такая: Брюллов узнал, что его жена вовсе не так невинна, как казалось. Она была совращена собственным отцом, и эти отношения продолжились и после свадьбы.









Карл Брюллов. Эмилия Тимм. Акварель, 1838 г.

Утешать «драгоценного Бришку» из Италии примчалась графиня Самойлова. И у нее все получилось: художник постепенно вернулся к работе и создал одну из лучших своих картин.

Покинувшая маскарад

Карл Брюллов на одном из лучших портретов Юлии Самойловой изобразил свою подругу презревшей условности светского «театра». Алый занавес отделяет ее от маскарадных шутов. Живой, настоящей Юлии нечего здесь делать.
Поэт Евгений Баратынский посвятил Юлии Самойловой строки:

Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?

На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:

Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…
…Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете». Но они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году. А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери. Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.
Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года.
Рекомендуемые работы
Савелий Камский. Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
Исаакиевский собор. Магия зимней красоты
2024, 50×60 см
$533
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Улицы солнечной Тускании. Италия
  • Реклама
Улицы солнечной Тускании. Италия
2019, 30×24 см
$391
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Главная иллюстрация: коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
, Карл Брюллов (автопортрет); Б.Ш.Митуар, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Юлии Самойловой (1825. Государственный Эрмитаж).