Дали ! В переводе с каталонского, родного языка матери сюрреалиста, дословно его фамилия означает «желание». Вслед за именем, каждый элемент на полотнах художника является определенным кодом к пониманию его работ. Поиграем в дешифровщиков?
Ангелы — мистические существа, наполнявшие Дали душевным трепетом. Наверное, поэтому зачастую он изображал их рядом со своей возлюбленной Гала. Крылатые небожители символизировали для автора чистоту и возвышенность. («Падший ангел», 1951)
Аппараты — антоним символов разлагающейся материи и предмет восхищения художника как ярого приверженца науки. («Аппарат и рука», 1927)
Выдвижные ящики — символ подсознательного, скрытых желаний. (Скульптура «Венера Милосская с ящиками», 1936)
Горящий жираф — образ грядущей войны, который стал появляться на полотнах Дали накануне Второй мировой. («Сотворение чудовищ», 1937)
Груши — легко считываемое олицетворение страстно желанных женских форм. Помимо этого имеет и иное, весьма неожиданное, значение — любовь Иисуса к человечеству.
Горящий жираф — образ грядущей войны, который стал появляться на полотнах Дали накануне Второй мировой. («Сотворение чудовищ», 1937)
Груши — легко считываемое олицетворение страстно желанных женских форм. Помимо этого имеет и иное, весьма неожиданное, значение — любовь Иисуса к человечеству.
Венера Милосская с ящиками
1936, 98 см
Кипарис. Сидя за школьной скамьей, Дали частенько поглядывал в окно, на растущие за ним кипарисы, пытаясь по падающему на их листья свету, понять, сколько осталось до конца учебного дня. С тех пор эти деревья-свечи стали для него символом измерения времени. («Окостенение кипариса на рассвете», 1934)
Костыль — опора, предмет, который художник использует во многих картинах для поддержки мягких структур. («Мягкий автопортрет с жаренным салом», 1941)
Костыль — опора, предмет, который художник использует во многих картинах для поддержки мягких структур. («Мягкий автопортрет с жаренным салом», 1941)
Кузнечик — с детства художник панически боялся этих насекомых, потому на его полотнах они символизируют страх. («Просвещенные удовольствия», 1929)
Лев — символ мужской потенции. На всех картинах Дали царь зверей изображен в позиции превосходства. («Приспосабливаемость желаний», 1929)
Лобстер — символ девственной невинности. «Как лобстеры, молодые девушки изысканны внутри. Как у лобстеров, их щит — произведение архитектуры. Как лобстеры, они краснеют, когда кто-либо хочет сделать их съедобными». («Кадриль лобстеров», 1969)
Лев — символ мужской потенции. На всех картинах Дали царь зверей изображен в позиции превосходства. («Приспосабливаемость желаний», 1929)
Лобстер — символ девственной невинности. «Как лобстеры, молодые девушки изысканны внутри. Как у лобстеров, их щит — произведение архитектуры. Как лобстеры, они краснеют, когда кто-либо хочет сделать их съедобными». («Кадриль лобстеров», 1969)
Утреннее окостенение кипариса
1934, 82×66 см
Морской ёж. Излюбленный деликатес сюрреалиста символизирует с одной стороны совершенство, с другой — контраст в восприятии: сначала люди наталкиваются на колючки и лишь потом поглощают нежнейшее мясо. Похожей смысловой нагрузкой Дали наделил и улитку, которая стала одним из ключевых символов его творчества. (Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных геометрических тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала, 1954)
Муравьи — символизируют для Дали смерть и распад, но в то же время, вожделение. Как-то раз художнику приснилась ладонь с отверстием посредине, из которого появлялись насекомые. Этот образ он процитировал в киноленте «Андалузский пес», созданной совместно с режиссером Луисом Бонюэлем. (Плакат «Великий маструбатор», 1929)
Мухи — олицетворение паранойи и духовного разложения (Святой Нарцисс и мухи, 2973)
Мягкие часы. В переводе на язык простых смертных — относительность времени. Образ часов Дали как-то раз разглядел в поглощаемом им горячем сыре. (Треугольный час, 1933)
Осел — отголосок психологической травмы, полученной Дали в детстве, когда он увидел разлагающуюся тушу осла. («Мед слаще крови», 1941)
Великий мастурбатор
1929, 110×150 см
Привидения в белых одеждах. Дали казалось, что эти существа скрывают свои тела под саванами от стыдливости, поэтому он сделал их ее символами. («Призрак сексуальной привлекательности», 1934)
Разлагающиеся животные — нечто слезливое-сентиментальное и потому чуждое Дали в искусстве. («Дохлый осел», 1928)
Рог носорога — безупречная красота. Испанца восхищала математическое совершенство этой формы, которую он предлагал сделать единицей измерения всех объектов. («Носорогообразная Фигура Илисса Фидия», 1954)
Слоны — животные, символизирующие доминирование. Несмотря на это, их тела всегда опираються на тонкие хрупкие ноги, что говорит о зыбкости величия и власти. («Искушение святого Антония», 1946)
Усы — элемент стиля, ставший своеобразным брендом. «Я хотел превзойти Ницше даже своими усами, — писал сюрреалист. Мои — не были депрессивными и смятыми музыкой Вагнера. Нет! Они должны были быть тонкими, империалистическими и взмывать в небо».
Хлеб — страх нищеты («Ретроспективный бюст женщины», 1933)
Сальвадор Дали. «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся садомизировать краюшку португальского хлеба». 1932
Холст, масло. 16,8×32 см
Частное собрание
Части тела. Изображая ноги, пальцы, торсы и головы, Дали подразумевал свободу. Сам он признавался в том, что любит рассматривать свой большой палец, держа в руке палитру и восхищаясь его обособленностью. (Фигуры, лежащие на песке, 1926)
Кстати, эту картину среди 220-ти арт-объектов с мая по декабрь 2014 г. можно увидеть на самой большой ретроспективе творчества Сальвадора Дали в Латинской Америке. В частности, работы можно увидеть в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (Бразилия).