Особо притягательным для них было творчество Михаила Бойчука и его учеников. Бойчук — основатель украинской монументальной школы, опередившей мексиканских муралистов Риверу, Ороско и Сикейроса на десятилетие. Этих украинских художников сегодня относят к «расстрелянному Возрождению», репрессированных деятелей культуры в Украине в 1920—1930-е гг.
Следующее поколение художников, — будущие шестидесятники, — воспитывались в антикультурной атмосфере соцлагеря. С началом оттепели в 1960-е они узнали о «запрещенном искусстве». Путь творческого поиска этих художников был связан с национальной традицией и историей.
Основатель клуба, студент режиссерского факультета Л. Танюк так вспоминает приход художников: «Как-то в один прекрасный день сидели мы в большом зале института, человек 50−60, и вдруг открываются двери и заходит большая компания экстравагантных молодых людей: художники! Привела их Алла Горская. Высокая, волосы волнами, белый свитер, синие брюки спортивного кроя. Очень голосистая, жизнерадостная, — мгновенно все переиначила, и через несколько минут мы уже говорили о необходимости развивать искусство украинской театральной афиши, о возвращении к истокам и традициям, о необходимости равняться на самих себя, на Бойчука и Курбаса, быть достойными наших поэтов, которые уже тогда звучали… Собственно, с этого прихода и начался настоящий Клуб творческой молодежи».
В следующем году творческая группа начинает заниматься монументальным искусством, вспоминая свою национальную школу Бойчука. Соединение традиции и новаторства привели к яркому и образному искусству. В 1965—1966 гг. А. Горская, Г. Зубченко, В. Зарецкий оформили экспериментальную школу № 5 в Донецке — главный фасад и 8 боковых стен украсили мозаичными панно.
А. Горская в 1960-е гг. активно выступала против репрессий и гонений, которым подверглись украинские культурные деятели. Она выступила с протестом против сфабрикованного процесса над В. Черноволом, которого обвиняли в национализме. В 1965 г. подписала «Письмо 139-ти», отправленное секретарю КПСС в Москву против преследований украинских художников и писателей. После того, как в 1963 г. Горская и ее близкий круг обнародовали информацию о массовых расстрелах НКВД в 1937 г. в Быковне (Киев), за художниками следили службы КГБ и постоянно вызывали на «беседы».
А.Горская «Портрет поэта В. Симоненко», 1964
Виктор Зарецкий (1925−1990) после смерти жены своим творчеством не вызывал подозрений у власти. Его художественная манера, как признавался сам художник, менялась четыре раза. Зарецкий ушел в декоративность, искал связь с украинским народным искусством.
Художник-шестидесятник Афанасий Заливаха (1925−2007) принимал участие в создании крамольного витража «Шевченко», в 1966 г. его осудили на пять лет строго режима за антисоветскую агитацию. Срок он отбывал в Мордовии. Художник вспоминает, как его приехала навестить А. Горская и ее не пустили — «она была похожа на княгиню, которую не пускают в ее владения».
Первые живописные работы Людмилы Семыкиной (1924 г. р.), — художницы из славной когорты «непокоренных», — изображали будни советской страны. После участия в создании витража Шевченко, художницу исключили из Союза художников, а в СССР это значило поставить крест на творческой карьере…
«Серый — доминирующий. Навеян армянским камнем, архитектоникой руин. Серый позволяет делать колоссальную паузу для основного акцента. На его фоне деталь становится изысканной. Он начинает властвовать. Это такая музыка, такая гармония… Интеллектуальный, княжеский цвет. Черный — цвет нейтральный, беззвучный. Именно поэтому он таинственный. Пусть кто-нибудь скажет, что земля без тайн. У человека, понимающего эти вещи, кровь меняет свою формулу, наполняется оптимизмом. Вместе с тем — это сила, драматизм и одиночество. Ни одна цветовая гамма не обходится без черного. А золото — это символ солнца, скифско-сарматская душа. Недаром в древнем языке «славянин» означает «тот, кто происходит от солнца» (из интервью газеты ZN.UA. 2004).
Л.Семыкина «Хозяйка Медной горы». Этюд. 1959