Питер де Хох (
Pieter de Hooch, а также de Hoogh и de Hooghe; декабрь 1629, Роттердам – 1684 или позже, Амстердам) – живописец-жанрист голландского Золотого века, мастер сложных перспектив.
Особенности творчества Питера де Хоха: Наряду со своими современниками
Герритом Доу,
Габриэлем Метсю и
Яном Вермеером сыграл новаторскую роль в продвижении голландской жанровой живописи в XVII веке. При этом долгое время был популярнее последнего и, как показывают новейшие исследования, повлиял на становление стиля «сфинкса из Дельфта». Питер де Хох особо известен как художник интерьеров – сложных пространственных композиций и атмосферного света. Его картины на пике творчества отличаются необыкновенной прозрачностью и выверенной геометрией великолепно обставленных комнат.
Известные картины Питера де Хоха: «Дворик в Дельфте»,
«Игроки в карты в солнечной комнате»,
«Материнские обязанности»,
«Интерьер с женщинами у бельевого шкафа».
Роттердам – Дельфт – Амстердам
Питер Хендрикс де Хох был крещён в Реформатской церкви в Роттердаме 20 декабря 1629 года. Его отец был мастером-каменщиком, мать – повитухой. Согласно записям, у будущего живописца был лишь один учитель – пейзажист
Николас Питерс Берхем из Гарлема. Точные даты этого студенчества неизвестны. И, судя по всему, интерес преподавателя к классическим руинам и пасторальным образам не оказал особого влияния на ученика. Первыми картинами Питера де Хоха были так называемые koortegardje – изображения шумных солдат в конюшнях, казармах или тавернах.
Самая ранняя запись о Питере де Хохе в Дельфте относится к 5 августа 1652 года, когда он засвидетельствовал завещание вместе со своим коллегой
Хендриком ван дер Борхом. Годом позже молодой человек был зарегистрирован как художник, а также dienaar (слуга или помощник) богатого торговца полотном Юстуса де ла Гранже, жителя Дельфта и Лейдена. В описи 1655 года у этого купца значились одиннадцать картин де Хоха. В 1654 году живописец женился на Яннете ван дер Борх из Дельфта, вероятно, сестре своего друга Хендрика. У пары было семеро детей.
В 1655 году Питер де Хох вступил в Гильдию святого Луки в Дельфте и платил взносы следующие два года. Он писал в основном сцены с весёлыми компаниями (gezelschappen) и портреты, а также специализировался на интерьерах домов среднего класса и дворах, где простые люди занимаются обычными делами.
В Дельфте де Хох оставался до конца десятилетия, но где-то между серединой 1660-го и апрелем 1661 года поселился в Амстердаме. По-видимому, там он прожил до конца своих дней. Долгое время предполагалось, что 54-летний мастер скончался в 1684-м (этим годом датируются последние картины) в dolhuis, приюте для душевнобольных. Однако ныне считается, что умерший там Питер де Хох был сыном-тёзкой художника.
Цвет, свет и перспектива
Пик карьеры Питера де Хоха пришёлся на период между 1655-м и 1662 годами. Практически все его картины тех лет изображают группу людей за повседневными занятиями или сдержанными развлечениями. Атмосферу этих работ отличают спокойствие, простор и лёгкость. Такие эффекты достигаются благодаря сложному построению перспектив, сочетанию цветов и виртуозным экспериментам со светом. Всё это также существенные элементы стиля Яна Вермеера, с которым де Хох был знаком.
К концу 1660-х годов картины де Хоха утратили значительную часть своей нежности и утончённости. Поздние композиции стали более монументальными и сложными, а цветовые гаммы и световые эффекты – более жёсткими. И хотя у живописца не было известных учеников, его влияние ощущается в творчестве
Хендрика ван дер Борха,
Питера Янссенса Элинги и Эсайаса Борсза.
Дочки-матери
Питер де Хох – признанный мастер сложных перспектив и потрясающей игры света. Его небольшие, как правило, работы демонстрируют исключительно точное наблюдение за незаметными деталями повседневной жизни. При этом фигуры на картинах – за исключением лучших произведений дельфтского периода – кажутся угловатыми и, скорее, похожи на деревянных кукол. С другой стороны, их мнимая неуклюжесть придаёт сценам значительную долю очарования.
Техника де Хоха, хотя и в высшей степени функциональная, всё же уступает мастерству других живописцев дельфтской школы – не говоря уже о лейденских fijnschilders («изысканных художниках»), которые довели искусство масляной живописи до совершенства. Но при всех интеллектуальных пробелах или технических недостатках именно интерьеры де Хоха привлекли внимание ценителей к композициям Вермеера в XX веке. Более того, хотя мазки де Хоха часто называют «неэлегантными», его манера очень наглядна и запоминается с первого взгляда.
Домашние сцены составляют около трети всего творчества де Хоха. И, несмотря на глубоко интимный характер, в них нет ни малейшей сентиментальности или навязчивого морализаторства, присущих нидерландской жанровой живописи. Его повествования, как правило, просты и уделяют мало внимания нравственным проповедям и иконографическим тонкостям.
Художник иногда прибегает к приёму «картина внутри картины», чтобы добавить комментарии к основной теме. Но, по словам искусствоведа Джейн Тёрнер,
«смыслы в его творчестве обычно напрямую связаны с изображёнными предметами, в них нет скрытых, закодированных идей». Чаще всего де Хох писал женщин и детей, а особо чувствителен был к взаимоотношениям матерей с дочерьми.
Никакой обскуры
Отношения между Питером де Хохом и Яном Вермером были поводом для жарких дискуссий среди искусствоведов. Историки XIX века полагали, что на первого влияли работы второго. Но теперь считают, что чаще всего дело обстояло наоборот. В ранних работах Вермеера 1650-х годов не видно большого интереса к революционным разработкам голландских жанристов. Только в 1657 году он написал первую известную жанровую сцену
«Спящая девушка», где сделал «поверхностную адаптацию» новаторских мотивов, разработанных в Дельфте.
«Но ничто в этой картине не наводит на мысль, что в конечном итоге автор придёт к идеальному слиянию иллюзионизма и «классической» композиции. Лишь внешний импульс – произведения Питера де Хоха – подтолкнули Вермеера к этому синтезу», – утверждает эксперт Элберт Бланкерт.
Однако, учитывая нехватку исторических доказательств, нельзя наверняка сказать, в каких случаях вёл Вермеер, а в каких – де Хох. Несомненно лишь, что второй был более плодовитым и разносторонним художником из них двоих.
Де Хох исследовал множество разных схем освещения, в то время как Вермеер отдавал предпочтение лучам, падающим сбоку, везде, кроме как в двух поздних полотнах,
«Кружевнице» и
«Гитаристке». В отличие от своих современников, де Хох использовал заднюю подсветку не только в интерьерах, но и в сценах на открытом воздухе. Особенно восхитительна его способность с предельной точностью улавливать блики света на керамике, полированной древесине и стекле. А изображения тускло освещённых комнат, куда свет проникает из окна или открытой двери, не имеют равных.
Стилистические ухищрения в картинах Вермеера более-менее правдоподобно объясняются использованием камеры-обскуры. Но в творчестве де Хоха ничто не намекает на применение оптических устройств или даже на интерес к ним.
Реальность плюс фантазия
Де Хоху приписывают едва ли не единоличное изобретение одного из самых популярных мотивов жанровой живописи – сцен в частных городских двориках.
«Внутренние дворы были неотъемлемой частью голландской внутренней архитектуры и обустраивались либо в середине дома, либо позади него. Здания в городах обычно строились близко друг к другу на длинных узких участках. Одной из функций двора было обеспечение освещения внутренних комнат. Несмотря на то, что де Хох включал в свои работы мгновенно узнаваемые конструкции, его картины не просто повторяют в краске настоящие дворы. Эти сцены виртуозно сочетают как реальность, так и художественный вымысел», – пишет Уэйн Франиц из Музея Гетти.
Специализацией де Хоха был так называемый doorkijkje, или мотив «сквозной двери» – двойной или тройной взгляд в другие комнаты, во внутренние дворы или на улицу за их пределами (
1,
2,
3). Это позволяло художнику создать более сложное архитектурное пространство и одновременно расширить повествование. Искусствовед Марта Холландер подсчитала, что лишь в 12-ти из 160-ти картин, приписанных голландцу, нет такой перспективы.
Свет, перспектива и внимание к мелочам в зрелый период де Хоха создают иллюзию, будто он изображает реально существующие места. Тем не менее, его работы в значительной степени являются плодом воображения и умения выстраивать композицию.
«В его картинах можно мельком увидеть дельфтские здания, в том числе храмы Ауде-керк и Ньиве-керк, Ратушу и Старую городскую стену. Но повторение изменённых и перемещённых деталей подтверждает, что полотна содержат встроенные фрагменты настоящих пейзажей», – отметил в 1980 году Питер Саттон, автор каталога произведений де Хоха.
В свою эпоху Ян Вермеер достиг более высокого профессионального положения, чем Питер де Хох. Но в последующие столетия слава «сфинкса из Дельфта» сошла на нет, и на многие его работы ставили подпись некогда менее удачливого коллеги, чтобы поднять их стоимость. Один из примеров тому – картина
«Мастерская художника», ныне хранящаяся в Музее истории искусств в Вене.
Автор: Влад Маслов