войти
опубликовать
$52
Цифровая версия: 476.4 kB
1443 × 1956 px • JPEG
35.3 × 50 см • 99 dpi
24.4 × 33.1 см • 150 dpi
12.2 × 16.6 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Дата создания: 1914
Работа в подборках: 14 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Город Хаммамет в Тунисе»

В апреле 1914 года Пауль Клее отправился в путешествие в Тунис. Он отвез сына Феликса к родителям в Берн, встретился с другом Луи Муайе, продал несколько картин, чтоб оплатить дорогу – и оба отправились в Марсель, где их ждал третий участник будущей африканской экспедиции Август Маке. Знакомый Муайе, бывший швейцарец, жил в Тунисе и готов был принять троих художников на своей вилле. Идея ехать втроем была главной: писать рядом, делиться впечатлениями и мыслями, обмениваться находками.

Для Клее эта 12-дневная поездка стала одним из самых важных событий в жизни. Здесь 35-летний Клее стал художником.

До африканского путешествия Пауль Клее профессионально играл на скрипке, ухаживал за сыном, экспериментировал с техниками рисования. Его работы были черно-белыми. Он увлеченно и восторженно читает теоретическую работу Робера Делоне о главенстве цвета в работе художника, но сам за краски берется редко, искренне считает себя прежде всего рисовальщиком. Куда уверенней Клее экспериментирует с тушью, карандашом, с офортами и нанесением изображения на стекло.

Три дня Клее с друзьями рисует акварели в арабских кварталах и в порту Туниса. Потом путешествует на машине и, наконец, отправляются на поезде в Хаммамет, а потом – в Кайруан. Здесь, у ворот священного мусульманского города, Клее испытывает озарение. Дневниковая запись об этом дне стала хрестоматийной в разговорах о творчестве Клее: «Цвет овладел мной, теперь мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет – едины. Я – художник».

Здеь, в Тунисе, Клее открывает новую живописную технику: он складывает изображение африканских пейзажей из цветных прямоугольников, лишь изредка добавляя поверх этого лоскутного поля небольшие детали. Кое-где условные очертания куполов мечети, где-то пучки травы или каменная кладка, силуэт дерева или окна – только эти элементы не позволяют пока назвать работы Клее чистой абстракцией. Эту черту художник никогда не пересечет – даже уходя с головой в цветовые эксперименты и медитации, даже сосредотачиваясь на технических играх, склеивая ткань с бумагой, выцарапывая изображение, сшивая кусочки холста, он никогда не теряет связи с реальностью. Для Клее всегда важно разбрасывать хлебные крошки этого мира, уходя в неизведанные дали воображаемых или умозрительных дальних миров. Важно сохранять связь с реальностью и иметь возможность в любой момент вернуться на землю.

Клее любит землю. В любой дальнейшей работе он разными способами сообщает зрителю о фигуративном содержании: то через название картины, то визуальными средствами, а то и настоящим сюжетным посылом. Как бы близко ни приближался Клее к абстракции, он никогда не позволял себе ступать в эту область. Ему там скучно.

Из африканского путешествия Клее привезет не так много готовых работ – 35 акварелей и 13 рисунков. Но ослепляющий свет, многоцветная ясность пейзажей, многоголосная музыка рынков и площадей, ритмичная архитектура станут для него бесконечным топливом, главным живописным открытием.

Пауль Клее вернулся из Туниса на два дня раньше, чем его попутчики. Он объяснял это решение просто: впечатления переполнили его, опьянили, больше было не нужно, больше было не вместить.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии