Норман Роквелл (англ.
Norman Percevel Rockwell; 3 февраля 1894, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк — 8 ноября 1978, Стокбридж, штат Массачусетс), картины которого обожают миллионы американцев, - культовый художник ХХ века. Его имя стало синонимом самого популярного журнала в Америке «The Saturday Evening Post», с которым он сотрудничал почти 50 лет. На иллюстрациях Роквелла выросло не одно поколение детей, вдохновленных его творчеством. Известный режиссер Джордж Лукас вспоминает, как в детстве со всех ног бежал со школы каждый раз, когда выходил новый выпуск журнала:
«Ведь все, что изображал художник, было частью моей жизни». Роквелл был потрясающим рассказчиком, а его герои оказывали на детей почти магическое действие.
Джордж Лукас,
давний поклонник и коллекционер картин Роквелла, пожертвовал 500 тыс. долларов на создание новых образовательных программ в Музее Нормана Роквелла (Стокбридж, Массачусетс). Режиссер исполнял мечту художника: знакомить с его картинами как можно большее количество людей, они рассказывают о человеческих ценностях – любви, доброте, преданности… (
1,
2,
3) Стивен Спилберг - тоже страстный собиратель картин Роквелла, вместе с Лукасом они организовали выставку работ из своих коллекций.
«Я люблю рассказывать истории в своих картинах»
Роквелл изображал обычных американцев с необыкновенной теплотой и симпатией, приправляя картины изрядной долей юмора (
1,
2,
3,
4,
5). Зрители платили ему той же монетой – узнавая себя в героях картин, они писали тысячи благодарственных писем художнику. Вряд ли еще можно найти художника с такой невероятной популярностью, какая была у Нормана Роквелла, успех шел по пятам иллюстратора с первой и до самой последней его работы. Несмотря на громкий успех, он был необыкновенно скромным. Да, Роквелл вел простой образ жизни. Он родился в Нью-Йорке, долгие годы жил в маленьких городах, объездил почти весь мир, но он не был простым человеком. Автор биографии художника «Норман Роквелл: жизнь» Лора Кларидж говорит, что видит в нем невероятно талантливого художника, человека очень образованного, благородного, с твердыми убеждениями, но при этом склонного к депрессиям. Он был мастером юмора и в то же время мог безошибочно точно изобразить драматический момент, достигая сценического эффекта.
Детство
Художник Норман Роквелл родился в 1894 году в семье, не связанной с искусством: отец был менеджером в текстильной компании, мама – домохозяйкой. Страсть к рисованию у Нормана проявилась в раннем детстве. Когда мальчику было семь лет, отец каждый вечер читал романы Чарльза Диккенса, а Норманн рисовал в своем воображении его мрачных героев. Позже в своей автобиографии Роквелл напишет:
"Может быть, когда я вырос и обнаружил, что мир не такое уж приятное место, как я думал, я бессознательно решил, что, даже если это не идеальный мир, он должен быть раскрашен мною идеально в моих картинах, в которых не будет пьяных бродяг или злых матерей, наоборот - только добрые родители и счастливые дети".
Долговязый мальчик постоянно сравнивал свою тощую фигуру с атлетической фигурой своего брата Джарвиса. Норман не увлекался спортом, вместо этого он посещал художественную школу и постоянно рисовал.
Некоторые критики отмечали, что в детстве искусство для Нормана было способом самореализации. В 14 лет он уже окончательно решил стать художником-иллюстратором и бросил школу. Роквелл поступил в Нью-Йоркскую школу искусств, недолго учился в Национальной Академии дизайна, и еще меньше был в «Лиге студентов-художников Нью-Йорка». На этом его образование закончилось, и началась стремительная карьера иллюстратора. В 19 лет Норман – главный художник-редактор популярного журнала бойскаутов «Boy's Life», а через три года он открывает собственную студию в Ла Рошелль, в пригороде Нью-Йорка. Студию он делил с карикатуристом Клайдом Форсайтом, сотрудником журнала «The Saturday Evening Post». Благодаря Форсайту исполнилось самое сокровенное желание Нормана – он получил заказ на обложку журнала «Post», который называли «зеркалом Америки». Чем жила Америка, Роквелл рассказывал в своих картинах 47 лет, создав 322 картины-обложки для журнала.
Покорение Голливуда
В 1930 году Норман развелся со своей первой женой Ирен О’Коннор. Старый приятель Роквелла, чтобы развеять мрачное настроение друга, пригласил его к себе в гости в Лос-Анджелес. Побывав в Голливуде, художник тут же задумал создать «гламурную» иллюстрацию из мира кино. На идею сразу откликнулась компания «Paramount pictures» и предложила написать
Гэри Купера в образе ковбоя, снявшегося в фильме «Вирджинец».
Наблюдая за жизнью Голливуда «за кулисами», Роквелл выбирал свои сюжеты для картин: «уставших» от своей популярности звезд и разочарованных девушек, приехавших на кастинг в надежде стать актрисой, но вынужденных заниматься совсем не романтической профессией.
Удача улыбнулась двум девушкам-моделям Роквелла. Появившись на обложке «Post», они получили контракт с голливудской киностудией. Норману тоже повезло в Лос-Анджелесе - он познакомился со своей второй женой, учительницей Мэри Барстоу. В этом браке у Роквеллов родились
трое сыновей.
Как работал Роквелл
Обладая невероятной трудоспособностью, Норманн Роквелл создал 4 000 картины, при этом говорил:
«У меня не хватает времени написать все, что я хочу». Одаренный рассказчик, Роквелл редко писал картины из своего воображения. У него был свой метод работы – метод режиссера! Самым сложным, признавался художник, было выбрать идею, которая была бы интересна и домохозяйке, и политику. Когда сюжет был найден, Роквелл принимался за поиски моделей, чаще ими становились члены его семьи, друзья или соседи. Художник тщательно продумывал костюмы и обстановку, и долго искал позы своим «персонажам». Когда все детали будущей картины его устраивали, он начинал делать финальную композицию. С 1930-х годов Роквелл нанимал фотографов, чтобы ускорить процесс.
Для одной картины он мог использовать до ста фотографий, компонуя и продумывая композицию до мельчайших деталей. Его ранние работы напоминают сцены из немого кино. К 1940-м годам они становятся сложнее и интереснее по композиции, появляются картины-рассказы, в которых разыгрываются сложные сценарии.
Во время Второй Мировой войны художник решил рассказать, за что воюют американские солдаты и создал свой самый знаменитый цикл «Четыре свободы». «Эти картины для меня значит больше, чем все, что я сделал раньше» - говорил Роквелл. Он написал
«Свободу от страха»,
«Свободу слова»,
«Свободу от нужды» и
«Свободу вероисповедания». Эти права человека должны были стать общепринятыми во всем мире, они прозвучали в обращении Рузвельта в 1941 году и вдохновили художника на работу. Выставка «Четыре свободы» объездили всю Америку, и собрала 132 миллиона долларов, которые передали на военные нужды. Еще одну военную серию художник написал
о солдате Вилли Гиллисе, изобразив его жизнь до и во время войны.
Третий брак и позднее творчество
Из-за болезни жены в 1953 году Роквеллы переехали в Стокбридж. Последние десять лет жизни Мэри страдала депрессиями и лечилась в психиатрической больнице. В 1959 году она умерла. Друзья Норманна вспоминают о его растерянности. Художник берется писать свою биографию («My Adventures as an Illustrator»). На обложке книги художник поместил самый знаменитый
автопортрет.
Спустя два года Роквелл снова женился и снова на учительнице, правда, пенсионерке, Молли Пендерсон. Каждый день жители маленького городка наблюдали, как счастливая пара катается на велосипедах.
В 1960-е годы Роквелл сотрудничал с журналом «Look» и все больше интересовался гражданскими правами в Америке (
«Новые соседи»,
«Золотое правило»). У него свои политические предпочтения. Художник очень уважал и ценил политику
Эйзенхауэра. Однажды Эйзенхауэр пригласил Роквелла на официальный обед в Вашингтон. Художник очень переживал, готовясь к встрече, и принимал успокоительное, боясь произвести невыгодное впечатление на президента. Однако все прошло благополучно. В 1974 году Роквелл был награжден Президентской Медалью Свободы – высшей гражданской наградой в США.
Художник прожил 84 года и в конце жизни признался:
«Секрет многих художников-долгожителей в том, что каждая картина для них – это новое приключение. Так что, вы видите, они всегда смотрят вперед, ожидая чего-то нового и захватывающего. Секрет в том, чтобы не оглядываться назад».
Автор: Ирина Олих