«Значит, не смог я сторговаться с вашим торгашеским миром!», – говорит Нико Пиросмани в биографическом фильме Георгия Шенгелая «Пиросмани». Не смог, да. Неприкаянная жизнь в вопиющей, безысходной даже не бедности – нищете. Художник, картины которого будут выставляться в Лувре и Третьяковке, чья
«Арсенальская гора ночью» в 2007 году уйдет на аукционе Sotheby`s за 1 млн. фунтов стерлингов, умер от голода и холода в сыром подвале.
«Застрял я в горле у этой проклятой жизни» Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) родился в затерянном на востоке Кахетии селе Мирзаани. Сведения о его детстве основываются на рассказах, слухах и косвенных исследованиях. Документов, в которых были бы зафиксированы факты, не осталось. Родители его умерли, когда мальчику было около 8 лет. Нико взяли к себе Калантаровы – владельцы имения, в котором его отец обрабатывал виноградники. Вскоре вместе с одним из сыновей Калантаровых Нико уехал в Тифлис.
Пиросмани не получил художественного образования. Единственные его учителя – странствующие художники. Наблюдая, как они расписывают вывески лавок и дуканов (трактиров), Нико учился рисовать.
Это сегодня Пиросмани – один из величайших представителей примитивизма и человек, чьим именем названо огромное количество ресторанов кавказкой кухни. При жизни его именовали попроще – маляр. Деньги у него буквально уплывали из рук. В основном художник зарабатывал на жизнь, разрисовывая стены трактиров и создавая
вывески, а его за это кормили и наливали стакан вина и рюмку водки.
Он пытался вернуться в родное село, открыл продуктовую лавку, в которой торговал сыром, молоком, мацони, медом. Затея потерпела крах. Гордый кахетинец мог нагрубить выгодному покупателю и дать полную корзину товара в долг бедняку, который неизвестно когда и неведомо с чего долг вернет. В память об этом периоде остались
«Белая корова на черном фоне» и
«Черная буйволица на белом фоне». Эти картины служили вывеской лавке Нико.
Свет черной клеенки ПиросманиНельзя не упомянуть необычные холсты Пиросмани. Чаще всего он писал на клеенке. По одной версии – это обычная клеенка в трактире, по другой – специальная техническая клеенка. Учитывая его тотальную бедность, вполне возможно, что оба варианта имели место: когда появлялись какие-то средства, Пиросмани покупал специальный материал, а когда об этом мечтать не приходилось – что ж, художника не остановит отсутствие холста. Уникально то, что Пиросмани писал чаще всего на черной клеенке. Не свет он раскрашивал, а черноту осветлял. Многие исследователи считают, что причиной открытия этой техники стала нужда, не отпускавшая художника всю жизнь. Чтобы сэкономить на красках, он писал на черной клеенке и оставлял ее незакрашенной там, где требовался темный цвет.
«Искать пещеру царицы Тамары… Хоть один раз взглянуть бы на ту долину, где солнце никогда не заходит», – говорит Нико Пиросмани в фильме Шенгелая. Именно это он и пытался сделать всю жизнь, перенося краски на черную клеенку, а светом раскрашивая тьму.
Пиросмани не довелось изучать историю искусств и знакомиться с различными направлениями живописи. Это был самоучка чистой воды. Возможно, отсутствие академического образования в его случае и позволило таланту максимально проявиться. Его картины наивны, и в своей наивности и простоте – неподражаемы. Кажется, Пиросмани миновала присущая большинству художников боязнь чистого холста. Холст недолго оставался чистым перед Нико Пиросмани. С детской смелостью, не затронутой сомнениями, он подходил к холсту – будь он белым холстом или черной клеенкой, и писал. Без эскиза, без набросков, без продумывания композиции и выстраивания перспективы.
У Нико Пиросмани не было такого явления, как забракованные работы и перечеркнутые черновики. Да и не мог художник позволить себе разбрасываться драгоценными холстами. Он всегда писал начисто, по возможности – не отрываясь, пока не закончит. Здесь не оказывалось места размышлениям. Словно Пиросмани не писал картины, а помогал им, уже существующим, проявиться.
Практически вся настенная живопись Пиросмани погибла. Кто же мог знать, что роспись на стенах недорогих тифлиских дуканов – на вес золота? Не приспособленный ни к чему другому, кроме живописи, Пиросмани рисовал всегда. По исследованиям, он написал около двух тысяч картин. До наших дней дошло менее трехсот.
«Свою жизнь превратил в цветы»Жил-был художник один, Много он бед перенес…Известный всем жителям постсоветского пространства хит о миллионе алых роз Вознесенский написал о Нико Пиросмани. Художник увидел выступление французской артистки кафешантана Маргариты де Севр и потерял голову. Был ли миллион роз, неизвестно, но по слухам, бедняк Пиросмани действительно завалил номер певицы цветами, а к собственному дню рождения сделал ей подарок, скупив «целое море цветов». Взаимность ему – худому, изможденному голодом и страстью - от привыкшей к светским ухажерам Маргариты не светила. Но кто бы сегодня знал о французской певичке, не напиши незадачливый покупатель «миллиона алых роз»
портрет актрисы Маргариты?
Открытие Нико ПиросманиЛюди, сыгравшие важнейшую роль в жизни Пиросмани, – братья-художники Кирилл и Илья Зданевичи. Они путешествовали по Грузии вместе с Михаилом Ле-Дантю, русским художником французского происхождения. В тбилисских дуканах братья обратили внимание на удивительной силы картины, которые украшали стены отнюдь не фешенебельных заведений. Картины были сделаны в своеобразной манере. Сила, бьющая через край из этих безыскусных полотен, потрясла художников. Долгие расспросы и поиски вывели их на автора. Зданевичи скупали картины Пиросмани и целенаправленно искали его самого.
В феврале 1913 года от
Ильи Зданевича мир впервые услышал о Нико Пиросмани. Статья называлась «Художник-самородок» и была опубликована в газете «Закавказская речь». Вскоре в Москве состоялась первая выставка Пиросмани, а через некоторое время его пригласили на собрание общества художников в Тбилиси. К Пиросмани пришло признание, но стать тем, что в быту именуют «успешный человек», ему не было суждено. Признание практически не отразилось на финансовом состоянии Пиросмани. Деньги по-прежнему обходили его стороной, социального и общественного успеха при жизни ему добиться не удалось: не было ни высоких гонораров, ни дома и семьи… Были нищета, голод, холод и сырые подвалы.
Всю жизнь он тосковал по деревенской жизни. Есть легенда, что Пиросмани покупал скошенную траву и засыпал на ней, пытаясь хоть частично таким образом погасить тоску по дому. Но жизнь художника оценивается по иным критериям, чем социальная успешность. Уже признанный и обласканный публикой, благосклонности которой при жизни так и не удалось добиться Пиросмани, Пабло Пикассо говорил, что завидует судьбе грузинского художника-примитивиста, сумевшего наполнить светом черную клеенку.
Пикассо восхищался картинами Пиросмани. Одна последних работ знаменитого кубиста –
портрет гордого кахетинца.
Автор: Алена Эсаулова