Около 100 редко выставляемых шедевров XV — XX-го веков с комментариями — результатами новейших исследований, — гостят в Центре искусств Канторов. Стэнфордский университет перенял эстафету у коллег из Принстона, где выставку «Рисунки итальянский мастеров на протяжении 500 лет» (500 Years of Italian Master Drawings) успешно представляли в прошлом году. Еще бы! Бернини, Тьеполо, Карпаччо, Гверчино, Веронезе — звучит как музыка!
Гверчино: Этюд
для «Мученичества святого Варфоломея», 1635 — 1636. Перо и коричневые чернила на сливочной бумаге верже
Тематически организованная выставка включает широкий спектр работ, начиная с раннего Возрождения и до начала модернизма. Это панорамный взгляд на ключевую роль, которую рисунок, disegno, играет в итальянской живописи. В процессе создания картин он объединяет два аспекта — психологический и физический акт творения с фокусировкой на человеческой фигуре.
Эта крупная передвижная экспозиция включает редко выставляемые работы таких художников, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини, Федерико Бароччи, Витторе Карпаччо, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе, Амедео Модильяни, Франческо Пармиджанино, Джованни Баттиста и Джованни Доменико Тьеполо, Тинторетто и Гверчино.
Многие рисунки снабжены новыми данными об авторстве, дате создания и провенансе. Среди значительных открытий — архитектурный эскиз Микеланджело, впервые обнаруженный в 1990-е годы на обратной стороне листа с набросками голов. План так и не построенной часовни был найден при помощи инфракрасной рефлектографии.
Иллюстрация: Микеланджело Буонарроти: Бюст молодого человека и карикатурное изображение головы старика в левый профиль, ок. 1530. Чёрный мел на желтовато-коричневой бумаге
Ремиджио Кантагаллина: Сцена на сельской площади в Тоскане, 1633. Коричневые чернила, чёрный мел и графит на светло-коричневой бумаге
Особый интерес в экспозиции представляют несколько исторических «пар», которые демонстрируют, как молодые художники практиковались, копируя работы признанных мастеров прежде, чем начать рисовать с натуры.
- Витторе Карпаччо: Две стоящие египетские женщины и Голова мужчины и голова льва (обратная сторона), ок. 1495 – 1516. Перо и темно-коричневая тушь, белая гуашь и чёрный мел на светло-коричневой бумаге верже
- Маркантонио Раймонди: Копия «Адама» Альбрехта Дюрера, ок. 1501 – 1508. Перо и коричневые чернила на светло-коричневом ватмане
Есть также пары, подчёркивающие взаимосвязь рисунков и гравюр, которые стали первыми серийными изображениями для массового распространения. Кроме того, пары показывают и проблемы, с которыми нередко сталкивалась «культура копирования» в эпоху Возрождения.
«Эта необычная выставка подчёркивает, насколько важны университетские художественные музеи, как глубоко они могут продвинуться со своими коллекциями и исследованиями, и насколько важно им делиться своими ресурсами со студентами, профессорами и преподавателями, жителями страны и всего мира», говорит Конни Вулф (Connie Wolf), директор Центра искусств Канторов.
Амедео Модильяни: Мужская голова. Перо и чёрные чернила на тонкой кремово-белой бумаге
Выставка «Рисунки итальянский мастеров на протяжении 500 лет» в Стэнфорде продлится до 24 августа 2015 года.
Главный рисунок: Гаэтано Превиати, иллюстрация к роману Алессандро Мандзони «Обручённые» (ок. 1895 — 1899). Акварель
и гуашь на светло-коричневой бумаге. Художественный музей Принстонского университета