На выставке «Америка, которую трудно увидеть» («America is Hard to See») картина Джексона Поллока висит неправильно. Непреднамеренный скандал или подстроенный эпатаж кураторов обширной экспозиции, представляющей все вехи американского искусства?
В центре — работа Поллока «Номер 27» (Number 27, 1950)
Современное искусство и без того поставило все с ног на голову, и порой озадаченные кураторы действительно делают ошибки. Хрестоматийный пример — картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), которая в 1961 году провисела вверх ногами 47 дней в Нью-йоркском Музее современного искусства, пока посетитель не заметил ошибку. До этого ее посмотрело 116 000 человек.
Неужели история повторяется? Но даже дилетанты привыкли видеть масштабные полотна Поллока «вдоль»! Горизонталь — правильный ориентир в случае и с «номером 27». Уж об это ли не знают в музее, где картина была отреставрирована?!
Джексон Поллок в студии (фото Joe Fig)
Что ж, нынешняя «мистификация» - намеренная, еще и авторская, историческая! Она основана на фотографиях, где видно, что сам Поллок в Нью-Йорке в 1950 году на выставке в галерее Бетти Парсонс (Betty Parsons) повесил полотно вертикально.
Существует версия о том, что тогда в галерее банально не хватало пространства для всей широты души и полотна художника. Ныне же в новом здании Уитни просторов хватает. Видимо. кураторы решили озадачить арт-критиков и публику, и заставить нас пересмотреть свои взгляды на ставшие уже привычными абстракции Поллока.
И, хотя прецедент с вертикальным размещением картины — единственный в истории, но раз уж сам Поллок не возражал, то с чего бы и нам сегодня затевать шумиху?
И, хотя прецедент с вертикальным размещением картины — единственный в истории, но раз уж сам Поллок не возражал, то с чего бы и нам сегодня затевать шумиху?